Задание 1. Подготовить сообщение о структуре и видах общения.
Задание 2. Подготовить сообщение на тему «Позиции, стили и роли в общении».
Задание3. Подготовить сообщение на тему «Особенности профессионального общения УУП».
Задание 4. Задумайтесь над тем, какое место занимает общение в Вашей жизни. В течение одной недели фиксируйте все межличностные контакты, ситуации общения, в которых Вы учувствовали.
Цель наблюдения: Проанализировав полученные результаты, понять то, что в разных ситуациях цели общения, а так же его результаты, эффекты могут быть разными. В одном случае в ходе общения мы узнали что-то совсем новое, в другом – пережили много приятных (не приятных) чувств, эмоций, в третьем - повысили свою самооценку и т. д.
Для систематизации и дальнейшего анализа используйте таблицу.
Критерии для наблюдения и оценки | Дни | ||||||
С кем общался | |||||||
Предмет общения | |||||||
Кто инициатор | |||||||
Личностная значимость (по 10-бальной шкале, 10-максимальная оценка, 1-минимальная) | |||||||
Моя удовлетворенность | |||||||
Предполагаемая удовлетворенность других участников общения | |||||||
Моя включенность | |||||||
Степень моей активности | |||||||
Степень моей заинтересованности | |||||||
Уровень конфликтности, напряженности |
Практические упражнения на развитие первого контакта с партнером по общению:
Упражнение 1. «Приветствие».
Цель: расширение репертуара поведения в начале контакта, во время знакомства.
Процедура: каждый участник должен поздороваться с каждым членом группы без слов, используя возможности мимики, пантомимики, но молча.
Если приветствия однообразны, следует напомнить способы приветствия из фильмов или национальные способы приветствия.
Упражнение 2. Установление психологического контакта в процессе общения.
Порядок проведения: обучаемые разбиваются на пары. 1 каждой паре они разбирают между собой роли "замороженного" и "реаниматора". По сигналу "замороженный" застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо - с окаменевшим лицом и пустым взглядом.
Задача реаниматора: в течение одной минуты вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. "Реаниматор" не имеет права ни прикасаться к "замороженному", ни обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает - это взгляд, мимика, жест и пантомима.
В упражнении делается акцент на совершенствование навыков эмоционального контакта. Соответственно и главным героем становится не тот, на кого воздействуют, а тот, кто это воздействие осуществляет.
Упражнение 3. Преодоление трудностей в процессе общения.
Порядок проведения: обучаемые разбиваются на группы по 5-8 человек. Им необходимо успеть сказать какое-либо слово на выбранную тематику по кругу. Пауза между ответами обучаемых не должна превышать 5 сек. Некоторые "выпаливают" первое, что приходит в голову, чем избавляются от страха в общении, но могут говорить не в соответствии с выбранной темой. Те обучаемые, которые не справляются с заданием, выбывают из игры, в конце концов в каждой группе остается по одному "победителю".
Упражнение 4. Выбор позиции в процессе общения.
Порядок проведения: одному обучаемому дается задание провести диалог в роли начальника с "опоздавшим" на работу сотрудником с различных позиций: с позиции "сверху" (над), с позиции "снизу" (под), с позиции "на равных".
Упражнение 5. Вхождение в общение.
Порядок проведения: упражнение выполняется в паре. Один из обучаемых передает другому информацию о каком-то событии (желательно, чтобы оно имело отношение к служебной деятельности), используя только неречевые средства - жесты, мимику, позу, походку. Второй партнер рассказывает, что он понял, а первый следит за правильностью ответа. Затем они меняются ролями, передают информацию о втором событии и т.д.
Упражнение 6. Выбор необходимых средств общения.
Порядок выполнения: обучаемым демонстрируется короткий (3-5 мин.) видеофрагмент ситуации беседы сотрудник полиции с гражданином.
Задание: объясните жесты, которыми пользовался специалист, нужны ли эти жесты в данной ситуации, какова дистанция, на которой проходило общение, целесообразна ли она?
Задания на развитие и понимание значения общения для человека:
Задание 1. Объясните смысл высказываний:
1. «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия» (Эразм Ротердамский).
2. «И самая блестящая речь надоедает, если ее затянуть» (Б.Паскаль)
3. «Язык –инструмент; едва ли не труднее он самой скрипки» (П.А. Вяземский)
4. «Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ним» (Л.Н. Толстой)
5. «Обороты речи – это своего рода одежда, в которую облечены мысли» (И.Энгель)
6. «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым» (Р. Эмерсон)
7. «Старайтесь, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды» (Д. Вилькинс)
8. «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его и со своей точек зрения» (Г. Форд)
9. «Кто привык быть неискренним с другими, то в конце концов перестает быть искренним с собой» (Ф. Ларошфуко)
Задание 2. Объясните смысл притчи:
«Три фигурки»
Однажды Акбар, индийский царь, получил в подарок три абсолютно одинаковые золотые фигурки. Дарящий сказал также, что у каждой фигурки - свое значение и своя ценность. Чем же различались они одна от другой? Этот вопрос должны были решить советники царя. Сколько ни искали они различия, но так и не обнаружили их. Один из мудрецов, Бирбал, тем не менее продолжал свои поиски. Наконец, в каждой из фигурок он обнаружил по маленькому отверстию в ухе. В них-то мудрец и продел тонкую золотую нить. Тогда и стало очевидным, что у одной нить вышла из второго уха, у другой - изо рта, а у третьей фигурки нитка вышла через пупок. Настало время растолковать ценность и значение фигурок. Бирбал так объяснил их царю:
- Решение таково. Первая фигурка - символ человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая напоминает нам человека, который, едва выслушав сказанное, спешит рассказать об услышанном другим. Третья фигурка символизирует человека, который, услышав от других что-то, старается пропустить это через собственное сердце. Эта фигурка - самая ценная из трех.
Материал для самопроверки:
Заполните пробелы:
1. Правильное общение требует … человека, а не заставить его замолчать.
2. Увлекательное начало разговора рождает …, критическое отношение к говорящему исчезает.
3. Хорошо аргументированный … способствует эффективности словесного воздействия.
4. Начало и конец любого разговора запоминаются особенно ….
5. Трудно общаться с теми, кто все время…
6. Упрямого человека легче всего убеждать …
7. С возрастом эффективность словесных воздействий…
8. Любая форма словесного общения требует …
Правильные ответы: 1. – расположить и переубедить, 2.- внимание, 3 – пример, 4 – хорошо, 5 – критикует, 6 – жизненной ситуацией, фактами, 7- остается без изменений, 8 – вежливости, такта, доброжелательности, искренней заинтересованности, на лице и в тоне речи, правдивости.