Каждое поколение людей, осознающих себя как общество, вынуждено решать следующие задачи:
· Осваивать опыт предыдущих поколений;
· Критически его осмысливать в зависимости от изменившихся условий;
· Обогощать его и приумножать;
· Сохранять этот опыт на различных носителях;
· Передавать его последующим поколениям.
Помогать людям решать эти задачи и призвана такая наука как педагогика.
Педагогика («детовождение» - греч.) – это наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшим поколением социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Исторически педагогика сложилась как наука о воспитании. В начале XVII в. она была вычленена из системы философских знаний английским философом и естествоиспытателем Ф. Беконом, который в труде «О достоинстве и увеличении наук» (1623 г.), выделяет педагогику в качестве отдельной науки.
А в конце XVII в. Ян Амос Коменский излагает основы научной педагогики в своём труде «Великая дидактика».
Объект педагогики – это система педагогических явлений, связанных с развитием человека. Таким явлением можно назвать образовательный процесс.
Предмет педагогики – закономерные связи между внутренним миром, автивностью человека и факторами, на него воздействующими (Ведерникова Л.В.): природные, социальные и целенаправленной организации деятельности (воспитание и обучение).
Однако по вопросу предмета педагогики до сих пор не существует единого мнения. Наиболее характерные точки зрения следующие - «воспитательная деятельность, осуществляемая в образовательном учреждении» (И.П. Подласый); «образование как целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социально-культурных институтах (В.А. Сластенин); «воспитание» (П.И. Пидкасистый); «воспитательные отношения» (А.С. Макаренко), «образование как целостный педагогчиеский процесс...: социализации, индивидуализации, воспитания, обучения, развития» (Н.Ф. Голованова).
Педагогику можно рассматривать и как науку об управлении взаимодействием людей по организации совместной деятельности (учителей и учеников, учеников между собой, учеников и других людей общества). И тогда эффективной будет та педагогика, которая решает основную функцию управления – устойчивость по предсказуемости. Устойчивость объекта управления (например, всего человеческого общества) в смысле предсказуемости поведения (что будет в будущем) в определённой мере (система описана чётко, определена как можно более полно, закодирована ясно) под воздействием: 1) внешней среды (биосфера, техносфера); 2) внутренних изменений (внутри общества); 3) управления. Если система не предсказуема, то управлять ею невозможно в принципе. В последнее время появилось целое направление – образование для устойчивого развития общества, государства и вцелом планеты Земля.
Основных функций педагогики как науки три из которых следуют решаемые ею задачи
– аналитическая - теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания; анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта,
- проективно-конструктивная - разработка новых педагогических технологий, систем, основ инновационной педагогической деятельности; применение результатов педагогчиеских исследований в практике; научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами,
- прогностическая - обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания и эффективного управления образованием.
К актуальным проблемам педагогики сегодняшнего дня можно отнести –усиление роли духовно-нравственного воспитания; переход от репродуктивного обучения к продуктивному – овладение методологической культурой познания (умение учиться); образование в течение всей жизни; переход к инклюзивному образованию; воспитание в духе толерантности; усиление роли этнопедагогики (воспитание в русле народной культуры). Но самой фундаментальной проблемой является смена образовательной методологии, переход от личностно-отчужденной к личностно-центрированной методологии, которая подразумевает равноправные субъект-субъектные отношения между всеми участниками образовательного процесса (Э.Н. Гусинский). На практике это означает переход к открытым гуманистическим образовательным система.
№ | Критерии для сравнения | Личностно-отчуждённая методология | Личностно-центрированная методология |
Предметное содержание образования. | Текст, в котором всё разъяснено и понятно, учебник, который пересказывает догмы наук. | Оригинальный текст, первоисточник. | |
Стиль взаимодействия участников образовательного процесса | Субъект-объектные взаимодействия. Ученик объект более или менее изощренного педагогического воздействия. | Субъект-субъектные взаимодействия. Ученик - субъект образовательного взаимодействия. | |
Организация образовательной среды | Взаимодействие со средой жёстко регламентировано: во времени – уроком, в пространстве – кабинетом. Среда соответствует утверждённым программам и не находится в открытом для учеников доступе. | Взаимодействие со средой обусловлено интересом и потребностями ученика. Среда активизирующая, поддерживает учение, стимулирует вопросительное отношение к миру и творческий поиск ответов на возникающие вопросы. |
Изменение социо-культурной ситуации вцелом на планете так же влияет и на педагогику, предъявляя к ней новые требования, в частности важнейшим сегодня является запрос общества на массовость креативных компетентностей и на массовую готовность к переобучению, которые до сих пор рассматривались как элитарные, и это тоже является важнейшей проблемой педагогической науки, которая раньше перед ней не ставилась.
К характеристикам образования на современном этапе информационного постиндустриального общества можно отнести:
· включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы;
· опору на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития;
· многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени;
· смену основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации.
Мировое сообщество должно осознать, что информацией и знаниями необходимо управлять. Знание – сила (Ф. Бэкон), но оно не должно носить разрушительный характер. По мнению современных ученых для решения насущных проблем человеческой цивилизации необходимо следующее:
1. Создавать равные условия в получении знаний всем слоям населения для исключения резких диспропорций.
2. Проектировать и внедрять мтеодологии и методики, направленные на повышение эффективности обучения.
3. Вооружать людей знаниями проведения исследований, анализа, генерации новых информаций и знаний.
4. Усилить социально-психологическую и гуманитарную составляющую знаний.
5. Сменить парадигму функционирования общества от материальной к духовной, т.е. перейти от пароизводства товаров и услуг, к производству Человека.
Решение этих глобальных задач лежит в русле педагогики.
Педагогика тесно связана с другими науками, так как заимствует у них научные идеи, теоретические положения, практические выводы, использует данные, полученные другими науками и участвует в комплексных исследованиях человека. В первую очередь к таким наукам следует отнести – социологию и психологию, а также – философию, анатомию, политологию, экономику, медицинские науки и др.
Педагогика имеет следующие основные категории (базисные педагогические понятия) – образование, воспитание и обучение, а также основные междисциплинарные – формирование, социализация и развитие.