Эскизная компоновка устанавливает положение шестерни и колёса закрытой зубчатой передачи, шестерни открытой передачи и муфты относительно стенок корпуса редуктора и подшипниковых опор, определяет расстояния l Б и l Тмежду точками приложения реакций подшипников быстроходного и тихоходного валов, а также точки приложения сил давления от шестерни открытой передачи и муфты на расстоянии l оп и l м от точки приложения реакции ближнего подшипника (рис.3.2).
При необходимости эскизная компоновка выполняется в соответствии с требованиями ЕСКД на миллиметровой бумаге формата А2 или А1 карандашом в контурных линиях в масштабе 1:1 и должна содержать эскизное изображение редуктора в двух проекциях, основную надпись (см. рис.3.2 и рис. 6.1 форма 1). Эскизную компоновку редуктора рекомендуется выполнять в такой последовательности:
1. Намечают расположение проекций компоновки в соответствии с кинематической схемой привода и наибольшими размерами колёс.
2. Проводят оси проекций и осевые линии валов.
В цилиндрическом редукторе оси валов проводят на межосевом расстоянии параллельно друг другу, в коническом – под углом 90°.
Рис.3.2
3. Вычерчивают зубчатую передачу в соответствии с геометрическими параметрами шестерни и колеса, полученными в результате проектного расчёта. Места зацепления колёс показывают в соответствии с рис. 3.3: а – передача цилиндрическая; б – коническая.
Рис.3.3
4. Для предотвращения задевания поверхностей вращающихся колёс за внутренние стенки корпуса контур стенок проводят с зазором = 8...10 мм. Расстояние hM (рис.3.2) между дном корпуса и поверхностью вершин зубъев колёс для всех типов редукторов принимают hM 4 (с целью обеспечения зоны отстоя масла).
Действительный контур корпуса редуктора зависит от его кинематической схемы, размеров деталей передач, способа транспортировки, смазки и тому подобного и определяется при разработке конструктивной компоновки.
5. Вычерчивают ступени вала на соответствующих осях в соответствии с геометрическими размерами d и l, полученными в проектном расчёте валов (см. табл. 3.1), и графическим определением конструкции валов для цилиндрического редуктора (см. рис. 3.1, а, б и рис. 3.2). Ступени валов вычерчивают в последовательности от 3-й к 1-й. При этом длина 3-й ступени l 3 получается конструктивно как расстояние между противоположными стенками редуктора или равное длине ступицы колеса.
6. На 2-й и 4-й ступенях вычерчивают контуры подшипников по размерам d,D,B (T, С) в соответствии со схемой их установки (см. табл.3.2). Для конических роликоподшипников
Контуры подшипников проводят основными линиями.
7. Определяют расстояния l Б и l Т между точками приложения реакций подшипников быстроходного и тихоходного валов.
Радиальную реакцию подшипника считают приложенной в точке пересечения нормали к середине поверхности контакта наружного кольца и тела качения подшипника с осью вала (рис. 3.4):
а) для радиального подшипника точка приложения реакции лежит в средней плоскости подшипника, а расстояние между реакциями опор вала (см. рис. 3.4, в): lТ = LТ - B;
б) для радиально-упорных шарикоподшипников и конических роликовых точка приложения реакции смещается от средней плоскости подшипника и её положение определяется расстоянием a, измеренным от широкого торца наружного кольца (см. рис. 3.4, а, б):
для радиально-упорных однорядных шарикоподшипников;
для конических однорядных роликоподшипников.
Здесь d, D, B, T - геометрические размеры подшипников;
- угол контакта; e - коэффициент осевого нагружения.
Рис.3.4
8. Определяют точки приложения консольных сил:
а) на выходном валу силы (давления F опремённой или цепной передач; зацепления зубчатых передач Ft oп, Fa oп, Fr oп) считают приложенными к середине выходного конца вала l 1 на расстоянии l оп от точки приложения реакции ближнего подшипника (см. рис. 3.4 в).
б) на входном валу силу давления муфты F м, приложенную между полумуфтами, считают распределённой, поэтому можно принять, что точка приложения силы F м находится посередине выходного конца соответствующего вала на расстоянии l м от точки приложения реакции смежного подшипника (см. рис.3.4, а и б).
9. Проставляют на проекциях эскизной компоновки необходимые размеры.
Пример конструкции выходного вала показан на рис. 3.4, в. В одноступенчатом цилиндрическом редукторе обычно применяют зубчатое колесо с симметричной ступицей и располагают его на равных расстояниях от опор.
В индивидуальном и мелкосерийном производствах валы изготовляют ступенчатыми, снабжая буртами для упора колёс и подшипников. Во всех вариантах конструкций подшипники устанавливают "враспор". Регулировка подшипников выходного вала, как и подшипников входного вала, осуществляется установкой набора тонких металлических прокладок под фланец привертной крышки, а в конструкциях с закладной крышкой установкой компенсаторного кольца при использовании радиального шарикоподшипника или нажимного винта при использовании конических роликоподшипников.