Типы ведущей деятельности в процессе развития (по Д.Б. Эльконину)

Перечень практических заданий

К курсовому экзамену по учебной дисциплине «Психология»

Специальность 050144 Дошкольное образование

Билет № 1

Исходя из закономерностей психического развития ребенка младенческого периода определите эффективные способы взаимодействия взрослого с ребенком по предложенным ситуациям.

1.Мама Наташи (девочки 4 мес.) все время: и на прогулке, и дома – говорит и говорит, напевает песенки.

соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно еще ничего не понимает!»

Правильно ли поступает мама Наташи?

Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?

Как взрослый должен удовлетворять потребность младенца в общении? Как развивать такое общение?

2. Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушки и т.д.

Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а сын достает их и снова бросает на пол.

Какой вид мышления развивается у младенца при подобных действиях с игрушками, предметами?

3. Саша (4 мес.), находясь в манеже, всё время передвигается. Вот он обратил внимание на игрушку – яркий волчок. Он тянется ручками, выставив их далеко, вперёд, к игрушке, пытается схватить волчок, но промахивается.

Как формируются ориентировочные действия младенца, назовите приемы их формирования.

Билет № 2

1. Определите последовательность:

Типы ведущей деятельности в процессе развития (по Д.Б. Эльконину)

1. Интимно-личностное общение

2. Эмоционально-непосредственное общение

3. Учебная деятельность

4. Учебно-профессиональная деятельность

5. Предметная манипуляция

6. Игра

2. Определите психические новообразования и возрастной этап:

1. Новорожденность а) продуктивные виды деятельности и игровая деятельность, соподчинение мотивов, произвольность
2. Младенческие возраст б) прямая походка, речь, предметная деятельность, зарождение самосознания
3. Ранний возраст в) комплекс оживления
4. Дошкольный возраст г) автономная речь, ходьба, манипулятивная деятельность
5. Младший школьный возраст д) чувство взрослости, формирование Я-концепции, автономность от взрослого
6. Подростковый возраст е) развитие учебных навыков. развитие адекватной самооценки, произвольность

3. Определите возраст и соответствующий ему кризис (по Л.С. Выготскому):

1. Новорожденность а) Кризис 7 лет
2. Младенческий возраст б) Кризис новорожденности
3. Ранее детство в) кризис 17 лет
4. Дошкольное детство г) Кризис 13 лет
5. Школьная возраст д) Кризис 1 года
6. Пубертатный кризис е) Кризис 3 лет

4. Заполните таблицу, психическое развитие и ведущая деятельность. Определите потребности, достижения развития ребенка и условия перехода к новой ведущей деятельности.

Каждый вид ведущей деятельности Соответствует возрастному развитию Соответствует потребностям, интересам Способствует усвоению действий и образованию психических качеств, необходимых для ее выполнения Создает внутренние условия для перехода к новой ведущей деятельности
Общение – способ выразить отношение к людям 1-й год жизни      
Предметная деятельность 1 – 3 года      
Игра – отражение в воображаемого ситуации реального мира 3 года – 6-7 лет      

Билет № 3

Проанализируйте предпосылки формирования личности ребенка раннего возраста и проявления кризиса 3-х лет.

1. Миша (2 г. 2 мес), увидев, что мама надевает пальто, спросил: «Мама, ты куда?» — «Гулять», — ответила мама. «А мы меня возьмем с собой?» — спросил малыш.

Через несколько дней Миша подошел к маме и сказал: «Миша хочет кушать!»

Почему ребенок назвал себя в третьем лице?

Как формируется у ребенка самосознание?

2. Миша (2 г. 4 мес.) пытается сам одевается. Кряхтя он натягивает колготки. Ничего не получается. Вмешивается мама со своей помощью.

- Я сам! – протестует ребенок.

- Сиди спокойно, ничего у тебя не получается.

- Я хочу мА! – опять заявляет малыш.

Можно ли считать поведение Миши упрямство или это проявление развивающейся личности?

Характеризует ли это поведение самосознательность?

Какую самостоятельность должен поощрять взрослый?

3. «Не хочу кашу», — кричит Коля и отталкивает от себя—тарелку. «Может быть, картошки поешь?» — услужливо спрашивает бабушка. «Хочу картошки», — кричит Коля.

Бабушка подает ему картошку, но внук снова отталкивает тарелку, кричит и не ест.

Проанализируйте поведение бабушки.

Назовите причину такого поведения Коли.

Как предотвратить такое поведение у детей раннего возраста?

Билет № 4

Определите особенности социальной ситуации дошкольника.

1. Место, занимаемое дошкольником (ребенком от 3 до 7 лет) среди окружающих людей, существенно отличается от того, которое характерно для ребенка раннего возраста.

2. В каждой из приведенных ниже ситуаций показаны основные особенности внутренней позиции дошкольника.

Каково содержание мотивов поведения дошкольника?

Как влияет на развитие личности ребенка его общение со сверстниками и взрослыми?

Билет № 5

1. Охарактеризуйте возрастные периоды и социальную ситуацию развития, установите соответствие:

1. Младенчество а) социальная ситуация «Ребенок – предмет - взрослый», познание мира окружающих вещей в совместной деятельности со взрослыми
2. Ранний возраст б) эмансипация от взрослых и группирование
3. Дошкольный возраст в) социальная ситуация «Мы», общая жизнь ребенка с близкими взрослыми
4. Младший школьник г) познание мира человеческих отношений и их имитация
5. Подростковый возраст д) социальный статус школьника (Ситуация обучения)

2. Определите психологические достижения и возрастные периоды, установите соответствие:

1. Новорожденность а) рефлексия, внутренний план действий
2. Младенчество б) волеизъявление, открытие «Я»
3. Ранний возраст в) нравственное самосознание
4. Дошкольный возраст г) комплекс оживления
5. Младший школьник д) эмоционально-экспрессивное общение
6. Подростковый возраст е) возникновение произвольного поведения и соподчинение мотивов

3. Приведите в соответствие возрастной период развития и ведущую деятельность (по Д.Б. Эльконину)

1. Младенчество а) учебная деятельность
2. Ранний возраст б) сюжетно-ролевая игра
3. Дошкольный возраст в) предметная деятельность
4. Младший школьник г) профессиональная направленность
5. Подростковый возраст д) эмоционально-экспрессивное общение
6. Ранняя юность е) межличностное общение

4. Заполните таблицу возрастной периодизации психического развития по следующим компонентам:

Возрастные сроки Название периода Ведущая деятельность Новообразования Кризис
         
         
         
         
         
         
         

Билет № 6

1. Определите линии психического развития ребенка в период новорожденности, проанализируйте свои суждения.

а) Достоинством или недостатком развития ребёнка является небольшое число врождённых форм провидения?

б) Что такое первые условные рефлексы? С чем они связаны? Какие действия матери способствуют образованию вредных привычек у ребёнка?

в) Что такое «комплекс оживления»? Какова роль взрослого на этом этапе развития ребёнка?

Билет № 7

Докажите, что игра является основным видом деятельности дошкольника, проанализируйте описанные игры детей.

1.Шура построила из трех кирпичиков кроватку и положила в нее куклу. Люсе понадобились кирпичики для постройки домика, и она забрала один кирпичик у Шуры. Шура расплакалась.

2. Сеня взял коробку из-под ботинок, похожую на магнитофон, и стал танцевать, петь, сказав, что магнитофон играет.

3. Саша расставил в гараже машинки и стал по одной вывозить их из гаража, голосом передавая звуки машины.

В это время Дима, повернувшись спиной к Саше, въехал со своими машинками в гараж Саши.

4.Саша предложил Сереже и Боре построить корабль, чтобы поплыть в Африку. Мальчики с удовольствием занялись постройкой.

Сережа стал рассказывать про крокодилов, обезьян, которых они обязательно встретят в Африке.

В это время за Сашей пришла мама и забрала его домой. Игра распалась.

5. Дети играли в «морское путешествие». Петя был капитаном, Саша – боцманом, Наташа – врачом, четверо детей – матросами.

Капитан Петя вдруг объявил, что корабль потерпел крушение и нужны водолазы, чтобы заделать пробоину. Быть водолазами согласились матросы.

Но в это время пришел врач и позвал Петю к себе в кабинет. Петя предупредил, что скоро придет, и отдал распоряжение водолазам исправить пробоину.

Вместо ушедшего Пети капитаном стал Саша, который принял командование. игра продолжалась.

Определите возраст детей в каждом из приведенных примеров, принимая за основу взаимоотношения их в игре.

Какие новообразования закладываются в игре и получают свое развитие?

Билет № 8

Исходя из закономерностей психического развития ребенка младенческого периода определите эффективные способы взаимодействия взрослого с ребенком по предложенным ситуациям.

1.Мама Наташи (девочки 4 мес.) все время: и на прогулке, и дома – говорит и говорит, напевает песенки.

соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно еще ничего не понимает!»

Правильно ли поступает мама Наташи?

Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?

Как взрослый должен удовлетворять потребность младенца в общении? Как развивать такое общение?

2. Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушки и т.д.

Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а сын достает их и снова бросает на пол.

Какой вид мышления развивается у младенца при подобных действиях с игрушками, предметами?

3. Саша (4 мес.), находясь в манеже, всё время передвигается. Вот он обратил внимание на игрушку – яркий волчок. Он тянется ручками, выставив их далеко, вперёд, к игрушке, пытается схватить волчок, но промахивается.

Как формируются ориентировочные действия младенца, назовите приемы их формирования.

Билет № 9

Проанализируйте мотивы поведения и особенности личностного развития дошкольника.

1.Витя (4 г. 5 мес.) во время дневного сна шумел и мешал другим детям. Воспитатель несколько раз сказал ему, что нужно спокойно лежать в кроватке, но Витя не слушался.

Когда все дети встали, оделись и ушли, воспитатель не позволил Вите встать, мотивируя это так: «Ты не хотел отдыхать вместе со всеми детьми, шалил, теперь дети будут играть, а ты лежи в кроватке, ты еще не отдохнул».

Витя плакал, просил разрешить одеться, потом успокоился и час спокойно лежал. Далее он не нарушал порядок во время отдыха.

Опираясь на какие мотивы поведения Вити, воспитатель смог добиться успеха?

2. Миша очень любил мастерить из строительного материала. Воспитатель в старшей группе организовал соревнование «Кто быстрее и лучше построит дом» по изготовлению домиков по образцу. Дети с радостью принялись за построение домиков.

Миша с заданием не справился. Но воспитатель все-таки сказал: «Молодец». И он, как и другие дети, получил в награду хорошую конфету. Однако Миша взял конфету без всякого удовольствия и решительно отказался ее есть. Из-за неудачи полученная конфета стала для него «горькой».

Как изменяются мотивы поведения ребенка к старшему дошкольному возрасту?

3. Проводится эксперимент «Загадочная коробка». Исследователи проверяли выполнение требований взрослого. Детям ставилась задача: не заглядывать в оставленную без присмотра коробку.

В эксперименте было установлено 3 типа поведения детей в данной ситуации:

I тип – дисциплинированный;

II тип – недисциплинированный правдивый;

III тип – недисциплинированный неправдивый.

Опешите примерное поведение детей каждого типа.

Определите возраст детей, связанный с тем или иным типом поведения.

Какова тенденция развития типов поведения?

Как формировать произвольное поведение ребенка?

Билет № 10

Дайте характеристику особенностям развития познавательных психических процессов детей раннего возраста по предложенным ситуациям.

1. Воспитатель учил детей трёх лет разбирать и собирать пирамидку, состоящую из 6 колец.

По его указаниям дети находили путём сравнения колец, прикладывая их друг к другу, самое большое и надевали его на стрежень.

По просьбе воспитателя они сравнивали между собой оставшиеся кольца и те, которые были надеты на стержень.

Так продолжалось до тех пор, пока пирамидка не была собрана.

Эффективен ли такой путь обучения детей?

Что послужило ориентиром (меткой) для обучения?

Какие мерки в данном случае могут быть использованы?

2. Проводился эксперимент. Перед детьми двух групп (1г. 6 мес. – 2 г. 6 мес.) ставилось 2 бумажных колпака: красный и синий. Под красным колпаком пряталась конфета. Ребёнок должен был найти её. Места колпаков всё время менялись.

Когда дети первой группы находили конфету, то взрослый называл цвет колпака – «красный». Детям второй группы цвет колпака не называли.

Выяснилось, что детям первой группы нужно было всего 9 – 10 повторений, а детям второй группы – 70 – 80 повторений для того, чтобы отличить сигнальный признак колпака: красный цвет.

Какой можно сделать вывод на основании этого эксперимента?

3. Юра пытается починить тележку. Он сначала просто прикладывает колесо к краю тележки рядом с концом оси. После многих проб колесо случайно надевается на торчащий конец оси. Тележка может ехать. Юра очень доволен.

Воспитатель говорит: «Молодец Юрик, сам починил тележку. Как это ты сделал?» Юра отвечает: «Починил, вот видите!» (Показывает, как вертится колесо). Воспитатель незаметным движением сбрасывает колесо со спицы и вновь обращается к мальчику: «Как ты это сделал, покажи?»

Юра снова прикладывает его к тележке, но уже быстрее надевает колесо на ось. «Вот и починил!» - радостно заявляет мальчик, но опять не может сказать, как он это сделал.

Определите примерный возраст ребенка. Какие особенности мыслительной деятельности ребенка проявились в данном эпизоде?

Охарактеризуйте особенности формирования мышления детей этого возраста.

Билет № 11

Проанализируйте психологические особенности и поведенческие проявления ребенка раннего возраста по предложенным ситуациям.

1. Жене 1 год. Она ходит, держась за мамину руку, а самостоятельно ходить отказывается.

Что должны делать родители, чтобы расширить самостоятельность ребенка при общении его с внешним предметным миром, чтобы помочь малышу преодолеть страхи, связанные с его первыми шагами (напряжением. потерей равновесия, падения)?

2. Студентка, наблюдая за действиями детей с игрушками в группах детей второго и третьего года жизни, отметила:

Сережа (1 г. 1 мес.), играя разными игрушками, действует примерно одинаково: стучит, катит, тащит, сжимает их и т.д.;

Катя (2 г. 1 мес.), играя теми же игрушками, действует по-другому: куклу – качает, машинку – везет, карандашом – рисует и т.д.

Какова последовательность овладения детьми раннего возраста предметными действиями?

Как организовать предметную деятельность ребенка, чтобы заложить в ней основы новых видов деятельности?

3. Определите примерный возраст детей по их речевым действиям:

Миша, показывая на платье мамы, говорит: «Мама»;

Лёша, собираясь на прогулку, говорит: «Тухи, касие, где?»;

Витя, рассматривая книжку с картинками, говорит: «Матик сегу бух!».

Определите особенности развития речи в раннем возрасте.

Билет № 12

Определите особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника по следующим ситуациям.

1. Маша (4 г.) рассказывая сказку «Снегурушка и лиса», пропускала то место, где говорится, что Снегурушка послушала лису, слезла с дерева, и лиса привезла ее домой. После слов: «Нет, волк, я тебя боюсь, ты меня съешь» — она продолжала веселым голосом: «Листайте, листайте дальше, я вам Снегурушку привезла».

Как и в каких формах у дошкольников проявляется сочувствие к другим людям?

Какие чувства проявляются у ребенка чаще всего?

2. Решив больше не огорчать маму своим упрямством, Катя сказала, что теперь она всегда будет следить за собой. Но на второй день после обещания ее снова «занесло». Она не поздоровалась с соседкой, не помогла маме убрать посуду со стола.

Как часто изменяется эмоциональное состояние ребенка (в течение дня, недели)?

Какой недостаток в развитии детской воли проявился у Кати?

Детям какого возраста он наиболее свойственен?

Как преодолеть этот недостаток в воспитании ребенка?

3.Поведение пятилетнего Миши на первый взгляд кажется странным. Когда мама куда-либо собирается идти, сын просится с ней. Но стоит ей сказать: «Одевайся, пойдем» ­мальчик отвечает: «Не пойду». Если мама после этого идет к двери, то он кричит «Пойду!». Как только она возвращается за ним, он снова отказывается. Это продолжается довольно долго и кончается слезами Миши.

Какое отрицательное качество проявляется в поведении Миши?

Как следует проводить воспитательную работу с такими детьми?

Билет № 13

Охарактеризуйте компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе по предложенным ситуациям.

1. Некоторые родители считают, что в первом классе учиться трудно, поэтому следует готовить ребенка к учебе в школе, т. е. учить его читать и считать.

Приведем отрывок из письма одной мамы: «Помогите мне, посоветуйте, как заставить моего сына научиться читать и считать. Что только я ни делала, ничего у меня не получается. Как будто бы и начал складывать слова, но кажущийся успех оказался кратковременным. Как же мой сын будет учиться в школе?»

2. Мама шестилетнего мальчика обеспокоена насказывает: «Моему сыну скоро идти в школу. Я ему читаю, рассказываю. Мы ходим в музеи, но меня беспокоит отсутствие у него любознательности. Ни разу он не разломал игрушку, чтобы выяснить, что внутри, не задал никаких вопросов. Как же он будет учиться в школе?»

Права ли мама в своих волнениях? Что можно посоветовать маме?

2. Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Несмотря на то что Сережа пошел в школе с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.

Пока домашние задания представляли для него какой-то интерес и новизну, он хотя и недостаточно аккуратно, но выполнял их. Но как только Сережа стал обнаруживать трудности в обучении, преодоление которых требовало систематических занятий, волевых усилий, мальчик стал получать плохие отметки.

Что послужило причиной неуспехов Сережи в школе?

Как помочь мальчику хорошо учиться?

3. «Как определить, готов ли ребенок к школе? Тем более сейчас, когда можно отдавать его и в 6 и в 7 лет. Я хотела бы отдать своего шестилетнего сына в школу, но мне не советуют воспитатели. Да и сын не изъявляет большого желания учиться», — огорчается мама будущего школьника. Такие вопросы задают многие родители.

Как определить психологическую готовность детей к обучению в школе?

Можно ли предвидеть, как ребенок будет учиться?

Билет № 14

Определите изменения в социальной ситуации развития в ранней юности по предложенным заданиям.

Задание 1. Перед вами рекомендации учителю по учёту в работе особенностей юношеского возраста, составленные студентами. Оцените правильность их составления. Объясните своё мнение.

1.Педагогу надо беседовать с родителями, так как это может помочь в работе с детьми.

2.С терпением относится к высказываниям юношей, так как для этого возраста характерен юношеский максимализм.

3.Педагогу следует помочь учащимся разобраться в окружающем и себе самом, так как в этом возрасте учащийся определяет своё место в обществе, выбирает свой

жизненный путь.

4.Следует на уроках использовать индивидуальную работу, так как у юношей существует яркая потребность проявить свою индивидуальность.

5.Педагогу следует давать задания, проводить различные мероприятия, в которых учащиеся смогут проявить себя с той стороны, которая им интересна, так как в этом возрасте яркая потребность проявить свою индивидуальность.

Задание 2. Какая характерная особенность юношеского возраста проявляется в следующих высказываниях?

«Я не буду жить так, как вы! У меня будет и квартира, и денежная работа, и богатый муж».

«Надо бороться со всем плохим; не дать себя сломать, не приспосабливаться к этому».

Задание 3. В приведенных характеристиках определите достижения, характерные для данного возрастного периода:

1. Людмила, 18 лет. Восторженная, любит музыку, природу, поэзию, в отношении к людям не всегда безпристрастна, обидчива и вместе с тем чуткая и добрая. Яркая, романтическая натура, открытая душа, доверчивая.

2. Виктор, 17 лет. Мечтает о военной службе, во всякую работу вносит точность и аккуратность, очень требовательный, настойчивый упорный.

3. Юля, 18 лет. Всегда рассудительна, все делает осознанно и обдуманно, но очень любит командовать, не любит неподчинения со стороны сверстников, нетерпима к чужим ошибкам.

Билет № 15

Определите особенности сенсорного развития дошкольника, дайте психологическое обоснование необходимости обучения ребенка сенсорным эталонам и действиям обследования.

1. Дети разного дошкольного возраста играли в «угадайку». В игре надо было обследовать фигурки и дать им название.

Петя держал руки на фигурке, похлопывал по ней, определить фигурку не смог.

Сережа пытался ощупать контуры фигурки всей ладонью. Из предъявленных четырех фигурок правильно назвал две.

Саша ощупывал фигурку двумя руками, тщательно обследовал отдельные ее признаки и определил все фигурки правильно.

2. Дети старшего дошкольного возраста рисовали грузовую машину – игрушку. Непосредственно перед рисованием воспитатель предложил детям хорошо рассмотреть ее, а затем назвать каждую часть машины, обращая внимание на то, что кузов у машины больше кабины и шире ее. Дети отметили, что кабина чуть повыше кузова, у нее срезан один угол, в кабине есть окно, которое имеет форму квадрата, и т.д.

С какими сенсорными эталонами воспитатель знакомит детей?

Как обследование предмета, влияет на изобразительную деятельность детей?

Билет № 16

Охарактеризуйте особенности социальной ситуации развития младшего школьника. Дайте психологическое обоснование становлению внутренней позиции школьника.

1. Исследование показало, что большая часть детей, 6 лет идёт в школы с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Дети живо воспринимают слово учителя и активно выполняют его требования. Но в дальнейшем некоторые из них сталкиваются со сложностями, необходимостью уметь сделать выбор между «надо» и «хочу», «интересно» и «неинтересно», «умею» и «не хочу».

Назовите причины данного явления?

Как приобщить детей к учению?

2. Сережа часто пропускал уроки. Учительница оставалась с ним после занятий. Помогло, но интереса к учению воспитать у Сережи не удавалось.

«Знаешь, Сережа, - сказала однажды учительница, - расскажу я тебе по секрету, что будет на следующем уроке». Сережа согласился без энтузиазма, но... На следующем уроке он, торжествующе поглядывал по сторонам, беспрерывно тянул руку. Он понимал объяснение не хуже других.

В тот же день он снова после уроков вопросительно посматривал на учительницу: «Расскажите, что вы будите говорить завтра!»

Почему учительница считает, что таким образом можно развить у мальчика интерес к учению?

3. Учительница 2-го класса стала замечать, что Мила К. смирилась со своими тройками. Учение мало интересовало ее. Больше увлекала общественная деятельность — Мила была отличным санитаром. И вот однажды в ее тетрадке под работой, которую больше чем на тройку оценить было нельзя, появилась запись: «Третья строка написана прекрасно. Лучше, чем у всех. Попробуй-ка делать так же всю работу». Мила хвасталась, показывала тетрадь подружкам. Радостная прибегала к бабушке, заставляла маму просиживать рядом, чтобы и другие строчки вышли такими же, как третья.

Какая мотивация к учению преобладает у девочки?

Билет № 17

Определите, какие закономерности детского мышления отражают приведенные примеры.

1. Детям разного возраста было предложено: расставить мебель для кукол и рассказать, как это задание выполнялось. Задание выполнялось в каждой возрастной группе отдельно:

а) В этой группе дети молча расставили стульчики, стол, кровать, шкаф. Они не пытались переставить мебель, сравнивать, как лучше: расставляли подряд попадающиеся им предметы.

По окончании работы они лишь жестами показали, куда поставили стол, а куда стул.

б) Дети этой группы, прежде чем оборудовать комнату для куклы, отобрали всю необходимую мебель. Во время выполнения задания слышались высказывания: «Где кресло?»; «Сюда поставлю сервант» и т. д., что свидетельствовало об их действиях с опорой на понятия. Произнесение отдельных фраз: «За шкаф»; «Под стол»; «У окна» — говорило о том, что у них уже сформировался план действия, который затем осуществлялся.

в) Дети этой группы, расставляя мебель, меняли местами стулья, стол, кровать и т. д., обращаясь к экспериментатору с вопросом: «А так можно?», рассматривая вид комнаты. В действиях некоторых детей были замечены элементы планирования.

Определите примерный возраст детей, принимая за основу развитие мышления дошкольника.

Как идет развитие мыслительных действий дошкольника?

2.Саша (6 лет) по комнате возил машину. От резкого движения машина закатилась под диван. Мальчик пришел на кухню и сказал маме: «Дай щетку!» На вопрос мамы, зачем ему нужна щетка ответил: «Машинка под диван укатилась, ее надо достать».

Какой вид мышления свойственен Саше?

Отметьте значение данного вида мышления для психического развития ребенка.

Какие приемы использует взрослый, развивая такой вид мышления ребенка?

3. Проанализируйте ответы детей и назовите причины алогичности их мышления, является ли эта особенность развития ребенка закономерной?

1. Наде (5 лет).

- Почему рыба не тонет?

- У нее есть хвост.

- Почему человек не тонет?

- Он плавает и руками загребает.

2. Коле (4 г. 5 мес.).

- Почему маленькая лодка не тонет?

- Потому что она легкая.

3. Вите (5 лет. 2 мес.).

- Ты почему сегодня не здороваешься?

- А я сегодня выходной.


Билет № 18

1. Составьте блок – схему по критериям видов одаренности:


Варианты ответов:

1. Ранняя одаренность

2. Актуальная одаренность

3. Практическая

4. Явная одаренность

5. Поздняя одаренность

6. Познавательная

7. Общая одаренность

8. Художественно-эстетическая

9. Потенциальная одаренность

10 Коммуникативная

11. Специальная одаренность

12. Духовно-ценностная

13. Скрытая одаренность


Билет № 19

Проанализируйте, какие особенности детской речи проявляются в приведенных высказываниях.

1. Дошкольник, жестикулируя, рассказывает: «Он как налетит, а тут р-раз... и стекла бах... бах... А он упал... и тогда все... так бегут. А этот свистит, а тот как выпрыгнул и как закричит... Под красный, под красный... А она так и плачет...»

2. Дети 4—5 лет часто употребляют выражения «землетрясение мозгов», «тухлые спички», «обутый — босутый» и т. д.

3. В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха у детей. Исследователи записали характерные особенности речи некоторых детей:

1. Гриша говорил вместо рыба – «лыба».

2. Саша говорил вместо шишка – «сишка».

3. Петя говорил вместо садишь – «дись».

4. Вова говорил вместо сахар – «хасир».

Какие недостатки в речи детей выявились в данном исследовании?

Что должны делать взрослые, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника?

Билет № 20

Охарактеризуйте особенности развития внимания, памяти и воображения дошкольника, составьте практические рекомендации по их развитию (по выбору).

1. Пете (4 г. 5 мес.) предложили рассмотреть картинки, потом забрали их и попросили назвать изображенные предметы. Мальчик не сумел назвать многие предметы, только что рассмотренные им на картинках.

2. Мише (4 г. 5 мес.) дали рассмотреть эти же картинки и попросили отдельно отложить изображения тех предметов, которые могут понадобиться для кухни, детской комнаты, двора. Затем картинки у него тоже забрали и предложили перечислить изображенные на них предметы. Мальчик назвали все слова.

В каком случае лучше продуктивность запоминания, от каких условий это зависит?

3. Кирилка расставляет на тахте вокруг себя игрушки. Ложится среди них. Тихо лежит около часа.

- Что ты делаешь? Ты заболел?

- Нет. Я играю.

- Как же ты играешь?

- Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит.

Докажите, что воображение дошкольника складывается в игре.

4. Удалось подслушать мальчика, пока он рисовал на доске. Сначала он хотел нарисовать верблюда, нарисовал, вероятно, голову, но тут же верблюд был забыт и он сказал: «Нарисую бабочку», стер две линии и нарисовал второе крыло… «Теперь нарисую еще птицу, все, что может летать. Бабочки, птицы, а потом пойдет муха».

Как проявляются особенности детского воображения в рисовании.

5. В одном эксперименте с детьми проводили игру в вопросы и ответы: «Да и нет не говорите, белого и черного не берите». Ребенок должен был отвечать как можно быстрее и при этом выполнять инструкцию: не называть запрещенных цветов, не называть один и тот же цвет, все это требовало от ребенка постоянного напряжения и в большинстве случаев дошкольники не справлялись со всеми этими задачами.

Какие особенности внимания ребенка проявляются в описанной ситуации?

Билет № 21

Определите личностные и поведенческие проявления младшего школьника по предложенным ситуациям, дайте психологическое обоснование.

1. Алеша (7 лет) видит на столе фрукты и конфеты. Ему хочется их съесть. Но он знает, что брать без разрешения запрещено. Удержаться не может и берет их.

Как приучать ребенка удерживаться от импульсивных желаний?

2.Исследовались младшие школьники. В зависимости от самооценок дети были разделены на 2 группы. 1 группа – оценивала себя правильно, 2 группа – недооценивала себя. Ученики 1 группы были активны, уверены в себе, выбирали для решения трудные задачи, верили, что справятся с ними. На уроках отстаивали свое мнение, низкая оценка. полученная за выполненное задание не выводила их из себя: они верили верили в то, что сумеют добиться лучшей.

Охарактеризуйте, каким бы было поведение учащихся с заниженной самооценкой.

3. С приходом в школу не все хорошо вписываются в среду сверстников. Не для всех детей в школе благоприятный эмоционально-психологический климат.

Какие дети в классе обычно имеют благоприятное положение среди сверстников?

Билет № 22

Определите изменения в социальной ситуации развития в ранней юности по предложенным заданиям.

Задание 1. Перед вами рекомендации учителю по учёту в работе особенностей юношеского возраста, составленные студентами. Оцените правильность их составления. Объясните своё мнение.

1.Педагогу надо беседовать с родителями, так как это может помочь в работе с детьми.

2.С терпением относится к высказываниям юношей, так как для этого возраста характерен юношеский максимализм.

3.Педагогу следует помочь учащимся разобраться в окружающем и себе самом, так как в этом возрасте учащийся определяет своё место в обществе, выбирает свой

жизненный путь.

4.Следует на уроках использовать индивидуальную работу, так как у юношей существует яркая потребность проявить свою индивидуальность.

5.Педагогу следует давать задания, проводить различные мероприятия, в которых учащиеся смогут проявить себя с той стороны, которая им интересна, так как в этом возрасте яркая потребность проявить свою индивидуальность.

