УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Для проведения практических занятий
По дисциплине «Статистика»
для подготовки бакалавров всех форм обучения
по направлению 080100 «Экономика»
профили «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
«Налоги и налогообложение»
«Финансы и кредит»
«Управление рисками»
Уфа 2013
Учебно-методические пособие включает раздаточный материал для проведения практических занятий по дисциплине «Статистика», позволяющие студентам освоить теоретические знания по основным разделам статистики: социально-экономическая статистика и система национальных счетов, статистики финансов.
В процессе создания учебно-методического пособия использовались работы ученых-статистиков: Л.А. Голуб, Г. Л. Громыко, В.Е. Овсиенко, О.Э. Башиной, Салина В.Н., Шпаковской Е.П. Р. А. Шмойловой и др.
Составитель: Халикова Э.А., канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и аудит»
Рецензент: Лейберт Т.Б., д-р экон. наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет и аудит»
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
С. | ||
1. | Практическое занятие № 1 «Статистика численности, состава и движения населения. Статистика социального развития и уровня жизни населения»…………….………………………………………….. | |
2. | Практическое занятие № 2 «Статистика рынка труда, производительности труда. Статистика оплаты труда и затрат на рабочую силу»…………………………………………………………….. | |
3. | Практическое занятие № 3 «Статистика национального богатства»………………………………………………………………… | |
4. | Практическое занятие № 4 «Анализ эффективности функционирования предприятий и организаций, экономической конъюнктуры»…………………………………………………………… | |
5. 6. | Практическое занятие № 5 «Система национальных счетов: основные понятия, методология построения»…………………………………… Практическое занятие № 6 «Статистика финансов»…………………… Рекомендуемый список литературы для выполнения практических работ……………………………………………………………………….. |
Практическое занятие 1
«Статистика численности, состава и движения населения.
Статистика социального развития и уровня жизни населения»
Для усвоения лекционного материала по данной теме необходимо выполнить следующие задания.
1. Решить тестовые задания.
Предлагаются задания, в которых могут быть 1,2,3 и большее число правильных ответов. Необходимо обвести кружком номера всех правильных ответов:
Номер: 1
Задание: Временно проживающее население - это
|
|
Ответы:
1) лица, которые на момент переписи находились за пределами места постоянного жительства;
2) лица, которые на момент исчисления фактически находятся на данной территории, независимо от места постоянного жительства;
3) лица, которые на момент переписи находились на территории данного населенного пункта, а постоянно проживают в другом населенном пункте.
Номер: 2
Задание: Постоянное население (ПН) рассчитывается по формуле
Ответы:
1) ПН=НН+ВП-ВО;
2) ПН=НН-ВП+ВО;
3) ПН=ВП+ВО+НН;
Номер: 3
Задание: Перепись населения - это
Ответы:
1) выборочное специально организованное наблюдение, дающее наиболее точные демографические данные о каждом жителе страны по состоянию на определенный момент времени;
2) сплошное специально организованное наблюдение, дающее наиболее неточные демографические данные о каждом жителе страны за определенный момент времени;
3) сплошное специально организованное наблюдение, дающее наиболее точные демографические данные о каждом жителе страны по состоянию на определенный момент времени.
Номер: 4
Задание: К показателям, характеризующим естественное движение населения, относятся
Ответы:
1) естественный прирост;
2) миграционный прирост;
3) коэффициент жизненности.
Номер: 5
Задание: Коэффициент рождаемости, выраженный в промиллях, рассчитывается по формуле
Ответы:
1) число умерших/среднегодовую численность населения*1000;
2) (число родившихся - число умерших)/среднегодовую численность населения*1000;
3) число родившихся/число умерших*1000;
4) число родившихся/среднегодовую численность населения*100;
5) число родившихся/среднегодовую численность населения*1000.
Номер: 6
Задание Расчет среднегодовой численности населения производится по среднехронологической, если:
Ответы:
1) имеются данные о численности на начало и конец года;
2) имеются данные о численности, разделенные между собой разными временными интервалами;
3) имеются данные о численности, разделенные между собой равными временными интервалами.
