Характеристики электронного правительства

Понятие электронного правительства

Наверное, можно назвать не так уж много вещей, одинаково неприятных и отдельным людям, и компаниям. Одна из них — перспектива обращения в государственное учреждение. Вы можете быть заранее уверены, что потратите массу времени, нервов и сил. И если предоставить все, что требует конкретное государственное учреждение, бывает порой весьма затруднительно, то еще сложнее чего-то от него добиться, будь то информация или услуга. В ряде случаев легче бросить чем добиваться, в ряде случаев бросить невозможно…..

Между тем, строго говоря, в условиях сетевой экономики подобных ситуации возникать не должно, поскольку имеет место построение эффективных и прозрачных взаимоотношений государственных служб с гражданами и бизнес-структурами с использованием технологий электронного правительства.

Электронное правительство (e-government) – система государственного управления, основанная на автоматизации совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая снижению издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.

Цель создания электронного правительства – эффективное государственное управление, прозрачность работы государственной власти и разрушение монополии чиновников на информацию.

Характеристики электронного правительства.

1. Самая выразительная его черта – доступность: электронного контакта достаточно, чтобы решить любую проблему. Оформление всех нужных документов, подача заявлений, ссылка на доказательства происходит в онлайне. Монополия чиновников на информацию разрушена. Доступ к правительственным ресурсам есть у любого гражданина/бизнес-структуры, в любом месте, где действуют средства связи (посредством обычного ПК, смартфона, ноутбука, карманного компьютера или публичного терминала). (См.оформление налогового вчета документ К теме 9. Дополнительные материалы_гиперссылки\Доступность госуслуг для граждан.docx)

2. У правительства прекрасная память: оно помнит историю своего общения с каждым физическим/юридическим лицом, учитывает ранее принятые решения. (История про усыновляемых детей + См. Система электронного межведомственного документооборота К теме 9. Дополнительные материалы_гиперссылки\СЭВД.docx)

3. Быстрая реакция. Правительство быстро соображает: ответ приходит в считанные минуты, а не спустя месяцы.

4. Прозрачность и открытость. Гражданин/предприятие имеют возможность отследить судьбу запроса или жалобы в реальном времени, точно знают, кто занимается их обращением сейчас, какие решения уже приняты, а какие ждут согласования.

5. Последовательность в действиях. Правительство имеет четкие принципы и процедуры, от которых не отступит ни на шаг, на каждую типичную ситуацию есть готовый план действий.

6. Наконец ответственность. Правительство полностью ответственно за каждый, даже самый мелкий проступок.

Конечно, одномоментное создание полнофункционального электронного правительства – задача нереальная.

Во-первых, электронное правительство создается не с нуля, а на базе существующих информационных систем, регулярно меняется и его структура. Создание электронного правительства – перманентный процесс. (Рейтинг развития Электронного правительства в России К теме 9. Дополнительные материалы_гиперссылки\cnews_50_Электронное правительство.pdf)

Во-вторых, механически сложить из набора электронных министерств и ведомств прозрачную и внутренне цельную систему невозможно. Для этого нужны приложения-надстройки: межведомственные информационные ресурсы, порталы общего пользования. Только на этом уровне можно моделировать запросы гражданина. (Пока ведомства не умеют договариваться между собой. Пример с налогообложением собственников жилья в налоговой при смене жилья. Из регистрационной в налоговую ничего не идёт. К теме 9. Дополнительные материалы_гиперссылки\СЭВД.docx)

В-третьих, полномасштабный проект в сфере e- government стоит очень дорого, требует больших трудозатрат, наличия развитой системы стандартов и нормативно-правового обеспечения, а также сталкивается с серьезными психологическими трудностями. Ряд исследователей, кроме того, отмечают, что основными препятствиями на пути к созданию электронного правительства являются неравный доступ к образованию и Глобальной Сети. Самая серьезная проблема связана с возможностью получить образование. Вы можете поставить компьютеры в общественных центрах, но все равно ими будут пользоваться только грамотные люди. И потом, перевод государства на новые технологические рельсы предполагает, что требования к потребителям его услуг растут. Для e-government идеален тот гражданин, у которого есть надежный выход в Интернет через домашний компьютер, который владеет интерфейсом офисных программ и веб-приложений, знаком со средствами компьютерной безопасности? Но как быть с теми, кто из этого образа выпадает? Каким образом предоставить возможность для выхода в Интернет низкооплачиваемым слоям населения, сельским жителям, людям не имеющим образования – вот вопросы которые должны быть решены в первую очередь. Иначе правительство окажется перед трудной задачей – как убедить население одобрить расходы на свою “электронизацию”, если эта реформа принесет преимущества лишь некоторым категориям граждан.

И в заключение разговора о проблематике перехода к электронному правительству, пожалуй, самая серьезная проблема, если не сказать угроза, которую несет попытка “конвертировать государство” в нематериальные электронные потоки – проблемы обеспечения безопасности данных и бесперебойности работы электронного правительства. Если есть централизованная архитектура e-government это чревать проблемами. Единая точка входа для получения государственных услуг и для доступа к правительственной информации – это удобно, но и опасно. Бесперебойное движение информационных потоков становится главным условием стабильности, а атака на правильно выбранные критические точки позволяет обрушить всю инфраструктуру страны. Поэтому электронное правительство весьма привлекательная мишень для хакеров и террористов. В качестве рекомендаций по минимизации таких рисков исследователи приводят следующие советы. Степень риска обратно пропорциональна степени открытости системы. Полностью открытая и распределенная система сталкивается со множеством частных рисков, но угроза фатального сбоя минимальна. И наоборот, чем более закрыты информационные потоки, тем меньше вероятность вторжения, но тем ужаснее будут его последствия. Раз опасность проистекает от излишней централизации, надо перенаправить информационные потоки на периферию. Внутренняя архитектура электронного правительства должна быть максимально распределенной, чтобы падение одного или нескольких серверов не приводило к краху системы.

Поэтому обычно процесс перевода правительственных структур на “электронные рельсы” идет постепенно, переходя с уровня на уровень.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: