ЗПР — состояние, при котором наблюдаются минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность ЦНС, а также отставание в результате социальной депривации.
Термины «задержка психического развития», «задержка темпа психического развития» предложены Г. Е. Сухаревой.
Основными причинами отставания являются слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или приобретенные, а в некоторых случаях — и генетически обусловленные.
Детям с ЗПР свойственны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.
К. С. Лебединская выделила 4 варианта ЗПР по этиопатогенетическому принципу:
• конституциональная;
• соматогенная;
• психогенная;
• церебрально-органического происхождения.
М. С. Певзнер в группе детей с ЗПР описывает разные варианты инфантилизма, интеллектуального нарушения при церебрастенических состояниях, дефектах слуха, речи, отклонениях в характере и поведении.
К особенностям детей с ЗПР относятся: неустойчивая концентрация внимания, повышенная отвлекаем ость, низкий уровень восприятия, малый объем памяти, трудности воспроизведения учебного материала, бедный словарный запас, нарушение лексико-грамматической стороны речи, наличие дефектов звукопроизношения. Все это приводит к снижению работоспособности, повышенной утомляемости, зачастую — к отказу от деятельности.
Поведение детей с ЗПР характеризуется пассивностью, медлительностью в действиях, старательностью и аккуратностью в отношении к обязанностям, по характеру они уступчивы, послушны. Учебная мотивация выражена слабо.
Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР:
1. Развитие двигательной сферы:
— общей моторики;
— мелкой моторики рук;
— артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психики:
— развитие зрительного восприятия;
— развитие слухового восприятия;
— формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;
— развитие пространственных представлений и ориентации;
— развитие представлений о времени;
— развитие представлений о звуке, букве, слове, слогах и т. п.
— расширение представлений о мире, развитие словаря.
3. Развитие мышления:
— развитие навыков соотносительного анализа;
— формирование навыков группировки, классификации объектов;
— развитие абстрактного мышления.
4. Коррекция эмоционально-волевой сферы:
— формирование навыков саморегуляции деятельности;
— развитие эмоционально-личностного опыта;
— развитие эмоционального опыта через драматизацию, игротерапию.
Решением ПМПК дети с ЗПР направляются (в зависимости от возраста и уровня интеллектуальных возможностей) в ДОУ компенсирующего вида, в специальные коррекционные школы-интернаты 7-го вида или в рамках интегрированного обучения — в общеобразовательные школы в классы коррекционно-компенсирующего или коррекционно-развивающего обучения.
Коррекционная работа в этих учреждениях с данной категорией детей осуществляется в 3 направлениях: диагностико-консультативном, лечебно-оздоровительном и коррекционно-развивающем.
Для специальных ДОУ и школ для детей с ЗПР в соответствии со специальным образовательным стандартом созданы адаптированные программы и учебные планы. В ДОУ коррекционная работа ведется с учетом уровня развития ребенка по следующим направлениям: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование правильного звукопроизношения, обучение игре, формирование элементарных математических представлений, обучение грамоте, трудовое, физическое, музыкальное воспитание. В школе вводятся дополнительные специальные предметы: ритмика, ознакомление с окружающим миром, трудовое обучение. Дополнительно с каждым ребенком проводятся индивидуально-групповые занятия по предупреждению трудностей в освоении отдельных тем, логопедические занятия, факультативные занятия по развитию индивидуальных способностей.