Номер: 7
Задание: Коэффициент общего прироста определяется по формуле
Ответы:
1) Коэффициент естественного прироста +Коэффициент механического прироста;
2) Сальдо миграции + Абсолютный естественный прирост;
3) Коэффициент механического – Коэффициент естественного прироста.
Номер: 8
Задание: Скорректированные располагаемые доходы - это
Ответы:
1) сумма номинальных доходов и сальдо текущих трансфертов;
2) сумма располагаемых доходов и социальных трансфертов;
3) разница между номинальными доходами и социальных трансфертов.
Номер: 9
Задание: Индекс развития человеческого потенциала включает в себя
Ответы:
1) общий объем ВВП в данной стране;
2) объем потребленных товаров и услуг в среднем за год населением
3) достигнутый уровень образования.
Номер: 10
Задание: Если коэффициент эластичности потребления составил 0,5, то это означает
Ответы:
1) потребление увеличивается в половину раза медленнее, чем доходы населения;
2) потребление уменьшаются в половину раза медленнее, чем доходы населения;
3) потребление уменьшаются в половину раза быстрее, чем доходы населения.
Номер: 11
Задание: Для оценки степени неравенства в распределении населения по доходу рассчитываются показатели
Ответы:
1) Индекс реальных доходов;
2) Коэффициент Джини;
3) Коэффициент Лоренца и коэффициент Джини.
Номер: 12
Задание: Децильный коэффициент дифференциации доходов населения характеризует
Ответы:
1) во сколько раз минимальный доходы 10% самого богатого населения превышает максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения;
2) во сколько раз максимальные доходы 10% самого бедного населения превышает минимальные доходы 10% самого богатого населения;
|
|
3) во сколько раз минимальные доходы 10% самого бедного населения превышает минимальные доходы 10% самого богатого населения.
2. Необходимо решить следующие ситуационные задачи:
1. Имеются данные об изменении численности населения в течение года (тыс. чел.):
Период | Численность населения, млн. чел. |
на 01.01.2002 | |
на 01.04.2002 | 60,2 |
на 01.07.2002 | 60,5 |
на 01.10.2002 | 60,7 |
на 01.01.2003 | 61,2 |
ВВП за год составил 1480 млн. руб. Коэффициент механического прироста составил 10 промиллей.
Определите:
1. общий прирост населения;
2. среднегодовую численность населения;
3. сальдо миграции (млн. чел.);
4. сальдо естественного движения (млн. чел.);
5. общее воспроизводство населения;
6. индекс ВВП на душу населения.
2. Имеются следующие данные:
Страны | Год | Родившиеся живыми | Умершие | Численность населения на конец года | Ожидаемая продолжительность жизни при рождении | |
всего | В возрасте до 1 года | |||||
А | 13,4 | 9,3 | 7,3 | 88,2 | ||
12,5 | 19,1 | 14,0 | 80,4 | |||
В | 14,5 | 11,1 | 6,0 | 46,5 | ||
11,7 | 11,0 | 3,7 | 40,5 | |||
С | 12,7 | 12,1 | 12,0 | 50,4 | ||
9,6 | 15,4 | 14,7 | 46,2 |
Определите:
1. среднегодовую численность населения за год;
2. коэффициенты рождаемости, смертности, естественного, механического и общего прироста, младенческой смертности, жизненности по каждой стране;
3. проследите динамику каждого показателя по каждой стране;
4. установите характеристики и уровень жизни в странах. Дайте оценку уровня жизни в странах.
3. Среднегодовая численность населения города равна 264 тыс. человек. Коэффициент жизненности равен 3. Коэффициент смертности составил 5 промиллей. За год в городе на постоянное жительство поселилось 42 тыс. человек, а выехало 46 тыс. человек. ВВП составил 121 млн. руб., индекс уровня образования составил 0,87, индекс грамотности составил 0,7.
Определите:
1. коэффициент общего прироста населения;
2. количество родившихся и умерших людей за год;
3. абсолютный прирост (уменьшение) численности населения за год;
4. индекс ВВП на душу населения;
5. индекс доли учащейся молодежи моложе 25 лет в общей численности населения.
|
|
4. Среднегодовая численность населения составила 36 тыс. человек, среднегодовая численность женщин фертильного возраста – 15 тыс. человек. Коэффициент плодовитости равен 56 промиллей.
