Положение поршня в цилиндре (см. рис.2), при котором расстояние от поршня до оси коленчатого вала двигателя будет наибольшим, называется верхней мертвой точкой (в.м.т.). Положение поршня в цилиндре, при котором расстояние от поршня до оси коленчатого вала будет наименьшим, называется нижней мертвой точкой (н.м.т.).
Расстояние по оси цилиндра между верхней и нижней мертвыми точками называется ходом поршня S. При каждом ходе поршня коленчатый вал поворачивается па половину оборота, то есть на 180°. У центрального кривошипно-шатунного механизма ход поршня
S = 2 r, (1)
где r — радиус кривошипа коленчатого вала.
Объем Vh (м3), освобождаемый поршнем при перемещении от в.м.т. к н.м.т., называется рабочим объемом цилиндра:
, (2)
где d — диаметр цилиндра, м;
S — ход поршня, м.
Объем Vc над поршнем, когда поршень находится в в.м.т., называется объемом пространства сжатия (камеры сжатия).
Сумма объема пространства сжатия и рабочего объема цилиндра, т.е. объем Vа над поршнем, когда он находится в н.м.т., называется полным объемом цилиндра:
|
|
Va = Vh + Vc. (3)
Литражом двигателя V л называется сумма рабочих объемов всех его цилиндров, выраженная в литрах:
, (4)
Рис. 2 Основные размеры кривошипно-шатунного механизма двигателя |
где V h – рабочий объем одного цилиндра, ;
i – число цилиндров двигателя.
Отношение полного объема цилиндра к объему пространства сжатия называется степенью сжатия:
. (5)
Таким образом, степень сжатия — это отвлеченное число, показывающее, во сколько раз полный объем цилиндра больше объема пространства сжатия.
Во время работы двигателя внутреннего сгорания в его цилиндре происходит периодически повторяющийся ряд процессов, изменяющих состояние рабочего тела (газа).
Комплекс последовательных процессов (впуск, сжатие, сгорание, расширение и выпуск), периодически повторяющийся в каждом цилиндре и обусловливающий работу двигателя, называется рабочим циклом двигателя.
Часть рабочего цикла, происходящая за время движения поршня от одной мертвой точки до другой, называется тактом.
Двигатели, в которых рабочий цикл совершается за четыре хода поршня, или за два оборота коленчатого вала, называются четырехтактными, а те, в которых рабочий цикл совершается за два хода поршня, или за один оборот коленчатого вала, — двухтактными.
Работа двигателя за один цикл может быть представлена индикаторной диаграммой, представляющей собой график зависимости давления газа в цилиндре от объема, изменяющегося при перемещении поршня (координаты р — V). Индикаторная диаграмма может быть построена расчетным путем или снята на работающем двигателе специальным прибором — индикатором.
|
|
Циклы двигателей внутреннего сгорания различают по способу подвода теплоты:
1) цикл с подводом теплоты при постоянном объеме;
2) цикл с подводом теплоты при постоянном давлении;
3) цикл со смешанным подводом теплоты (часть теплоты подводится при постоянном объеме, а остальное количество — при постоянном давлении).
В двигателях внутреннего сгорания автомобилей используются цикл с подводом теплоты при постоянном объеме (карбюраторные двигатели) или смешанный цикл (бескомпрессорные дизели).
Рассмотрим, как протекают эти циклы в одноцилиндровом двигателе.