Задание 2. Какая характерная особенность юношеского возраста проявляется в следующих высказываниях?

«Я не буду жить так, как вы! У меня будет и квартира, и денежная работа, и богатый муж».

«Надо бороться со всем плохим; не дать себя сломать, не приспосабливаться к этому».

Задание 3. В приведенных характеристиках определите достижения, характерные для данного возрастного периода:

1. Людмила, 18 лет. Восторженная, любит музыку, природу, поэзию, в отношении к людям не всегда безпристрастна, обидчива и вместе с тем чуткая и добрая. Яркая, романтическая натура, открытая душа, доверчивая.

2. Виктор, 17 лет. Мечтает о военной службе, во всякую работу вносит точность и аккуратность, очень требовательный, настойчивый упорный.

3. Юля, 18 лет. Всегда рассудительна, все делает осознанно и обдуманно, но очень любит командовать, не любит неподчинения со стороны сверстников, нетерпима к чужим ошибкам.

Билет № 23

Проанализируйте ситуации, выберите правильные ответы. Определите новообразования в психическом развитии подростка.

Ситуация 1. После сделанного классным руководителем замечания подросток вышел из класса, демон­стративно громко хлопнув дверью. Как вести себя в этом случае классному руководителю?

а) промолчать, но при случае напомнить маль­чику о его неучтивости и вашей возможности «вернуть долг».

б) немедленно вернуть и отчитать мальчика, за­ставив закрыть дверь за собой тихо.

в) на следующий день спокойно побеседовать с мальчиком, "пристыдив" его исключительно примером собственной выдержки и достоин­ства.

г) сделать вид, что ничего особенного не про­изошло.

д) подождать родительского собрания, чтобы высказать родителям претензии по поводу воспитания сына.

е) сдержаться, но при случае рассказать ребятам библейскую легенду о Хаме и происхождении термина "хамство" — может, это заставит их задуматься.

Ситуация 2. В школу приходит молодая учительницы, ко­торая ко всем детям обращается на "Вы". Ребята удивлены и недоумевают, почему их так называ­ют? Что им ответить?

а) "Вы же называете меня на "Вы" — почему же я не могу вас так называть?"

б) "А вы считаете, что до этого не доросли? Я так не думаю".

в) "Вы же взрослые люди, чему же вы удивляе­тесь?"

г) "Просто мне нравится эта старинная манера уважительного обращения к детям".

д) "Я думала, что вы оцените мое уважительное отношение и вам это будет приятно".

е) "Ну что ж, раз вы против, с завтрашнею дня буду называть вас на "ты".

Ситуация 3. Учительница замечает, что одна из учениц часто "отсутствует" на уроке, задумывается о чем-то своем, где-то витает. Что сделать?

а) внятно сказать: "Света, ты все время витаешь в облаках. В чем дело?"

б) спокойно сказать: "Света, ты часто "отсутст­вуешь" на уроке, неужели влюбилась?"

в) спокойно сказать: "Света, спустись на землю. Мы говорили о законе Ома".

г) улучив момент, поговорить е девочкой наеди­не и выяснить причину ее "отсутствия".

д) попросить девочку подойти к нам после уро­ка и все выяснить.

е) расспросить одноклассников или коллег — не знает ли кто, что с девочкой?

ж) в момент такого "отсутствия" тронуть девоч­ку за плечо и сделать молчаливый вопроси­тельный жест.

Ситуация 4. В классе — ребенок контактируют не с од­ноклассниками, а с учащимися, намного стар­ше себя. Как быть в этой ситуации?

а) прежде всего, выяснить, что сближает этого ребенка с детьми, значительно старше его и почему он сторонится сверстников.

б) поговорить с другими учителями, как они объяснят эту дружбу.

в) придумать интересное общее дело для такого ребенка и его сверстников.

г) такая ситуация — не проблема и не нужно в ней "копаться": хочет ребенок дружить со старшими — пусть дружит!

Ситуация 5. В школе — пожилая учительница, кото­рая "борется" с вызывающим внешним видом учащихся: шортами, яркими футболками, мини-юбками, крашеными волосами... Учени­ки недовольны: "Старушка нас достала". Как снять напряжение?

а) Если есть возможность, ввести в школе единую форму одежды;

б) если есть возможность, отправить пожилую "возмутительницу спокойствия" на пенсию;

в) если есть возможность, пригласить к уча­щимся современного дизайнера (моделье­ра, визажиста) — пусть побеседует с ребя­тами, а заодно откроет глаза на молодеж­ную моду учителям;

г) если есть необходимость, обсудить пробле­му внешнего вида учащихся на педсовете или совете школы и принять согласован­ное демократичное решение;

д) поговорить отдельно с ребятами и отдель­но — с пожилой учительницей, чтобы на­строить их на консенсус;

е) не обращать внимания: ребята просто так "не сдадутся", и пожилого человека уже не изменишь.

Билет № 24

Проанализируйте ситуации и определите форму общения педагога с ребенком?

1. Воспитателю необходимо было выяснить отношение Димы (5 лет. 6 мес.) к маме. Подбирая вопросы для беседы с ребенком. Она так сформулировала их: любишь ли ты маму? А маму ты любишь? Как ты любишь маму? Тебе нравится делать приятное маме? Как часто ты делаешь маме приятное? Как ты маме помогаешь? Что же ты не всегда маме помогаешь? Кого ты больше любишь: маму или папу? Ты маму слушаешься? Что же ты такой большой, а маму не слушаешься? Если ты не слушаешься, то мама тебя наказывает? помнишь, как поступила мама. Когда ты ее не послушался?

2. Мама Наташи (девочке 4 мес.) все время: и на прогулке, и дома – говорит и говорит, напевает песенки.

Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно еще ничего не понимает!»

Правильно ли поступает мама Наташи?

Как взрослый должен удовлетворять потребность младенца в общении? Как развивать такое общение?

3. Находясь на прогулке с детьми 4 лет, воспитатель обращает их внимание на цветы:

- Кто скажет, как они называются?

- Это ромашки.

- Верно, это ромашки. Их нельзя спутать с другими цветами. Скажите, почему мы их легко узнали?

- У ромашки середина желтая.

- А какие лепесточки у ромашки?

- Они белые и длинные.

4. Мама, одевает Диму (1 г. 5 мес.), говорит: «Сейчас наденем рубашечку. Дай мне колготки. Принеси мне сандалики» и т.д. А Дима. Хотя и медленно, но выполняет указания мамы.

Билет № 25

Докажите, почему в дошкольном возрасте задачи изучения отношений между детьми могут быть более успешно решены с помощью так называемого выбора действий?

1. Для изучения избирательных отношений между детьми в старшей группе детского сада была использована экспериментальная игра «Секрет» (автор Т.А. Репина). По ходу эксперимента исследователь заверял Петю, что не только он сам будет делать подарки своим сверстникам, но и другие дети сделают ему подарки тоже.

2. Выясните мнение каждого ребенка об особенностях взаимоотношений между детьми в старшей группе детского сада. применяя метод беседы. Проанализируйте беседу. С какой целью экспериментатор должен проводить подобного рода беседы с каждым ребенком перед проведением экспериментальной игры?

План беседы:

1. Хорошо ли тебе в группе?

2. Дружно ли вы играете?

3. Ссоритесь ли вы? Как часто?

4. Как ребята считают, вы дружно живете?

5. Можно ли про вас сказать, что вы дружные?

6. Кто тебе нравится? Почему?

7. Кто с тобой играет? Почему?

8. С кем ты никогда не играешь? Почему?

9. А хотел бы ты с ним играть?

3. После проведения социометрического эксперимента в подготовительной группе детского сада экспериментатором была составлена основная таблица результатов.

№ п/п Кто выбирают Кого выбирает                    
  Юра                    
  Сережа                    
  Таня                    
  Алеша                    
  Таня                    
  Люда                    
  Миша                    
  Юра                    
  Дима                    
  Нина                    
  Количество полученных выборов Из них взаимных                    

По данным, представленным в таблице, составьте карту групповой дифференциации.

Для каких целей составляется карта групповой дифференциации.

Билет № 26

Проанализируйте предложенные ситуации. Определите психологические способы коррекции социальной дезадаптации.

Ситуация 1. Просматривая журнал, учительница замечает, что у нескольких учащихся появились поло­жительные оценки, поставленные явно не ее ру­кой. Что предпринять?

а) эти оценки нужно спокойно и без объясне­ний аннулировать.

б) сначала расспросить старосту и ответственно­го за журнал — как они это объяснят?

в) поговорить с "владельцами" новых оценок — как они это объяснят?

г) сообщить об инциденте классному руководи­телю и попросить его разобраться.

д) удалить из журнала новоявленные оценки (за­клеить, замазать "Штрихом", вытереть лас­тиком) и на месте каждой поставить по двой­ке, чтобы "художники" знали, что с вами шут­ки плохи.

Ситуация 2. В классе мальчики часто задираются и оби­жают девочек. Учительница старается их защи­тить. Мальчики обижаются: "Вы девчонок боль­ше любите, чем пае". Что им ответить?

а) "А за что нас любить? За то, что девочек обижаете?"

б) "Конечно, люблю и защищаю — на пае наде­яться нельзя!"

в) "Люблю я всех одинаково, но защищаю тех, кого обижают".

г) "Я бы и вас любила, если бы не обижали де­вочек".

д) Оставить без комментариев.

Билет № 27

Проанализируйте ситуации, определите особенности проявления и направления развития психических процессов младшего школьника.

1. Часто можно слышать от родителей, что их ребенок невнимателен, поэтому плохо учится: «Он не слушает на уроках, балуется, поэтому плохо учится». «Он не желает делать уроки».

Дайте психологическую оценку этим суждениям родителей.

2. Учащиеся младших классов хорошо справляются с задачами на узнавание и плохо – с задачами на воспроизведение по памяти.

Что может помочь учащимся в запоминании учебного материала?

3. Иногда с поступление в школу познавательная инициатива у ребенка постепенно исчезает.

В чем могут быть причины этого? Как развивается мыслительная активность младшего школьника?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: