Основные термины и определения

Для единства в обозначениях понятий транспортных услуг и их толкования Техническим комитетом 372 Госстандар­та Российской Федерации был разработан отечественный ГОСТ Р 51006-96. Услуги транспортные. Термины и определения. Этот стандарт соответствует нормам Международной организа­ции по стандартизации (ISO). Ниже приведены основные терми­ны и их определения.

' Транспорт общего пользования — железнодорожный, воздуш­ный, морской, автомобильный, речной — обеспечивав т перевозки пассажиров и грузов и предоставление услуг транспортного эк­спедирования на основе уставов и кодексов соответствующих видов транспорта и иных федеральных законов и правовых актов Российской Федерации.

^"Транспортная услуги — полезный результат деятельности ее исполнителя по удовлетворению потребностей пассажира, грузо­отправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями.


' ' ПредоставлЪте услуги — деятельность исполнителя, необхо­димая для обеспечения услуги.

чу Исполнитель транспортной услуги — физическое или юриди­ческое лицо, являющееся стороной договора перевозки, которое предоставляет услуги.

'^Потребитель транспортной услуги — физическое или юриди­ческое лицо, являющееся стороной договора перевозки, которое использует услугу/

\/Пассажир — физическое лицо, имеющее договор перевозки
(билет). ^л:

Грузодтправигшкъ — потребитель транспортных услуг, сдавший
груз к перевозке.'и указанный в качестве отправителя в договоре
перевозки. /"

ХуТрузополучатель — потребитель транспортных услуг, принимаю­щий груз посл^перевозки и указанный в качестве получателя в договоре перевозки.

Договор перевозки — документ (соглашение) между исполнителем и потребителем транспортных услуг, в котором регламентируются обязательства и взаимная ответственность сторон при перевозке.

Пассажирские перевозки — транспортные услуги по перемещению пассажиров, связанные с безопасностью, своевременностью и комфорт­ностью перевозки пассажиров, а также с сохранностью багажа. -s/ 'Грузовые'перевозки — транспортные услуги по перемещению материальных ценностей, связанные с их сохранностью и своевре­менностью доставки.

^Транспортное экспедирование — транспортные услуги, связанные с организацией процесса отправки и получения груза, а также других работ, имеющих отношение к перевозке в соответствии с договором.

Экспедитор — сторона договора транспортного экспедирова­ния, организующая и предоставляющая транспортные услуги при грузовых перевозках.

Вид транспортной услуги — совокупность однородных транспорт­ных услуг, характеризуюхцихся общими технологическими признаками. /Транспортное обслуживание — процесс предоставления транс­портных услуг потребителям в соответствии с установленными нормами и требованиями.

Сопутствующая услуга — услуга, предоставляемая пассажиру, грузоотправителю или грузополучателю организациями транс­портного комплекса или гражданами-предпринимателями, непос­редственно не связанная с перевозкой.


\

■V показатель качества транспортной услуги (обслуживания) — количественная характеристика одного или нескольких потре­бительских свойств услуги (обслуживания), составляющих ее качество.

\/Безопасность услуг па перевозкам пассажиров — безопасность услуг для жизни, здоровья, имущества пассажиров и окружающей среды.

^/Своевременность перевозку пассажира — характеристика транс­портной услуги, обусловливающая перевозку пассажиров в со­ответствии с объявленным расписанием, договором или другим установленным требованием по времени движения транспортных средств.

'.Сохранность перевозки грузов (багажа) — характеристика транспортной услуги*, обусловливающая перевозку грузов (бага­жа) без потерь, повреждений, пропаж и загрязнений.

\ Своевременность доставки грузов (багажа) — характеристика транспортной услуги, обусловливающая прибытие грузов (бага­жа) в конечный пункт в соответствии с установленными догово­ром сроками или объявленным расписанием.

Надежность транспортного обслуживания — совокупность характеристик исполнителя транспортных услуг, обусловливаю­щая предоставление их потребителям в заданных объемах и каче­стве в течение установленного времени.

^Комфортность -перевозок пассажиров — характеристика
транспортной услуги, обусловливающая создание необходимых
условий обслуживания и удобства пребывания пассажиров на
транспортном средстве в начальных, конечных, транзитных
пунктах в соответствии с установленными нормами и тре­
бованиями. \

Нормативный срок доставки груза — показатель своевремен­ности доставки груза, измеряемый продолжительностью перевоз­ки, в течение которой исполнитель транспортной услуги гаранти­рует доставку груза потребителю.

Качество транспортных услуг — совокупность характеристик пассажирских, грузовых перевозок или транспортного экспеди­рования, определяющих их пригодность удовлетворить потреб­ности пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей в со­ответствующих перевозках и работах.

. /Уровень качества транспортных услуг — относительная харак­теристика качества предоставляемых транспортных услуг, осно-


ванная на сравнении значений показателей качества оцениваемой услуги с базовыми значениями соответствующих показателей. J X, Система качества транспортных услуг — совокупность орга­низационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством.

^Управление качеством транспортных услуг — методы и дея­тельность оперативного характера, используемые для удовлетво­рения требований к качеству.

Клйсс — показатель категории или разряда, относящийся к свойствам или характеристикам, учитывающим различные сово­купности потребностей по услугам, предусмотренным для анало­гичного использования.

Закон «О Федеральном железнодорожном транспорте» в статье 2 приводит следующее определение понятию — «рынок транспорт­ных услуг». Это — «сфера осуществления перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, технического обслуживания и ремон­та транспортных средств, подсобно-вспомогательных и других ви­дов работ (услуг), связанных с перевозками».

В Научно-исследовательском институте автомобильного тра­нспорта (г. Москва) проведены исследования, в результате кото­рых разработана классификация услуг по перевозкам пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Эта классификация ис­пользуется Госстандартом России при совершенствовании «Об­щероссийского классификатора услуг населению». На основании Федерального Закона «О сертификации продукции и услуг» Гос­стандартом созданы и введены в действие системы сертификации транспортного комплекса страны, в том числе системы, непосред­ственно касающиеся транспортных услуг.

В феврале 1998 г. был принят ГОСТ Р 51133-98 «Экпедиторс-кие услуги на железнодрожном транспорте. Общие требования». В МПС России образована комиссия по подтверждению соответ­ствия экспедиторских услуг требованием федерального железно­дорожного транспорта.

'V 2.3. Грузовые перевозки

По назначениям их можно классифицировать на: а) внутрихозяйственные, предусматривающие перемещение гру­зов в пределах одного предприятия; ":


б) местные, осуществляемые между предприятиями или фирмами в пределах одного экономического района;

-^ в) межрегиональные, обеспечивающие обмен грузов между, предприятиями и фирмами, находящимися в разных экономичес­ких регионах;

г) международные, предназначенные для товарообмена между предприятиями и фирмами, расположенными в разных стра­нах.

f Перевозки грузов между пунктами их отправления и назначения с участием различных видов транспорта называют комбинированными или смешанными. В последние годы их стали называть также мультимодальными и интермодальными.

Пришедшие к нам из англоязычной лексики термины «мульти-модальные перевозки» («multimodal transportation») и «интермо­дальные перевозки» («intermodal transportation») имеют по сути однозначные определения в переводе на русский язык и обознача­ют смешанные или комбинированные перевозки. Однако некото­рые специалисты считают, что эти термины не являются синони­мами и в их толковании существуют различия. Так, ряд спе­циалистов относят к мультимодальным перевозкам те, всю ответ­ственность за организацию которых на всем пути следования при­нимает на себя один из его перевозчиков независимо от числа используемых видов транспорта по маршруту доставки грузов при оформления единого перевозочного документа. Под интермодаль­ными перевозками понимают смешанные перевозки укрупненных грузовых единиц (контейнеров или грузовых пакетов на поддо­нах), организуемые экпедитором по всему маршруту следования, но с оформлением им перевозочных документов на каждом виде транспорта. Известны и другие определения указанных пере­возок.

Сроки перемещения грузов зависят от скорости используемого транспорта, а также от продолжительности перегрузки отправок и ' Оформления грузовых документов. Доставку грузов в сжатые сроки называют экспресс-доставкой.

Структуру грузопотоков характеризуют долевые соотноше­ния различных родов грузов в общем объеме перевозок и грузо­обороте.

Например, по железным дорогам доставляются грузы нес­кольких тысяч наименований. Вместе с тем около 80% их гру­зооборота приходится на 9 самых массовых грузов: уголь,


нефть и нефтепродукты, руду, черные металлы, удобрения, зерно, лесные и строительные материалы. Значительные объемы перево­зок строительных материалов и лесных грузов осуществляются речным транспортом. Свыше 2/3 общего объема добываемой сырой нефти и нефтепродуктов поступает к потребителям по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам.

Весьма разнообразна номенклатура грузов, доставляемых автомо-бильным транспортом. Ее основу составляют товары народного потребления, строительные материалы, нефтепро­дукты.

Что касается направлений грузопотоков, то они в полной мере отражают внутренние экономические и внешнеторговые связи регионов Российской Федерации, а также специфику их произ­водственного потенциала. Так, на европейской территории Рос­сии сосредоточено 4/5 всей обрабатывающей промышленности, а на ее азиатской территории 2/3 всей добывающей промышлен­ности страны.

Если для европейской территории характерен в основном гру-зообмен между входящими в нее регионами, то для восточной части — грузообмен с регионами европейской части нашей стра­ны и ряда зарубежных стран. Иными словами, восточные регио­ны играют роль грузообразующих, особенно по топливно-энерге­тическим ресурсам, черным и цветным металлам. Значительная доля этих ресурсов (более 60%) экспортируется за рубеж, в том числе в страны Запада.

Важно отметить, что основные ресурсы отечественных железных руд, бокситов, фосфоритов, горнохимического сырья расположены в европейской части страны. Так, на территории Курской магнит­ной аномалии сосредоточено 2/3 национальных запасов железных

РУД.

В Сибири запасы этих руд невелики — их примерно 7%. Основ­ные меднорудные месторождения страны — до 60% запасов — на­ходятся в Уральском экономическом регионе, а 40% запасов в Во­сточной Сибири.

_ Наиболее значительными запасами угольных ресурсов распо­лагают Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский регионы (Куз­нецкий бассейн каменного угля и Канско-Ачинский бассейн бу­рого угля). Западно-Сибирский регион является главным по запасам нефти и газа. На втором месте Волго-Уральская нефте­носная зона.


На европейской части России расположены почти 90% пред­приятий химической и нефтехимической промышленности.

Отечественное машиностроение территориально слабо ориентиро­вано на местного потребителя. Подавляющую часть машинострои­тельной продукции, производимой в восточных регионах, вывозят в европейскую часть страны. Потребности же Сибири и Дальнего Во­стока удовлетворяют в основном за счет поставок из западных реги­онов страны и импорта.

Характерная особенность лесной промышленности — ее раз­мещение практически во всех регионах страны. В общем объеме перевозок лесные грузы занимают значительный удельный вес, уступая лишь перевозкам угля, нефти и нефтепродуктов. За счет поставок из России обеспечиваются до 40% потребностей стран ближнего зарубежья в продукции лесной, деревообрабатываю­щей и целлюлозно-бумажной промышленности. В общем объеме российского экспорта пиломатериалы, фанера и целлюлоза за­нимают шестое место.

^) На территориях многих экономических регионов страны важней­
шие месторождения сырья для производства-етроительных материа­
лов не совпадают с центрами их массового потребления. Промыш­
ленность стройматериалов в основном базируется на
европейской территории страны, а ее продукция сегодня особен­
но активно востребована в восточных регионах в связи
с наращиванием там потенциала нефтяной и газовой про-

мышленности, освоением новых месторождений полезных иско­паемых.

Сырьевой фактор имеет очень большое значение для отече­ственной легкой промышленности. Ее основные предприятия расположены в европейских регионах страны. Она имеет глубо­кие транспортно-экономические связи с сельским хозяйством, химической промышленностью, а ее хлопчатобумажная отрасль полностью ориентирована на импортируемое сырье.

Аналогичную зависимость от сырьевых баз можно видеть во многих отраслях пищевой промышленности. Крупные грузопото­ки формируются на маршрутах завоза в Россию импортируемого продовольствия, бытовой техники, одежды, обуви.

Уже многие годы трудноразрешимой проблемой для России остается своевременный и достаточный по объемам завоз жидко­го топлива, промышленных товаров и продовольствия в север­ные регионы страны. Этот завоз осуществляется преиму-

3!


щественно в период навигации по рекам, впадающим в Се­верный Ледовитый океан, а также по Северному морскому пути. Из северных регионов вывозят цветные металлы, ртуть, алмазы, золото и др. Более подробно направления основных грузопото­ков рассмотрены в рамках дисциплин «География путей сообще­ния» и «Экономика транспорта».

Данные, характеризующие распределение объемов перевозок грузов и грузооборота по видам транспорта Российской Федера­ции за последние годы, приведены в табл. 3.

1\ Из этой таблицы следует, что доля автомобильного транспорта в общем объеме перевозок грузов самая значительная —почти 53%. Вместе с тем из-за небольшой средней дальности перевозок (около 23 км) его грузооборот уступает грузообороту трубопро­водного, железнодорожного и морского транспорта. Подобный вывод можно сделать и в отношении промышленного железнодо­рожного транспорта. Занимая второе место после автомобильно­го транспорта по годовому объему перевозок, он имеет весьма низ­кий показатель грузооборота.

Наряду с приведенными в табл. 3 основными показателями, характеризующими размеры грузовых перевозок и связанные с ними величины транспортной работы, используют и другие пока­затели, которые отражают качественные параметры этих перево­зок, а также уровень предоставляемых транспортных услуг.

К таким показателям относят неравномерность грузовых пере­возок, уровень выполнения сроков доставки грузов, степень их сохранности при перевозках.

Неравномерность грузовых перевозок оценивают коэффициен­том неравномерности, значение которого определяют как отноше­ние максимального объема перевозок в самый напряженный их пе­риод к среднему объему перевозок за такой же период.

Уровень выполнения сроков доставки грузов характеризуется от­ношением объема продукции, доставленной получателю в сроки, определенные нормативами (договорами), к общему объему достав­ленной ему продукции.

Степень сохранности перевозимых грузов определяю т отноше­нием объемов перевозок, при которых не было допущено потерь или повреждений грузов, к общему объему перевозок этих грузов.

Для одних грузов сохранность означает неизменность их мас­сы или количества в начале и конце перевозки или измене-


Я S

Ч ю

<п Н


ON ON

ON ON

I о ю

О о

I

О о

с.

О ш

А. v

С

7.


                   
        NO   ON   о  
    СП   СП гп   О о  
                   
s a —' 1204,5   124,3 128,4 66,1 25,3 2,67 456,27
S                  
О '         о о о о  
    ,05 ,48 S 99е   NO NO В о
ГА. U СП   СП   CN О о  
                   
  о                
  OS ON оо гп о' SO гп Г—, с- СП 3,15
    О     NO NO CN CN  
                  ГП
    30% 87% ,62% 35% 00% ,85% 01% о
    ON г- CN О   ОО О
                   
                   
  —' гп г- CN   ОО      
ок, мл   947, 801,   36, 101,   о'  
о                  
сх                  
                   
с:         ^^   ©^    
    ГО   ,44 ГП   ,05 о Я
ю О 2R   ОО   О ■ ■ р~ CN о  
  On 834,8 789,9 5209,7 41,2   2588,3 о 9568,6
               
Я «         к    
Видтранспорп лезнодорожнь убо проводный томобильный рекой утренний водн омышленный лезнодорожны здушный S ВИДЫ
    а. ш   X а. и о о
    н <   CQ С S m са

ние этой массы в пределах норм естественной убыли. Для других грузов сохранность предполагает соблюдение полной комплект­ности отправок за период их перевозки. Иными словами, количе­ство мест в отправке при приеме ее к перевозке и после ее завер­шения должно быть одинаковым. В ряде случаев под сохранностью груза понимают недопущение его загрязнения во время перевозки в пределах установленных норм.

</ 2.4. Пассажирские перевозки

Для России, обладающей самой большой в мире территорией и населением, превышающим 145 млн. чел., перевозки пассажи­ров имеют исключительно важное значение. Средняя плотность населения в Российской Федерации составляет 8,6 чел./км2. Это почти втрое меньше, чем в США, и в 15 раз меньше, чем в Китае. Более 3/4 населения проживает в европейской части нашей страны. Здесь средняя плотность составляет 27,1 чел./км2. В Централь­ном экономическом районе этот показатель еще выше — 62 чел./км2, а в столице страны плотность достигла 340 чел./км2. В восточных регионах, занимающих 75% территории страны, проживает лишь 1/5 часть ее населения.

Городом в России считается населенный пункт, в котором проживает не менее 12 тыс. человек при условии, что 85% жите­лей являются рабочими или служащими и членами их семей. На территории нашей страны 13 городов с населением свыше 1 млн.человек. К ним относятся: Москва, Санкт-Петербург, Ниж­ний Новгород, Новосибирск, Казань, Волгоград, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Уфа, Челябинск. Кроме того, в стране 20 крупных городов с населением более 500 тыс. человек.

В городах проживают почти 73% населения. За последние 10 лет наметилась тенденция сокращения городского населения даже в крупных и крупнейших городах. Большое влияние на терри­ториальное распределение населения оказывают миграционные процессы: переезды людей на постоянное или временное прожива­ние из страны в страну; из одного региона страны в другой; ежед­невные поездки из пригородов в города и обратно (маятниковая миграция, в которой принимают участие миллионы людей).


Значительные объемы пассажирских перевозок связаны с дело­выми поездками, а также поездками в зоны отдыха, на каникулы, учебу, в исторические, культурные, торговые центры и др.

В зависимости от дальности, скорости, комфортности пасса­жирские перевозки можно классифицировать по видам транспор­та следующим образом.

На железнодорожном транспорте они подразделяются по сооб­щениям на пригородные, местные и дальние, а по скорости — на пригородные, пассажирские и скорые в вагонах общих, плацкарт­ных, купейных и СВ.

На автомобильном транспорте существуют внутригородские, пригородные, междугородные (внутриобластные и межобласт­ные) и международные пассажирские перевозки.

На морском транспорте перевозки пассажиров могут быть в так называемом заграничном плавании и каботажными, т.е. обес­печивающими сообщения между портами одного государства. Малый каботаж предполагает перевозки между портами одного или двух смежных морей, а большой — между портами несмеж­ных морей. По скорости рассматриваемые перевозки подразделя­ют на грузопассажирские, скорые и экспрессные в каютах разно­го класса комфортности.

На речном транспорте перевозки пассажиров могут быть внутригородскими, пригородными, местными и транзитными. Они осуществляются на грузопассажирских и скорых линиях в каютах различного класса комфортности.

На воздушном транспорте пассажирские перевозки подразде­ляют на местные, дальние и международные в салонах различно­го класса комфортности.

Пассажиропотоком на транспорте принято называть людской поток, следующий в определенном направлении между пунктами его зарождения и погашения. Пассажиропотоки могут быть ста­бильными и нестабильными, одно- и двусторонними, равномерны­ми и неравномерными по времени суток, дням недели, месяцам и се­зонам года. На различных видах транспорта периодически про­водят обследования пассажиропотоков для корректировки расписа­ний перевозок. В городах направления пассажиропотоков в будни обусловлены, прежде всего, взаимным расположением зон трудовой деятельности или учебы населения и зон его проживания. Этот же вывод правомерен для преимущественных направлений пассажи­ропотоков в пригородной зоне.


В воскресные и праздничные дни пассажиропотоки ориентиру­ются на зоны отдыха, досуга, торговли и т.д.

Для дальних (внегородских) пассажиропотоков по железным доро­гам приоритетными являются направления: от Санкт-Петербурга в сторону Москвы и далее на Северный Кавказ; от Москвы в сторону Нижнего Новгорода, Казани, Екатеринбурга и далее на Восток; от Москвы в сторону Самары, Челябинска к границам Казахстана. Суще­ственны пассажиропотоки на направлениях от Москвы в сторону Минска и Бреста, а также в сторону Санкт-Петербурга.

Пассажиропотоки внутреннего водного транспорта Россий-ской Федерации проходят по основным речным коммуникациям страны. На морском транспорте они преимущественно тяготеют к пассажирским портам: Санкт-Петербург, Калининград, Новороссийск, Туапсе, Сочи, Владивосток, Находка, Ванино.

На автомобильном транспорте пассажиропотоки, как правило, ориентированы в рамках внутриобластных и межобластных сооб­щений.

Если до начала 90-х годов объемы пассажирских перевозок в нашей стране постоянно возрастали, то в последнее десятилетие они упали практически на всех видах транспорта в связи с общим экономическим кризисом и резким ухудшением материального по­ложения населения.

Распределение перевозок пассажиров между видами транспор­та и данные о размерах пассажирооборота в последние годы представлены в табл. 4.

Из табл. 4 видно, что почти 53% общего объема пассажирских перевозок приходится в Российской Федерации на автомобиль­ный транспорт. Доля городского транспорта (трамвай, метро, троллейбус) в общем объеме пассажирских перевозок также весь­ма значительна и составляет 44%, а железнодорожного — только около 3%.

В освоении общего пассажирооборота наибольшая доля (43%) также приходится на автомобильный транспорт. Железными до­рогами осваивается 27% общего пассажирооборота, (42% в меж­дугороднем сообщении), а воздушным — 10,4%. Доля городского транспорта (трамвай, метро, троллейбус) в общих размерах пассажирооборота составляет 19,6%, а водных видов транспорта — менее 1%.

Разделив приведенные в таблице значения пассажирооборота на соответствующие им значения объема перевозок по видам


ев

я

Я

ю


я

ё.

О о

я а.

Я

о

О. о

о о с

S

я

с

о а. я


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: