В отличие от западно-европейских ладов в народной музыке сложились ТРИ ладовые системы: БЕСПОЛУТОНОВЫЕ, ДИАТОНИЧЕСКИЕ, НЕДИАТОНИЧЕСКИЕ; а внутри них лады: малообъемные (до 4-х ступеней), неполные (5-6 ступеней), полные (семиступенные и шире).
I Бесполутоновые (ангемитоника) | II Диатонические (гемитоника) | III Недиатонические (особые образования) | |
МАЛООБЪЕМНЫЕ (до 4-х ступеней) | Увеличенные и уменьшенные на основе ув.4 и ум.5 | ||
(нотные примеры стр. 54) а). Трихорд (в кварте) №1. «Зайчик ты, зайчик» №2.«Вир-вир колодец» а`). Трихорд (в квинте) №3.«На море утушка» б). Тетрахорд (в квинте) №4.«Как пошёл чижик» в). Тетрахорд (в сексте) №5.«Слава на небе солнцу красному! Слава!» | (нотные примеры стр. 55) а). Дихорд (2 ступени, нейтральное ладовое наклонение) №1.«Дождик, дождик пуще» №2.«Ладушки, ладушки» б). Трихорд (м.3; б.3; минорного, мажорного наклонение) №3.«Иванушка-рачик» №4.«Гори-гори гарко» в). Тетрахорд (маж.; мин.) №5.«Авсень-авсень» №6.«А мы масленицу» | (нотные примеры стр. 57-58) а). Ув.4–(тритоновыепопевки) – в основе лада: тон-тон-тон. №1.«Через садик, через вишенье» б). На основе ум.5 – в основе лада: тон-полутон-тон-полутон №2. «Кашу варили» в). Трихорд (с субквартой) №3. «Исходила младёшенька» №4. «На гряной неделе». | |
НЕПОЛНЫЕ (5 –6 ступеней) (нотные примеры стр. 56) | |||
а). а). Пентатоника (маж.; мин.) №6.«Как по морю, морю» №7.«Веселая беседушка» «мпп «Как k | а). Пентахорд (маж.; мин.; формируется Т 5/3) №7.«Вы лузя мои» б). Пентахорд с захватом VII ст. снизу №8.«Со вечера, с полуночи» «Ой, голымба» б). Гексахорд (мажорного или минорного наклонения) №9.«Не заря, заря занималася» №10.«У ворот, да ворот батюшкиных» | ||
ПОЛНЫЕ СЕМИСТУПЕННЫЕ (нотные примеры стр.57) | |||
а). Натуральные маж., мин (эонийский, эолийский) б). Мажор с VII (миксолидий- ский) (у семейских Забайкалья). в). Мажор с IV# (в р.н.п. нераспространен. В укр., польских, норвежских, болгарских). г). Минор со II (фригийский) (у семейских Забайкалья) д). Минор с VI# (дорийский) е). Обиходный лад (из 4-х маж. тетрахордов. У семейских Забай- калья). | а). Мелодические мажор, минор (в народ. песнях Украины, Белоруссии, Воронежской, Курской, Брянской, Смоленской обл.). б). Целотоновый лад – (6 ступеней) в основе лада: Ув.4 + тон + тон (Свиридов «Курские песни» «Зеленый дубок»). | ||
ЛАДОВАЯ ПЕРЕМЕННОСТЬ
|
|
(нотные примеры стр. 57)
Основные формы ладовой переменности, встречающиеся в напевах народных песен:
Одноимённая ладовая переменность (называется «переливчатый» лад). Пример №1. – «Я по жёрдочке шла» (Ре – мажорная-минорная окраска).
Секундовая переменность, или сопоставление двух устоев.
|
|
Пример №2. – «Дубровушка» (ре – до – ре) I – II- I ст.
3. Терцовая переменность или сопоставление параллельных минора и мажора. Пример №3. – «Ах, ты ноченька» (ми – соль – ми) I – III –
I ст.
4. Кварто-квинтовая переменность или сопоставление двух музыкальных предложений, с устоями, между которыми I – IV расстояние. Пример №4. – «Не ходите, вы девчата, бережком»
(фа – си-бемоль).
5. Многократная смена устоев – в напеве, состоящем из попевок с внутренним, временным устоем. Пример №5 – «Как за речкой».