Для единства в обозначениях понятий транспортных услуг и их толкования Техническим комитетом 372 Госстандарта Российской Федерации был разработан отечественный ГОСТ Р 51006-96. Услуги транспортные. Термины и определения. Этот стандарт соответствует нормам Международной организации по стандартизации (ISO). Ниже приведены основные термины и их определения.
' Транспорт общего пользования — железнодорожный, воздушный, морской, автомобильный, речной — обеспечивав т перевозки пассажиров и грузов и предоставление услуг транспортного экспедирования на основе уставов и кодексов соответствующих видов транспорта и иных федеральных законов и правовых актов Российской Федерации.
^"Транспортная услуги — полезный результат деятельности ее исполнителя по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями.
' ' ПредоставлЪте услуги — деятельность исполнителя, необходимая для обеспечения услуги.
|
|
чу Исполнитель транспортной услуги — физическое или юридическое лицо, являющееся стороной договора перевозки, которое предоставляет услуги.
'^Потребитель транспортной услуги — физическое или юридическое лицо, являющееся стороной договора перевозки, которое использует услугу/
\/Пассажир — физическое лицо, имеющее договор перевозки
(билет). ^л:
Грузодтправигшкъ — потребитель транспортных услуг, сдавший
груз к перевозке.'и указанный в качестве отправителя в договоре
перевозки. /"
ХуТрузополучатель — потребитель транспортных услуг, принимающий груз посл^перевозки и указанный в качестве получателя в договоре перевозки.
Договор перевозки — документ (соглашение) между исполнителем и потребителем транспортных услуг, в котором регламентируются обязательства и взаимная ответственность сторон при перевозке.
Пассажирские перевозки — транспортные услуги по перемещению пассажиров, связанные с безопасностью, своевременностью и комфортностью перевозки пассажиров, а также с сохранностью багажа. -s/ 'Грузовые'перевозки — транспортные услуги по перемещению материальных ценностей, связанные с их сохранностью и своевременностью доставки.
^Транспортное экспедирование — транспортные услуги, связанные с организацией процесса отправки и получения груза, а также других работ, имеющих отношение к перевозке в соответствии с договором.
Экспедитор — сторона договора транспортного экспедирования, организующая и предоставляющая транспортные услуги при грузовых перевозках.
Вид транспортной услуги — совокупность однородных транспортных услуг, характеризуюхцихся общими технологическими признаками. /Транспортное обслуживание — процесс предоставления транспортных услуг потребителям в соответствии с установленными нормами и требованиями.
|
|
Сопутствующая услуга — услуга, предоставляемая пассажиру, грузоотправителю или грузополучателю организациями транспортного комплекса или гражданами-предпринимателями, непосредственно не связанная с перевозкой.
\
■V показатель качества транспортной услуги (обслуживания) — количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств услуги (обслуживания), составляющих ее качество.
\/Безопасность услуг па перевозкам пассажиров — безопасность услуг для жизни, здоровья, имущества пассажиров и окружающей среды.
^/Своевременность перевозку пассажира — характеристика транспортной услуги, обусловливающая перевозку пассажиров в соответствии с объявленным расписанием, договором или другим установленным требованием по времени движения транспортных средств.
'.Сохранность перевозки грузов (багажа) — характеристика транспортной услуги*, обусловливающая перевозку грузов (багажа) без потерь, повреждений, пропаж и загрязнений.
\ Своевременность доставки грузов (багажа) — характеристика транспортной услуги, обусловливающая прибытие грузов (багажа) в конечный пункт в соответствии с установленными договором сроками или объявленным расписанием.
Надежность транспортного обслуживания — совокупность характеристик исполнителя транспортных услуг, обусловливающая предоставление их потребителям в заданных объемах и качестве в течение установленного времени.
^Комфортность -перевозок пассажиров — характеристика
транспортной услуги, обусловливающая создание необходимых
условий обслуживания и удобства пребывания пассажиров на
транспортном средстве в начальных, конечных, транзитных
пунктах в соответствии с установленными нормами и тре
бованиями. \
Нормативный срок доставки груза — показатель своевременности доставки груза, измеряемый продолжительностью перевозки, в течение которой исполнитель транспортной услуги гарантирует доставку груза потребителю.
Качество транспортных услуг — совокупность характеристик пассажирских, грузовых перевозок или транспортного экспедирования, определяющих их пригодность удовлетворить потребности пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей в соответствующих перевозках и работах.
. /Уровень качества транспортных услуг — относительная характеристика качества предоставляемых транспортных услуг, осно-
ванная на сравнении значений показателей качества оцениваемой услуги с базовыми значениями соответствующих показателей. J X, Система качества транспортных услуг — совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством.
^Управление качеством транспортных услуг — методы и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству.
Клйсс — показатель категории или разряда, относящийся к свойствам или характеристикам, учитывающим различные совокупности потребностей по услугам, предусмотренным для аналогичного использования.
Закон «О Федеральном железнодорожном транспорте» в статье 2 приводит следующее определение понятию — «рынок транспортных услуг». Это — «сфера осуществления перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, подсобно-вспомогательных и других видов работ (услуг), связанных с перевозками».
В Научно-исследовательском институте автомобильного транспорта (г. Москва) проведены исследования, в результате которых разработана классификация услуг по перевозкам пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Эта классификация используется Госстандартом России при совершенствовании «Общероссийского классификатора услуг населению». На основании Федерального Закона «О сертификации продукции и услуг» Госстандартом созданы и введены в действие системы сертификации транспортного комплекса страны, в том числе системы, непосредственно касающиеся транспортных услуг.
|
|
В феврале 1998 г. был принят ГОСТ Р 51133-98 «Экпедиторс-кие услуги на железнодрожном транспорте. Общие требования». В МПС России образована комиссия по подтверждению соответствия экспедиторских услуг требованием федерального железнодорожного транспорта.
'V 2.3. Грузовые перевозки
По назначениям их можно классифицировать на: а) внутрихозяйственные, предусматривающие перемещение грузов в пределах одного предприятия; ":
б) местные, осуществляемые между предприятиями или фирмами в пределах одного экономического района;
-^ в) межрегиональные, обеспечивающие обмен грузов между, предприятиями и фирмами, находящимися в разных экономических регионах;
г) международные, предназначенные для товарообмена между предприятиями и фирмами, расположенными в разных странах.
f Перевозки грузов между пунктами их отправления и назначения с участием различных видов транспорта называют комбинированными или смешанными. В последние годы их стали называть также мультимодальными и интермодальными.
Пришедшие к нам из англоязычной лексики термины «мульти-модальные перевозки» («multimodal transportation») и «интермодальные перевозки» («intermodal transportation») имеют по сути однозначные определения в переводе на русский язык и обозначают смешанные или комбинированные перевозки. Однако некоторые специалисты считают, что эти термины не являются синонимами и в их толковании существуют различия. Так, ряд специалистов относят к мультимодальным перевозкам те, всю ответственность за организацию которых на всем пути следования принимает на себя один из его перевозчиков независимо от числа используемых видов транспорта по маршруту доставки грузов при оформления единого перевозочного документа. Под интермодальными перевозками понимают смешанные перевозки укрупненных грузовых единиц (контейнеров или грузовых пакетов на поддонах), организуемые экпедитором по всему маршруту следования, но с оформлением им перевозочных документов на каждом виде транспорта. Известны и другие определения указанных перевозок.
|
|
Сроки перемещения грузов зависят от скорости используемого транспорта, а также от продолжительности перегрузки отправок и ' Оформления грузовых документов. Доставку грузов в сжатые сроки называют экспресс-доставкой.
Структуру грузопотоков характеризуют долевые соотношения различных родов грузов в общем объеме перевозок и грузообороте.
Например, по железным дорогам доставляются грузы нескольких тысяч наименований. Вместе с тем около 80% их грузооборота приходится на 9 самых массовых грузов: уголь,
нефть и нефтепродукты, руду, черные металлы, удобрения, зерно, лесные и строительные материалы. Значительные объемы перевозок строительных материалов и лесных грузов осуществляются речным транспортом. Свыше 2/3 общего объема добываемой сырой нефти и нефтепродуктов поступает к потребителям по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам.
Весьма разнообразна номенклатура грузов, доставляемых автомо-бильным транспортом. Ее основу составляют товары народного потребления, строительные материалы, нефтепродукты.
Что касается направлений грузопотоков, то они в полной мере отражают внутренние экономические и внешнеторговые связи регионов Российской Федерации, а также специфику их производственного потенциала. Так, на европейской территории России сосредоточено 4/5 всей обрабатывающей промышленности, а на ее азиатской территории 2/3 всей добывающей промышленности страны.
Если для европейской территории характерен в основном гру-зообмен между входящими в нее регионами, то для восточной части — грузообмен с регионами европейской части нашей страны и ряда зарубежных стран. Иными словами, восточные регионы играют роль грузообразующих, особенно по топливно-энергетическим ресурсам, черным и цветным металлам. Значительная доля этих ресурсов (более 60%) экспортируется за рубеж, в том числе в страны Запада.
Важно отметить, что основные ресурсы отечественных железных руд, бокситов, фосфоритов, горнохимического сырья расположены в европейской части страны. Так, на территории Курской магнитной аномалии сосредоточено 2/3 национальных запасов железных
РУД.
В Сибири запасы этих руд невелики — их примерно 7%. Основные меднорудные месторождения страны — до 60% запасов — находятся в Уральском экономическом регионе, а 40% запасов в Восточной Сибири.
_ Наиболее значительными запасами угольных ресурсов располагают Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский регионы (Кузнецкий бассейн каменного угля и Канско-Ачинский бассейн бурого угля). Западно-Сибирский регион является главным по запасам нефти и газа. На втором месте Волго-Уральская нефтеносная зона.
На европейской части России расположены почти 90% предприятий химической и нефтехимической промышленности.
Отечественное машиностроение территориально слабо ориентировано на местного потребителя. Подавляющую часть машиностроительной продукции, производимой в восточных регионах, вывозят в европейскую часть страны. Потребности же Сибири и Дальнего Востока удовлетворяют в основном за счет поставок из западных регионов страны и импорта.
Характерная особенность лесной промышленности — ее размещение практически во всех регионах страны. В общем объеме перевозок лесные грузы занимают значительный удельный вес, уступая лишь перевозкам угля, нефти и нефтепродуктов. За счет поставок из России обеспечиваются до 40% потребностей стран ближнего зарубежья в продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В общем объеме российского экспорта пиломатериалы, фанера и целлюлоза занимают шестое место.
^) На территориях многих экономических регионов страны важней
шие месторождения сырья для производства-етроительных материа
лов не совпадают с центрами их массового потребления. Промыш
ленность стройматериалов в основном базируется на
европейской территории страны, а ее продукция сегодня особен
но активно востребована в восточных регионах в связи
с наращиванием там потенциала нефтяной и газовой про-
мышленности, освоением новых месторождений полезных ископаемых.
Сырьевой фактор имеет очень большое значение для отечественной легкой промышленности. Ее основные предприятия расположены в европейских регионах страны. Она имеет глубокие транспортно-экономические связи с сельским хозяйством, химической промышленностью, а ее хлопчатобумажная отрасль полностью ориентирована на импортируемое сырье.
Аналогичную зависимость от сырьевых баз можно видеть во многих отраслях пищевой промышленности. Крупные грузопотоки формируются на маршрутах завоза в Россию импортируемого продовольствия, бытовой техники, одежды, обуви.
Уже многие годы трудноразрешимой проблемой для России остается своевременный и достаточный по объемам завоз жидкого топлива, промышленных товаров и продовольствия в северные регионы страны. Этот завоз осуществляется преиму-
3!
щественно в период навигации по рекам, впадающим в Северный Ледовитый океан, а также по Северному морскому пути. Из северных регионов вывозят цветные металлы, ртуть, алмазы, золото и др. Более подробно направления основных грузопотоков рассмотрены в рамках дисциплин «География путей сообщения» и «Экономика транспорта».
Данные, характеризующие распределение объемов перевозок грузов и грузооборота по видам транспорта Российской Федерации за последние годы, приведены в табл. 3.
1\ Из этой таблицы следует, что доля автомобильного транспорта в общем объеме перевозок грузов самая значительная —почти 53%. Вместе с тем из-за небольшой средней дальности перевозок (около 23 км) его грузооборот уступает грузообороту трубопроводного, железнодорожного и морского транспорта. Подобный вывод можно сделать и в отношении промышленного железнодорожного транспорта. Занимая второе место после автомобильного транспорта по годовому объему перевозок, он имеет весьма низкий показатель грузооборота.
Наряду с приведенными в табл. 3 основными показателями, характеризующими размеры грузовых перевозок и связанные с ними величины транспортной работы, используют и другие показатели, которые отражают качественные параметры этих перевозок, а также уровень предоставляемых транспортных услуг.
К таким показателям относят неравномерность грузовых перевозок, уровень выполнения сроков доставки грузов, степень их сохранности при перевозках.
Неравномерность грузовых перевозок оценивают коэффициентом неравномерности, значение которого определяют как отношение максимального объема перевозок в самый напряженный их период к среднему объему перевозок за такой же период.
Уровень выполнения сроков доставки грузов характеризуется отношением объема продукции, доставленной получателю в сроки, определенные нормативами (договорами), к общему объему доставленной ему продукции.
Степень сохранности перевозимых грузов определяю т отношением объемов перевозок, при которых не было допущено потерь или повреждений грузов, к общему объему перевозок этих грузов.
Для одних грузов сохранность означает неизменность их массы или количества в начале и конце перевозки или измене-
Я S
Ч ю
<п Н
ON ON
ON ON
I о ю
О о
I
О о
с.
О ш
А. v
С
7.
NO | ON | о | |||||||
СП | СП | гп | О | о | |||||
s a | —' | 1204,5 | 124,3 | 128,4 | 66,1 | 25,3 | 2,67 | 456,27 | |
S | |||||||||
О ' | о | о | о | о | |||||
,05 | ,48 | S | 99е | NO NO | В | о | |||
ГА. | U | СП | СП | CN | О | о | |||
о | |||||||||
OS | ON | оо | гп о' | SO гп | Г—, | с- | СП | 3,15 | |
О | NO | NO | CN | CN | |||||
ГП | |||||||||
30% | 87% | ,62% | 35% | 00% | ,85% | 01% | о | ||
ON | г- | CN | О | ОО | О | — | |||
—' | гп | г- | CN | ОО | |||||
ок, мл | 947, | 801, | 36, | 101, | о' | ||||
о | |||||||||
сх | |||||||||
с: | ^^ | ©^ | |||||||
ГО | ,44 | ГП | ,05 | о | Я | ||||
ю О | 2R | ОО | О | ■ ■ | р~ CN | о | |||
On | 834,8 | 789,9 | 5209,7 | 41,2 | 2588,3 | о | 9568,6 | ||
>к | |||||||||
Я | « | к | |||||||
Видтранспорп | лезнодорожнь | убо проводный | томобильный | рекой | утренний водн | омышленный лезнодорожны | здушный | S ВИДЫ | |
а. | ш | X | а. и | о | о | ||||
н | < | CQ | С S | m | са |
ние этой массы в пределах норм естественной убыли. Для других грузов сохранность предполагает соблюдение полной комплектности отправок за период их перевозки. Иными словами, количество мест в отправке при приеме ее к перевозке и после ее завершения должно быть одинаковым. В ряде случаев под сохранностью груза понимают недопущение его загрязнения во время перевозки в пределах установленных норм.
</ 2.4. Пассажирские перевозки
Для России, обладающей самой большой в мире территорией и населением, превышающим 145 млн. чел., перевозки пассажиров имеют исключительно важное значение. Средняя плотность населения в Российской Федерации составляет 8,6 чел./км2. Это почти втрое меньше, чем в США, и в 15 раз меньше, чем в Китае. Более 3/4 населения проживает в европейской части нашей страны. Здесь средняя плотность составляет 27,1 чел./км2. В Центральном экономическом районе этот показатель еще выше — 62 чел./км2, а в столице страны плотность достигла 340 чел./км2. В восточных регионах, занимающих 75% территории страны, проживает лишь 1/5 часть ее населения.
Городом в России считается населенный пункт, в котором проживает не менее 12 тыс. человек при условии, что 85% жителей являются рабочими или служащими и членами их семей. На территории нашей страны 13 городов с населением свыше 1 млн.человек. К ним относятся: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Казань, Волгоград, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Уфа, Челябинск. Кроме того, в стране 20 крупных городов с населением более 500 тыс. человек.
В городах проживают почти 73% населения. За последние 10 лет наметилась тенденция сокращения городского населения даже в крупных и крупнейших городах. Большое влияние на территориальное распределение населения оказывают миграционные процессы: переезды людей на постоянное или временное проживание из страны в страну; из одного региона страны в другой; ежедневные поездки из пригородов в города и обратно (маятниковая миграция, в которой принимают участие миллионы людей).
Значительные объемы пассажирских перевозок связаны с деловыми поездками, а также поездками в зоны отдыха, на каникулы, учебу, в исторические, культурные, торговые центры и др.
В зависимости от дальности, скорости, комфортности пассажирские перевозки можно классифицировать по видам транспорта следующим образом.
На железнодорожном транспорте они подразделяются по сообщениям на пригородные, местные и дальние, а по скорости — на пригородные, пассажирские и скорые в вагонах общих, плацкартных, купейных и СВ.
На автомобильном транспорте существуют внутригородские, пригородные, междугородные (внутриобластные и межобластные) и международные пассажирские перевозки.
На морском транспорте перевозки пассажиров могут быть в так называемом заграничном плавании и каботажными, т.е. обеспечивающими сообщения между портами одного государства. Малый каботаж предполагает перевозки между портами одного или двух смежных морей, а большой — между портами несмежных морей. По скорости рассматриваемые перевозки подразделяют на грузопассажирские, скорые и экспрессные в каютах разного класса комфортности.
На речном транспорте перевозки пассажиров могут быть внутригородскими, пригородными, местными и транзитными. Они осуществляются на грузопассажирских и скорых линиях в каютах различного класса комфортности.
На воздушном транспорте пассажирские перевозки подразделяют на местные, дальние и международные в салонах различного класса комфортности.
Пассажиропотоком на транспорте принято называть людской поток, следующий в определенном направлении между пунктами его зарождения и погашения. Пассажиропотоки могут быть стабильными и нестабильными, одно- и двусторонними, равномерными и неравномерными по времени суток, дням недели, месяцам и сезонам года. На различных видах транспорта периодически проводят обследования пассажиропотоков для корректировки расписаний перевозок. В городах направления пассажиропотоков в будни обусловлены, прежде всего, взаимным расположением зон трудовой деятельности или учебы населения и зон его проживания. Этот же вывод правомерен для преимущественных направлений пассажиропотоков в пригородной зоне.
В воскресные и праздничные дни пассажиропотоки ориентируются на зоны отдыха, досуга, торговли и т.д.
Для дальних (внегородских) пассажиропотоков по железным дорогам приоритетными являются направления: от Санкт-Петербурга в сторону Москвы и далее на Северный Кавказ; от Москвы в сторону Нижнего Новгорода, Казани, Екатеринбурга и далее на Восток; от Москвы в сторону Самары, Челябинска к границам Казахстана. Существенны пассажиропотоки на направлениях от Москвы в сторону Минска и Бреста, а также в сторону Санкт-Петербурга.
Пассажиропотоки внутреннего водного транспорта Россий-ской Федерации проходят по основным речным коммуникациям страны. На морском транспорте они преимущественно тяготеют к пассажирским портам: Санкт-Петербург, Калининград, Новороссийск, Туапсе, Сочи, Владивосток, Находка, Ванино.
На автомобильном транспорте пассажиропотоки, как правило, ориентированы в рамках внутриобластных и межобластных сообщений.
Если до начала 90-х годов объемы пассажирских перевозок в нашей стране постоянно возрастали, то в последнее десятилетие они упали практически на всех видах транспорта в связи с общим экономическим кризисом и резким ухудшением материального положения населения.
Распределение перевозок пассажиров между видами транспорта и данные о размерах пассажирооборота в последние годы представлены в табл. 4.
Из табл. 4 видно, что почти 53% общего объема пассажирских перевозок приходится в Российской Федерации на автомобильный транспорт. Доля городского транспорта (трамвай, метро, троллейбус) в общем объеме пассажирских перевозок также весьма значительна и составляет 44%, а железнодорожного — только около 3%.
В освоении общего пассажирооборота наибольшая доля (43%) также приходится на автомобильный транспорт. Железными дорогами осваивается 27% общего пассажирооборота, (42% в междугороднем сообщении), а воздушным — 10,4%. Доля городского транспорта (трамвай, метро, троллейбус) в общих размерах пассажирооборота составляет 19,6%, а водных видов транспорта — менее 1%.
Разделив приведенные в таблице значения пассажирооборота на соответствующие им значения объема перевозок по видам
ев
я
Я
ю
я
ё.
О о
я а.
Я
о
О. о
о о с
S
я
с
о а. я