Проблема человека и социально-политические учения эпохи Возрождения (Дж.Пико делла Мирандола, Н.Макиавелли, Т.Кампанелла)

Возрождение или Ренессанс считается наименованием всей европейской культуры XV-XVI в. и ее основной характеристикой признается возрождение человеческой личности, обновление человека. Главной чертой гуманизма можно считать антропоцентризм. В отличие от средневекового мировоззрения гуманисты на первый план выдвигали человека, а потом уже говорили о Боге. Понимание человека сближалось с пониманием Бога. Бог – творец мира природы, человек – творец мира культуры. Бог создал человека подобным самому себе, т.е. творцом и как бы передал ему свои полномочия – человек продолжает дело Бога на земле, сам Бог отодвигается на второй план.

С точки зрения гуманистов, сущность человека, его отличие от всех других существ, состоит в его способности творить, создавать то, чего не было в природе и создавать что-то новое в себе. Человек свободен в том смысле, что не ограничен рамками природы так жестко как животное и, совершенствуя себя, может становиться подобным Богу.

Эта мысль наиболее ярко выражена в знаменитой «Речи о достоинстве человека» Пико Делла Мирандола (1462-1494), ставшей манифестом гуманистического антропоцентризма. Человеческая личность определяется не благодаря происхождению, а через личные заслуги. Главная идея гуманизма состоит в том, что человек должен самоопределиться. То, чем он может стать, зависит от него самого, а не от Бога. Человек должен осуществить себя. Высшая цель - это полная и всесторонняя реализация своих творческих способностей, не ограниченная церковными традициями.

В своем учении он переосмысливал христианство, как высшее, но тем не менее, частное проявление «всеобщей религии». Развивал идею согласия философии и теологии, античной мысли и христианства, отстаивая свободу философского мышления и критикуя догматизм схоластического философствования. В произведениях Пико делла Мирандолы ярко прозвучал один из важнейших тезисов всей философии гуманизма – судьба человека находится в руках самого человека, поскольку он наделен свободой воли. Основной путь для совершенствования человека, для приближения к божественным существам – познание. Причем познание с помощью всех имеющихся в арсенале средств: философии, теологии, мистики, магии. Характерно, что именно философию Пико считал первой и важнейшей ступенью познания, поскольку философия готовит человека к высшему знанию, очищает его разум, смиряет страсти, успокаивает душу. Пико утверждал, что философия, как и познание вообще, не является достоянием избранных, наоборот, философией должны заниматься все люди: «Без философии нет человека».

Николо Макиавелли (1462-1527). Его можно назвать одним из наиболее трезвых умов своего времени. Из своих рассуждений он практически исключает проблему Бога, его интересуют в основном социально-философские, политические проблемы. Политику он впервые рассматривает автономно, отдельно от религии и этики. То, какой она должна быть, выводится из опыта, а не из теологических или этических предпосылок. Подход к политике сугубо прагматический, его цель дать конкретный ответ на то, как должны поступать политики в современных ему государствах, а не в вымышленных, утопических. В своем главном произведении «Государь» он говорит о том, что человек является творцом самого себя. Сила воли, мужество и настойчивость дают возможность воздействовать на свою судьбу. Доблестный правитель отличается, по Макиавелли, именно тем, что он сам определяет себя, что он действует сообразно времени и применяет различные средства для достижения практической пользы, которые могут при необходимости идти вразрез с общепринятой моралью. «Добродетель» для государя это все, что ведет к сохранению его власти. Государь должен приобрести умение отступать от добра, быть скупым, жестоким, бесчеловечным, если этого требуют обстоятельства. По Макиавелли, действия не только правителя, но и вообще любого человека должны определяться прежде всего практической пользой, а не абстрактными духовными идеалами.

Томазо Кампанелла (1568—1639) — ит. философ, поэт, политический деятель, создатель коммунистической утопии «Города Солнца».

Несмотря на значительную образованность, критически относился к «книгам человеческим», призывая читать «книгу творений Бога». Неудовлетворенность схоластической мудростью предопределила то, что К., подобно Телезио, высоко ценил чувственное познание, но ему был чужд сенсуализм последнего. Чувство для К. — некая разновидность интуиции, позволяющая проникнуть в суть вещей как творений Бога. Впрочем, К. высоко оценивал и присущий человеку разум, позволяющий постичь в вещах те вечные идеи, в соответствии с которыми их создал Бог.

Взгляды Кампанелы на устройство мироздания отличает панпсихизм и убежденность во взаимосвязи всего сущего. Живо интересуясь общественными проблемами, Кампанела написал ряд произведений на социальные темы, наиболее существенным из которых можно считать «Город Солнца» — своеобразный вариант коммунистической утопии. В придуманном Кампанелой обществе отсутствует частная собственность, упраздняется семья, дети передаются на воспитание государству. Царит полная унификация в одежде, быту, поведении. Введена всеобщая трудовая повинность. Все стороны жизни соляриев строжайшим образом регламентированы государством, которое поистине вездесуще. Во главе государства стоит правитель по имени Солнце, или Метафизик. Он получает свой пост за ученость и ум и занимает его до тех пор, пока не найдется более достойный кандидат. Метафизик правит, опираясь на помощь трех соправителей — Мощь, Мудрость, Любовь и многочисленного штата чиновников. Принцип сменяемости власти не очень понятен, хотя и указывается, что должностные лица сменяются по воле народа. За малейшее преступление следует жестокое наказание. В городе исповедуется религия Солнца, которую отличает существенный рационалистический элемент, а также тесная интегрированность в государственные структуры. Метафизик одновременно и первосвященник, функции других служителей культа выполняют высшие чиновники.

В этом государстве существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Источник человеческих зол - эгоизм. Автор видит возможность его искоренения, когда все члены общества равны во всех отношениях. Общие столовые, одинаковая одежда, общие украшения, общие дома, спальни и кровати.

Моральное регулирование общественной жизни Кампанелла возлагает на религию, но надеется на религию далеко не во всем. Он разработал ряд правовых и моральных санкций нерелигиозного характера, иногда весьма жестоких, направленных против безделья и разврата. Осмыслив окружавшую его действительность, он пришел только к одному выводу: существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный строй. Где все люди равны между собой.

В творчестве Кампанелы нашли отражение как характерные для эпохи Возрождения филос. идеи, так и социально-критические мотивы, свойственные его времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: