Обеспечение безопасности при проведении массовых мероприятий

Организация физической охраны и обеспечения порядка при проведении массовых мероприятий должна осуществляться по следующим основным этапам:

- при подготовке к проведению массового школьного мероприятия;

- при проведении массового школьного мероприятия;

- по завершению мероприятия.

При подготовке к проведению массового мероприятия необходимо уточнить место, время, порядок проведения мероприятия, его программу, возможное количество и состав участников.

Особое внимание следует обратить на организацию взаимодействия с частным охранным предприятием, охраняющим образовательное учреждение, с органом внутренних дел, обслуживающим данную территорию. При необходимости согласовать вопросы о выделении дополнительных нарядов для обеспечения безопасности.

В соответствии с «Планом охраны образовательного учреждения и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий» уточняются особенности территории, при необходимости маршруты движения транспорта и порядок его подъезда к образовательному учреждению, места стоянки транспорта, места размещения дополнительных нарядов, дополнительных первичных средств пожаротушения, места нахождения ответственных и классных руководителей.

При необходимости в «План охраны образовательного учреждения и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий» вносятся соответствующие коррективы и изменения.

Перед началом проведения мероприятия со всеми сотрудниками образовательного учреждения, участвующими в его проведении проводится инструктаж по мерам безопасности, а также целевой инструктаж по пожарной безопасности. Кроме того, перед непосредственным началом проведения массового мероприятия целесообразно провести обследование места его проведения, определить пригодность помещений к началу его проведения, уточнить полноту соблюдения мер пожарной безопасности и принять меры к устранению выявленных недостатков.

В ходе проведения массового мероприятия контроль за выполнением всех направлений обеспечения физической охраны и обеспечения безопасности, как правило возлагается на заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности.

Опыт и практика показывают, что при непосредственном проведении массового школьного мероприятия следует обращать особое внимание на следующие вопросы:

- ограничение проноса отдельных предметов (напитков в стеклянной таре, колюще-режущих предметов). В отдельных случаях неоценимую помощь в образовательных учреждениях могут сыграть ручные металлоискатели;

- исключение возможности прохода учащихся в неконтролируемые зоны. С этой целью, для обеспечения безопасности массового мероприятия, целесообразно привлекать родительский комитет и родителей учащихся;

- определение мест размещения медицинских работников и их готовность к оказанию первой медицинской помощи;

- готовность сил и средств взаимодействующих органов к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- готовность запасных выходов и путей эвакуации к экстренной эвакуации учащихся и персонала образовательного учреждения.

Решение проблемы охраны образовательного учреждения и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий во многом зависит от наличия у руководства и сотрудников образовательного учреждения соответствующего опыта, правовой подготовки, знаний основ психологии, особенностей своего коллектива, учащихся и организации тесного взаимодействия с правоохранительными органами и общественными организациями.

По завершении проведения массового мероприятия, как правило, осуществляются следующие меры безопасности:

- проверяются все помещения на предмет возможного наличия посторонних предметов, протечек систем водоснабжения, отопления, источников возгораний;

- в помещениях отключаются электроприборы, освещение, закрываются окна, форточки;

- дополнительно развернутые первичные средства пожаротушения убираются;

- помещения, оборудованные охранной сигнализацией, сдаются под охрану.

О результатах проведенной проверки докладывается руководителю образовательного учреждения или заместителю руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности.

Необходимым условием, повышения эффективности решения задач физической охраны, является ее инженерно-техническое обеспечение.

Мероприятия по усилению инженерно-технической укрепленности и оборудованию техническими средствами охраны определяются комплексным обследованием. Конкретные решения по каждому объекту образовательного учреждения должны быть согласованы с подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел муниципальных образований.

Элементы системы инженерно-технического оборудования образовательного учреждения должны отвечать следующим требованиям:

- ограждение периметра образовательного учреждения должно исключать случайный проход (проезд) людей, животных (транспортных средств) на территорию;

- ворота, калитки ограждения должны обеспечивать жесткую фиксацию в закрытом положении;

- водоспуски, воздушные трубопроводы, коллекторы диаметром от 300 до 500 мм должны на выходе с охраняемого объекта оборудоваться металлическими решетками;

- стены, перекрытия, перегородки зданий и помещений должны быть труднопреодолимым препятствием для проникновения нарушителя и иметь соответствующий класс защиты;

- дверные и оконные конструкции должны обеспечивать надежную защиту и иметь надежные запоры и исправные запирающие устройства;

- вентиляционные короба, люки и технологические каналы имеющие выход на крышу или смежные помещения зданий должны быть оборудованы металлическими решетками, выполненными из прута арматурной стали диаметром не менее 16 мм с размером ячейки не более чем 150 х 150 мм.

Для решения данных задач нашли широкое применение простые и сложные конструкции, различного рода сооружения, механизмы, барьеры, препятствующие проникновению посторонних лиц на охраняемую территорию.

В настоящее время широко используются и внедряются инженерные заграждения промышленного изготовления. В качестве примера можно привести периметровый комплект инженерных сооружений. Высокая устойчивость к климатическим воздействиям и его прочность позволяют создать долговременное физическое препятствие современного типа во всех климатических зонах России.

Неоценимую помощь в повышении инженерной укрепленности образовательного учреждения может оказать использование защитных пленок для стекол. Защитную пленку в настоящее время целесообразно использовать для защиты окон на центральных улицах, где установка металлических решеток не всегда приемлема.

Оборудование образовательного учреждения техническими средствами безопасности осуществляется по следующим направлениям:

- защита периметров территории и открытых площадок осуществляется техническими средствами охранной сигнализации в зависимости от предполагаемой угрозы, помеховой обстановки, рельефа местности и других факторов;

- защита зданий и помещений осуществляется с учетом уязвимых мест здания, помещений, наличия материальных ценностей, подлежащих охране;

- защита персонала, учащихся и посетителей образовательного учреждения осуществляется за счет использования тревожной сигнализации.

Для решения этих задач в настоящее время широко используются:

- технические средства охранной сигнализации;

- технические средства пожарной сигнализации;

- технические средства тревожной сигнализации;

- системы видеоконтроля и наблюдения;

- системы контроля доступа;

- поисковые приборы;

- технические средства связи.

Каждый из перечисленных видов технических средств безопасности имеет свое предназначение и специфику применения.

Технические средства охранной сигнализации являются главным звеном в своевременном обнаружении возможных угроз (проникновении, взломе, хищении) на начальной стадии их возникновения. Главным содержанием функций охранной сигнализации является восприятие изменений на объекте при возникновении угроз, передача информации по каналам связи, прием и выдача этой информации дежурному составу охраны. В этом случае, охранная сигнализация выполняет функцию обнаружения, передачи информации и выдачу сигнала тревог, а в отдельных случаях функцию пресечения.

Охранная и пожарная сигнализация на ряде объектов по экономическим соображениям объединяются в одну систему, которая называется охранно-пожарной сигнализацией. Она предназначена для подачи сигналов тревоги в охраняемое время при попытках посторонних лиц, проникнуть на объект или при возникновении пожара.

Тревожная сигнализация предназначена для подачи сигналов тревоги при нападениях злоумышленников, пытающихся захватить имущество, деньги или заложников. Она приводится в действие персоналом объекта путем воздействия на скрыто установленные кнопки, педали и другие средства привода.

Одним из наиболее развивающихся и широко внедряемых технических средств являются системы телевизионного наблюдения. Одной из самых главных задач телевизионной техники является своевременное обнаружение начала угрозы. По оценкам специалистов использование телевизионных систем позволяет создать психологический эффект, сдержать нарушителя, обеспечить контроль, за охраняемой зоной. На сегодняшний день в г. Москве более 500 образовательных учреждений оборудованы системами видеонаблюдения.

Системы контроля доступа - самое интенсивно развивающееся направление в технике обеспечения безопасности. В основе работы этой системы заложен принцип сравнения тех или иных идентификационных признаков, принадлежащих конкретному физическому лицу или объекту, с внесенными в память системы. В настоящее время свыше 110 образовательных учреждений г. Москвы оборудованы системами автоматизированного контроля доступа.

Широкое внедрение технических средств охранной, пожарной сигнализации, систем телевизионного наблюдения, контроля доступа создают определенные трудности. Во многих случаях эти системы разрознены и работают, каждая под индивидуальным программным обеспечением. Такой подход снижает эффективность их использования, оперативность управления силами и средствами служб безопасности (охранных структур) и, в конечном счете, сказывается на безопасности объектов.

Решение данной проблемы, возможно только на пути интеграции и объединения всех систем. В этом случае, систему безопасности следует рассматривать, как интегрированную.

Под интегрированной системой понимается совокупность объединенных общим управлением аппаратно-программных средств охранной и пожарной сигнализации, контроля и управления доступом и охранного телевидения, обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью и предназначенных для решения задач обеспечения безопасности объекта.

Одним из условий устойчивой работы всех систем является наличие постоянного напряжения питания. Возможные отключения питания требуют необходимость предусмотреть наличие источников бесперебойного питания, позволяющих в автоматическом режиме обеспечить устойчивую работоспособность системы.

Таким образом, инженерно-технические средства безопасности повышают надежность системы физической охраны, оперативность обнаружения возникающей угрозы, оповещения взаимодействующих органов и пресечения угрозы на начальном этапе ее возникновения.

Рекомендуемая литература:

Балыхин Г.А. Обеспечение безопасности образовательного процесса: комплексный подход к решению проблемы. В Сб.: Комплексная безопасность в системе образования. – М.: ИФ «Образование в документах», 2007. - 248 с.

Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник. Автор - сост. профессор В.Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.- 192 с.

Гаврилов М.А. Обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности в образовательном учреждении. (Инструкция образовательного учреждения по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудников, воспитанников и обучающихся) // Справочник руководителя образовательного учреждения № 1, 2005.

Комплексная безопасность образовательного учреждения: понятийный аппарат, правовые основы, система мер обеспечения. Краткий справочник // Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности» /Отв. редактор Е.С. Кушель; авт.-сост. профессор В.Ф. Пилипенко - М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 160 с.

Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика / авт.-сост.: В.Ф. Пилипенко, Н.В. Ерков, А.А. Парфенов; под науч. ред. докт. пед. наук, проф Л.Я. Олиференко. – М.: Айрис-пресс, 2006.- 192 с.- (Методика).

Парфенов А.А. Оценка и повышение защищенности образовательного учреждения: методическое пособие / под ред. Л.Я. Олиференко.- М.: Айрис-пресс, 2007. – 80 с.

Пилипенко В.Ф., Парфенов А.А. Организация охраны образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 8 /Отв. редактор Е.С. Кушель. – М.: Центр «Школьная книга», 2008.

Пилипенко В.Ф., Парфенов А.А. Инженерно-техническое обеспечение комплексной безопасности образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 3 /Отв. редактор Е.С. Кушель. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. - 72 с.

Кодексы Российской Федерации:

- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ.

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ.

- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ

- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: