Таблица 15 – Индивидуальные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в килограммах) на 100 литров общего топлива для бортовых грузовых автомобилей
Марка, модель автомобиля | Моторные масла | Трансмиссионные масла | Специальные масла | Пластичные смазки |
Avia-20,-21,-30,-31 (всех модиф.) | 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
ГАЗ-51 (всех модиф.) | 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,25 |
ГАЗ-52,-52-27,-52-28 (всех модиф.) | 2,2 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
ГАЗ-53-07,-53-19 | 1,8 | 0,25 | 0,07 | 0,2 |
ГАЗ-66 (всех модиф.) | 2,1 | 0,3 | 0,1 | |
ЗИЛ-130,-131,-133,-138А,-4314,-4315,-4316,-4313 (всех модиф.) | 2,2 | 0,3 | 0,1 | 0,1 |
ЗИЛ-150,-151-157,-164 (всех модиф.) | 2,2 | 0,15 | 0,07 | 0,15 |
ЗИЛ-166А,-166В | 2,2 | 0,15 | 0,07 | 0,15 |
ЗИЛ-4331 (всех модиф.) | 2,8 | 0,4 | 0,15 | |
КамАЗ-4310,-5320,-5321 (всех модиф.) | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
КрАЗ-214,-219,-221,-222 (всех модиф.) | 3,0 | 0,4 | 0,1 | 0,35 |
КрАЗ-255,-256,-257,-258,-260 (всех модиф.) | 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
МАЗ-200 (всех модиф.) | 3,0 | 0,4 | 0,1 | 0,35 |
МАЗ-543,-7310,-7313 (всех модиф.) | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
Magirus-232D19L,290D26L | 2,5 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
Patra 111R | 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
Урал-335 (всех модиф.) | 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,25 |
Урал-375,-377 (всех модиф.) | 1,8 | 0,35 | 0,1 | 0,2 |
Урал-4420,-5557 (всех модиф.) | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
УАЗ-450,-451,-452,-3303,-3741 (всех модиф.) | 2,2 | 0,2 | 0,05 | 0,2 |
ЯАЗ-210, 210А | 3,0 | 0,4 | 0,1 | 0,35 |
Самосвалы
Таблица 16 – Индивидуальные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в килограммах) на 100 литров общего расхода топлива для самосвалов
Марка, модель автомобиля | Моторные масла | Трансмиссионные масла | Специальные масла | Пластичные смазки |
БелАЗ-540,-540А,-7510,-7522,-7526 | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
ГАЗ-526 | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
КАЗ-600 (всех модиф.) | 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,2 |
КАЗ-4540 | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
КамАЗ-5510,-5511 (всех модиф.) | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
КрАЗ-222 (всех модиф.) | 3,0 | 0,4 | 0,1 | 0,35 |
КрАЗ- 256, 6505, -6510 (всех модиф.) | 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
Magirus-232D19К,290D26К | 2,5 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
МАЗ-205 | 3,0 | 0,4 | 0,1 | 0,35 |
МАЗ-503,-510,-511,-5551 (всех модиф.) | 2,9 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
Patra-138,-Т815С (всех модиф.) | 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
Урал-5557 | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
Тягачи
Таблица 17 - Индивидуальные нормы расхода масел (в литрах) и смазок
(в килограммах) на 100 литров общего расхода топлива для автомобилей-тягачей
Марка, модель автомобиля | Моторные масла | Трансмиссионные масла | Специальные масла | Пластичные смазки |
БелАЗ-537Л,-6411,-7421 | 4,5 | 0,5 | 0,1 | 0,3 |
КАЗ-608 (всех модиф.) | 2,0 | 0,3 | 0,1 | 0,2 |
КамАЗ-5410,-54118 (всех модиф.) | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
КрАЗ-221 (всех модиф.) | 3,0 | 0,4 | 0,1 | 0,35 |
МАЗ-200 (всех модиф.) | 3,0 | 0,4 | 0,1 | 0,35 |
АуАЗ-2403 | 1,3 | 0,1 | 0,03 | 0,1 |
МАЗ-537,-543 | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
Scoda-706 (всех модиф.) | 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
6 ПОНЯТИЕ О ХИММОТОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ И МЕТОДИКА ЕЁ СОСТАВЛЕНИЯ
Химмотологическая карта является документом, регламентирующим номенклатуру, сроки эксплуатации до замены и возможные заменители топлив и смазочных материалов в узлах и агрегатах определенной модели автомобиля. Точное выполнение требований карты является важным фактором, позволяющим поддерживать эксплуатационную надежность на заданном уровне.
Применение материалов с худшими свойствами, не соответствующих конструктивным и эксплуатационным условиям, или несвоевременная смена ЭМ приводят к повышенному износу и преждевременному выходу из строя узлов и агрегатов; ухудшению тягово-экономических и экологических показателей автомобиля.
Особенно сильно эти негативные факторы воздействуют в экстремальных условиях, например, при низких или высоких температурах окружающего воздуха, повышенных нагрузках.
Применение более качественных и как правило, относительно дорогих ЭМ повышает затраты на эксплуатацию автомобилей.
Химмотологическая карта составляется на основе данных об условиях и режимах работы сборочной единицы (узла, агрегата), а также о свойствах ЭМ.
Периодичность замены ЭМ определяется на основе информации об их сроках замены в близких по конструкции и условиям работы агрегатах уже эксплуатирующихся автомобилей, а также на основе стендовых н эксплуатационных испытаний данного узла и всего автомобиля.
Химмотологическая карта - нормативный документ, на основе которого проводятся все виды технического обслуживания подвижного состава. Применительно кконкретному семейству подвижного состава уточненные химмотологические карты находятся во второй части Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Химмотологическая карта разрабатывается на основе информации об условиях, в которых будет работать тот или иной смазочный материал или топливо. Указания по смазке автомобиля на примере автомобиля ЗИЛ-431410 даны вприложении А.
Степень сжатия ε,частота вращения коленчатого вала n, диаметр поршня D определяют степень форсированности двигателя. На основе этих данных для карбюраторного двигателя рассчитывается октановое число по формуле:
ОЧ=125.4 -413/ε +0,183 · D,
где ε - степень сжатия;
D - диаметр цилиндра, мм.
Выбор марки моторного масли производится по степени форсированности и типа двигателя (карбюраторный, дизельный и т. п.)
Степень форсированности карбюраторного и дизельного двигателя определяют по таблице 18.
Таблица 18 – Выбор степени форсированности двигателя
Тип двигателя | Параметры | Степень форсированности | ||||
Нефорсированный | Малофорсированный | Среднефорсированный | Высокофорсированный | Высокофорсированные дизельные двигатели, работающие в тяжелых условиях | ||
Карбюраторный | ε | до 5 | 5..6 | 6,0…7,5 | 7,5 | - |
nmax мин-1 | до 2000 | 2000-3000 | 3000-4500 | 4500-5500 и выше | ||
Дизельный | ε | - | 16…18 | 16…18 | 16…21 | 16…21 |
nmax мин-1 | - | 2000-3000 | (турбо надув)>3000 |
Выбор марки трансмиссионного масла определяется типом зацепления шестерен (прямозубое, коническое, гипоидное), а также давлением в точке контакта и рабочей температурой. Применение гидромеханической коробки передач требует специальных масел.
Конструкция привода тормозов (дисковые и колодочные) определяет температуру жидкости в рабочем цилиндре, а также влияет на температурный режим подшипников ступицы.
Значительно больший нагрев элементов дискового тормоза и ступицы колеса, расположенной в непосредственной близости от него но сравнению с колодочными тормозами, объясняется значительно меньшей рабочей поверхностью торможения по сравнению с парой колодка-барабан.
Температура подшипников ступиц с колодочными тормозами достигает 40-90°С, а на автомобилях с дисковыми тормозами температура достигает 100 -150°С.
Пластичные смазки подбирают, учитывая нагрузку, частоту вращения, конструкцию пары трения в смазываемом узле.
Желательно для всех этих узлов, за исключением шарниров, рессор принять одну и ту же марку смазки.
Сборочные единицы, узлы и приборыэлектрооборудования требуют специальных пластичных смазок.
Для специального оборудования, амортизаторов, гидроусилителя руля, гидромуфты водяного насоса необходимо подобрать специальные гидравлические жидкости, масла и смазки.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)