Рулевое устройство (рис. 32) предназначено для управления судном во время движения, обеспечивает поворотливость судна и его устойчивость на курсе. Составными частями рулевого устройства являются руль, румпель, штуртрос, пост управления и штурвал.
Руль - состоит из пера руля (металлической пластины определенной формы) и баллера(стержня, к нижней части которого прикреплена пластина пера руля) (рис.31). Рули в зависимости от формы пера, способу соединения с корпусом и количеству опор пера делят на простые (многоопорные), полуподвесные (подвешены на баллере и опираются на корпус в одной точке) и подвесные (подвешены на баллере). По взаимоположению оси баллера и пера различают руль обыкновенный (ось баллера на передней кромке пера), балансирный (ось баллера расположена на некотором расстоянии от передней кромки руля, что снижает усилие при перекладке) и полубалансирные (полуподвесной балансирный). На моторных судах чаще всего применяют простые рули с подвешиванием на опорном подшипнике.
На большинстве маломерных судов для управления рулем применяется штуртросовая передача при управлении рулем (рис.32). К румпелю (одно, двуплечему рычагу или сектору жестко закрепленному в головной части баллера перпендикулярно к его оси) крепятся окончания тросов протянутых по бортам через систему роликов от барабана штурвала, расположенного на посту управления судном.
Если повернуть штурвал в какую-либо сторону, то один конец штуртроса будет наматываться на барабан, а второй соответственно сматываться. Наматывающийся на барабан конец штуртроса тянет за собою румпель и отклоняет его на тот или иной борт. Поскольку перо руля при помощи баллера соединяется с румпелем, то при отклонении последнего будет отклоняться и перо руля (в сторону, противоположную той, в которую отклонится румпель). Подвесным мотором управляют с помощью румпеля, являющегося составной частью мотора. Поворот румпеля в ту или иную сторону вызывает поворот судна, так как вместе с румпелем будет отклоняться и мотор.
Рулевое устройство при любых условиях плавания должно обеспечивать надежное управление судном и приводиться в действие одним человеком. К нему предъявляются следующие требования:
· угол перекладки должен составлять не менее 35° от диаметральной плоскости судна на каждый борт;
· штуртрос дистанционного управления при работе подвесного мотора должен обеспечивать свободное откидывание мотора или каждого мотора в отдельности при спаренной установке;
· запрещается использовать штуртросы с порванными каболками.
4.1. Какой из этих рулей называется балансирным? 1. в. 2. а. 3. б. 4. Никакой. | |
4.2. Как называется устройство, используемое при дистанционном управлении при натяжении штуртроса? 1. Талреп 2. Баллер 3. Румпель 4. Вьюшка |
4.1. Различают три типа рулей: обыкновенный (ось баллера на передней кромке пера), балансирный (ось баллера расположена на некотором расстоянии от передней кромки пера) и полубалансирный. У балансирного руля перо делится осью вращения на большую (кормовую) и меньшую (носовую) части. Носовую часть называют балансирной. Полубалансирный руль отличается тем, что его балансирная часть расположена не по всей высоте пера руля.
Правильный ответ: "в".
4.2. Устройство, служащее для регулирования натяжения штуртроса, называется талреп.
Правильный ответ: «1 – талреп»