Определите:
1. коэффициент рождаемости.
5. Численность населения характеризуются следующими данными:
Период | Численность населения, тыс. чел. |
на 01.01.2002 | 90 500 |
на 01.02.2002 | 90 550 |
на 01.03.2002 | 90 600 |
на 01.04.2002 | |
на 01.07.2002 | |
на 01.10.2002 | |
на 01.01.2003 |
Определите среднюю численность населения в первом квартале, в первом полугодии и за год в целом.
6. Численность населения региона характеризуется следующими данными:
Год | Численность населения на начало года, тыс. чел. |
Рассчитайте:
1. абсолютные приросты (методом цепных и базисных подстановок);
2. темпы роста и прироста (методом цепных и базисных подстановок);
3. среднегодовой абсолютный прирост;
4. среднегодовые темпы роста и прироста;
5. проанализируйте динамику численности населения региона на 01.01.2001 год (используя разные методы).
7. На критический момент переписи в населенном пункте зарегистрировано 58 605 человек. Счетчики установили, что количество временно отсутствующих составило 3560 человек, а временно проживающих в этом населенном пункте – 3005 человек.
Определите численность постоянного населения.
8. На начало года имеются следующие данные по населенному пункту, тыс. чел.:
- наличное население – 500;
- временно проживающие – 5;
- временно отсутствующие – 3.
В течение года произошли следующие изменения, тыс. чел.:
- родилось всего – 8, в том числе у постоянных жителей – 6,5;
- умерло всего – 7, в том числе у постоянных жителей – 6,2;
- прибыло на постоянное жительство – 4;
- выехало на постоянное жительство (из числа постоянных жителей) – 2,3.
Численность временно проживающих на конец года увеличилась на 0,6, а численность временно отсутствующих уменьшилась на 1,2.
Определите:
1) численность постоянного населения на начало и на конец года;
2) численность наличного населения на конец года;
3) среднегодовую численность постоянного населения;
4) показатели естественного и миграционного движения постоянного населения.
9. Имеются следующие данные о распределении населения РФ по возрастным группам (тыс. человек):
1959 г. | 1989 г. | 2000 г. | |
Все население | |||
в том числе в возрасте, лет: | |||
0-4 | |||
5-9 | |||
10-14 | |||
15-19 | |||
20-24 | |||
25-29 | |||
30-34 | |||
35-39 | |||
40-44 | |||
45-49 | |||
50-54 | |||
55-59 | |||
60-64 | |||
65-69 | |||
70 и более |
Проанализируйте состав населения по возрастным группам. Для этого необходимо:
1) рассчитать удельный вес отдельных возрастных групп во всем населении за 1959, 1989, 2000 г.г.;
2) определить динамику численности населения различных возрастных групп, приняв за базу сравнения 1959 г.;
3) определить динамику удельных весов различных возрастных групп (1959 г.=100).
4) На основе полученных результатов сделайте выводы.
10. Численность населения города на 20 января 2000 г. равнялась 950 тыс. чел. За период с 1 по 19 января включительно родилось 750 чел., умерло 630 чел., приехало на постоянное место жительства 150 чел., а выехавших не было. За весь 2000 г. родилось 10 000 чел., умерло 12 980 чел., приехало на постоянное место жительства 18 520 тыс. чел., выехало 13 010 чел.
Определите:
1) среднюю численность населения за 2000 г.;
2) коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста (изменения) населения;
3) коэффициенты интенсивности миграции по прибытию и выбытию и общей интенсивности миграции населения (миграционного прироста);
4) коэффициент интенсивности миграционного оборота;
5) коэффициент эффективности миграции;
6) коэффициент общего прироста населения.
11. В городе в 2001 г. родилось 2283 ребенка, умерло в возрасте до одного года 115 детей, из них 30 детей было рождения предыдущего года. Всего в 2001 г. родилось 2484 ребенка.
Рассчитайте коэффициент младенческой смертности.
12. Численность населения города на начало года составляла 8 тыс. чел. За год родилось 840 чел., умерло 790 чел. Сальдо миграции составило 155 чел. Число женщин в возрасте 15-49 лет в среднем за год составило 19,5 тыс. чел.
Определите:
1) общие коэффициенты рождаемости и смертности;
2) специальный коэффициент рождаемости;
3) коэффициенты естественного, миграционного и общего прироста населения.
13. Численность населения на 01.01 – 300 тыс. чел., на 01.07 – 304 тыс. чел., на 01.10 – 300 тыс. чел., на 01.01 следующего года – 269 тыс. чел. За год родилось 7 тыс. человек, умерло 12 тыс. человек. Индекс грамотности составил 0,67, индекс доли молодежи в возрасте до 25 лет в обшей численности населения – 0,54. ВВП – 11 940 долл.
Определите:
a. коэффициенты механического, естественного и общего прироста;
b. сальдо миграции (тыс. чел.);
c. индекс уровня образования населения;
d. индекс ВВП на душу населения.
14. На основе данных о доходах и платежах населения определите индекс реальных доходов населения, проанализируйте и сделайте выводы. Цены в среднем за период выросли на 22 %.
Показатели, (млн. руб.) | 2001 г. | 2002 г. |
Фонд заработной платы | ||
Социальные трансферты | ||
Платежи в финансовую систему | ||
Приобретение платных услуг | ||
Приобретение материальных благ в учреждениях непроизводственной сферы (бесплатно) | 16,5 |
15. Конечные доходы рабочих в базисном периоде составили 5650 тыс. руб. Розничные цены на товары и услуги в отчетном периоде по сравнению с базисным снизились в среднем на 2 %, численность рабочих возросла на 4 %.
Определите: индекс реальных доходов рабочих и индекс реальных доходов в расчете на одного работающего.
16. Среднедушевой денежный доход с 1000 руб. в базисном периоде в отчетном периоде возрос до 1080 руб. Расходы на непродовольственные товары возросли соответственно с 600 до 800 руб.
Определите коэффициент эластичности расходов на непродовольственные товары в зависимости от денежных доходов.
17. Имеются данные о потреблении населения товаров:
Товары | Стоимость приобретенных товаров в текущих ценах (тыс. руб.) | Изменение цен на товары в отчетном периоде по сравнению с базисным (в %) | |
базисный период | отчетный период | ||
Одежда | +4,0 | ||
Обувь | -6,4 | ||
Ткани | -5,0 |
Определите:
1) общий индекс физического объема потребления товаров населением;
2) общий индекс физического объема потребления на душу населения, если численность населения на этот период увеличилась на 4 %.
18. Индекс грамотности в стране составил 0,99, а индекс уровня образования равен 0,87. Определите индекс доли учащейся молодежи моложе 25 лет в общей численности населения.
19. Средняя продолжительность жизни на Украине составляла в 2000 г. 68,8 года, что ниже 1992 г. на 4 года. Уровень образования в целом в 2000 г. снизился на 2 % за счет снижения уровня образования населения в возрасте до 24 лет на 7 % по сравнению с 1992 г. и составил соответственно 91 т 37 %. ВВП на душу населения в 1992 г. составил 14 464 тыс. руб., в 2000 г. – снизился на 3 %.
Определите индекс развития человеческого потенциала для 1992 и 2000 гг. Сравните полученные результаты и сделайте выводы.
20. Имеются следующие данные:
Показатели | Страна А | Страна Б | Страна В | Страна Г |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении | ||||
Уровень грамотности взрослого населения | ||||
Совокупная доля учащейся молодежи (в числе лиц до 25 лет) | ||||
Реальный ВВП на душу населения |
Определите: в какой стране уровень жизни выше, рассчитайте для этого индексы развития человеческого потенциала.
21. Имеются следующие данные:
Показатели | Единица измерения | Варианты | |||
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении | лет | ||||
Уровень грамотности взрослого населения | % | ||||
Совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений | % | ||||
Номинальный ВВП на душу населения | тыс. руб. | ? | - | ||
Индекс-дефлятор ВВП | доля | 1,16 | 1,06 | - | 1,22 |
Реальный ВВП | тыс. руб. | ? | ? | ||
Численность населения | тыс. чел. | ||||
Индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении | % | ? | 0,74 | ? | 0,87 |
Индекс грамотности старшего поколения | % | ? | 0,95 | ? | ? |
Индекс совокупной доли учащихся и студентов | % | ? | ? | ? | ? |
Индекс реального объема ВВП на душу населения | % | 0,95 | ? | 0,92 | ? |
Индекс развития человеческого потенциала | % | ? | 0,85 | ? | ? |
Заполните недостающие клетки данными.
22. Имеются следующие данные:
Показатели | Страна А | Страна Б | Страна В |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет | |||
Уровень грамотности взрослого населения, % | |||
Совокупная доля учащейся молодежи (в числе лиц до 25 лет), % | |||
Реальный ВВП на душу населения, тыс. руб. |
Необходимо найти индекс развития человеческого потенциала и сравнить уровень развития жизни в странах.
23. Имеются следующие данные о распределении населения России по размеру среднедушевых доходов:
Группы населения по среднедушевому доходу, руб. | Млн. чел. | Кумулятивная частота |
До-400 | 25,6 | |
400,1-600,0 | 27,8 | |
600,1-800,0 | 25,2 | |
800,1-1000,0 | 19,6 | |
1000,1-1200,0 | 19,5 | |
1200,1-1600,0 | 17,9 | |
1600,1-2000,0 | ||
Свыше 2000,0 | 13,1 | |
Все население В том числе со среднедушевым доходом | 158,7 |
Определите:
1. Нижний и верхний дециль;
2. децильный коэффициент дифференциации доходов населения.
24. Имеются следующие данные:
Среднедушевой денежный доход в месяц, руб. | В процентах к итогу |
до 400 | 0,1 |
400-500 | 1,5 |
500-600 | 2,4 |
600-700 | 3,8 |
700-800 | 4,9 |
800-900 | 6,2 |
900-1000 | 7,0 |
1000-1100 | 8,9 |
1100-1200 | 9,9 |
1200-1300 | 10,8 |
1300-1400 | 9,7 |
1400-1500 | 8,2 |
1500-1600 | 6,4 |
1600-1700 | 5,3 |
1700-1800 | 4,2 |
1800-1900 | 3,5 |
1900-2000 | 2,9 |
2000-2100 | 1,8 |
2100-2200 | 1,5 |
2200 и выше | 1,0 |
ИТОГО | 100,0 |
Рассчитайте:
1) среднедушевой доход;
2) модальный доход;
3) медианный доход;
4) коэффициент дифференциации доходов;
5) постройте кривую Лоренца;
6) коэффициент Джини;
7) на основе проведенных расчетов дайте экономическую интерпретацию полученным результатам.
25. Имеются следующие данные о распределении общего объема денежных доходов:
Показатели | 2001 г. | 2002 г. |
Денежные доходы | ||
В том числе по 20 %-ным группам населения: | ||
первая | 6,3 | 6,2 |
вторая | 10,7 | 10,3 |
третья | 15,0 | 14,3 |
четвертая | 21,1 | 19,7 |
пятая | 46,9 | 49,5 |
Постройте кривые Лоренца и рассчитайте коэффициенты Джина по годам. Сравните результаты и сделайте выводы.
26. Потребление отдельных видов продуктов питания характеризуется следующими данными:
Продукт | Объем потребления в текущих ценах, млн. руб. | Индексы цен, % | |
2010 г. | 2011 г. | ||
Мясо | 150,0 | ||
Рыба | 170,0 | ||
Картофель | 100,2 | ||
Масло животное | 190,0 | ||
Хлеб и хлебобулочные продукты | 130,0 | ||
Сахар | 130,0 |
Определите:
1) индекс физического объема потребления данных продуктов;
2) индекс уровня потребления, если численность населения данной территории за этот период увеличилась на 3 %.
27. В результате обследования домашних хозяйств было обнаружено, что за истекший период потребление овощей увеличилось на 2,2 % по сравнению с предыдущим годом, а молочных продуктов снизилось на 1,5 %. За этот же период среднедушевой доход домашних хозяйств вырос на 8%.
Определите коэффициент эластичности.