Концепции развития образования

Государственная политика развития образования представляет собой совокупность краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных стратегий развития образования. В основе этого лежит объективная необходимость сохранения экономической и технологической независимости России, модернизации производственной базы, сдерживания политического и силового внешнего воздействия, создания управляемых процессов конкурентной борьбы российских производителей, товаров и услуг на мировом рынке и др.[5].

На рубеже XX-XXI веков на многих конференциях и совещаниях обсуждались достижения, концепции и перспективы развития профессиональной системы образования России.

Ведущие тенденции нового столетия.

Образование с особой чуткостью относится к превратностям истории, к ее изломам и стремнинам. Ведь это своего рода социальная «машина времени», где старшие поколения готовят молодежь к будущей жизни и труду.

Новое столетие принесло с собой стремительные перемены, резкое ускорение исторического времени, глобализацию, универсализацию и доминирование новых информационных технологий. В то же самое время его признаками будут более жесткие ресурсные, экологические и демографические ограничения. Естественно, что в этой ситуации большее значение будут приобретать человеческие способности, дарования и качества. В этом смысле можно сказать, что в отличие от XX века, который принято было образно называть веком электричества, а затем и атома, XXI век призван стать веком человеческих качеств (интеллектуального потенциала).

Это значит, что новое столетие по определению будет веком образования, ибо только образование обеспечивает производство человека не как лишь биологического, а как социального существа, как мыслящей и ответственной личности, как носителя культуры и представителя конкретной профессии.

Самой главной задачей нашей системы образования в наступающем столетии является содействие становлению в России полнокровного гражданского общества – общества равных возможностей, политических и экономических свобод. Именно образование призвано уравновесить нарастающее неравенство людей, именно оно может и должно противопоставить неравенству обстоятельств равенство стартовых возможностей вступающих в самостоятельную жизнь представителей подрастающего поколения.

Другая столь же кардинальная задача – усиление воздействия образования на экономический рост.

Еще одна неотложная политическая, социальная и экономическая задача – достижение перелома нынешней крайне неблагоприятной демографической ситуации. Как показывает опыт послевоенных Германии, Франции, Чехословакии, сумевших преодолеть затяжной демографический спад, первостепенную роль в стимулировании рождаемости играют дошкольные образовательные учреждения.

Исключительно важным является возобновление динамичного развития отечественной фундаментальной и прикладной науки и более эффективное, чем прежде, использование результатов исследований для технологической модернизации производства и социокультурной сферы. Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, для этого необходимо завершить перевод научно-исследовательских работ на базу высшей школы. Тем более что в ходе реализации федеральной программы интеграции высшего образования и фундаментальной науки уже созданы солидные заделы для развертывания сети федеральных исследовательских университетов, которые призваны стимулировать научно-технологический процесс не только в центре страны, но и в регионах, то есть именно там, где имеются наиболее значительные резервы экономического роста.

Для осуществления столь существенных перемен в содержании, структуре и организации системы образования, наиболее авторитетные и заинтересованные представители российской научно-педагогической общественности энергично включились в разработку путей дальнейшего реформирования образовательной сферы.

Министерством образования РФ, Российской академией образования, Российской академией наук и учеными крупных университетов подготовлен ряд комплексных целевых программ развития системы образования на длительную перспективу. Приведем наиболее известные программы и дадим их краткий анализ.

1. Федеральная программа развития образования.

2. «Реформирование образования». Раздел Проекта «Основные направления экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу».

3. Национальная доктрина образования Российской Федерации.

4. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе).

Федеральная программа развития образования принята Государственной Думой РФ 15 марта 2000г. как Федеральный Закон, регламентирующий государственную политику в области образования, и в качестве основы выделения средств из федерального бюджета.

Программа является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Она представляет собой институциональную основу, определяющую стратегию развития системы образования, опирающуюся на разветвленную систему мероприятий по ее реализации на всех уровнях управления системой высшего образования. Ее главная цель – развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Кроме того, ФПРО направлена на обеспечение соблюдения конституционных прав граждан в получении образования и выполнение законодательных норм в сфере образования.

Первый этап реализации ФПРО (1999-2001 гг.) предусматривал предотвращение кризисных явлений и процессов в области образования, а также принятие экстренных мер по сохранению и поддержанию образовательных учреждений, по реструктуризации подготовки кадров. С определенной долей уверенности можно говорить, что задачи первого этапа практически решены.

Второй этап, реализуемый в период 2002-2005 гг., определен как переход к устойчивому развитию системы высшего образования, в результате чего формируется возможность создания условий для гарантированного финансирования высшей школы в соответствии с законодательством РФ.

Выделим положения Федеральной программы развития образования, которые, безусловно, носят позитивный характер:

ü дан критический анализ состояния и проблем системы образования в России за период с 1990 по 1998гг.;

ü определены цели, задачи и сроки реализации Программы. «Главной целью Программы является развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной творческой личности»;

ü определены сроки реализации Программы (2000-2005гг.) и предусмотрено осуществление комплексных мер по сохранению и поддержанию системы образования, удовлетворяющей интересам личности, общества и государства;

ü установлены конкретные направления и мероприятия развития системы образования по видам образовательных программ (общеобразовательных, профессиональных и дополнительных);

ü определены ожидаемые результаты реализации Программы по видам образовательных программ с помощью качественных показателей;

ü сформулированы задачи по обеспечению системы образования ресурсами (преподавательские кадры, материально-техническое обеспечение и социальная поддержка работников образования);

ü разработано финансовое обеспечение Программы с примерной структурой расходов на реализацию Программы по годам и направлениям финансирования.

Анализ содержательной части ФПРО позволил обнаружить комплекс недостатков и недоработок, которые, несомненно, должны быть устранены:

ü в постановке задач развития и ожидаемых результатов доминируют качественные показатели, а именно: «обеспечение», «создание», «повышение», «совершенствование», «сокращение», без количественных критериев достижения поставленных целей в 2005г.;

ü отсутствуют плановые показатели развития системы образования в 2005г с разбивкой по годам и по уровням образования, в частности, количество образовательных учреждений, численность обучающихся и преподавателей, выпуск учащихся и студентов;

ü не приведен комплексный критерий развития образования, по которому можно судить о динамике развития и проводить международные соревнования с другими зарубежными странами, хотя перечень основных показателей образования приводится в «Докладе о развитии человека» ООН;

ü система мероприятий по реализации Программы недостаточно конкретная, содержит растянутые сроки реализации и широкий круг ответственных исполнителей.

В целом, реализация Федеральной программы образования имеет важное значение для общества, так как образование – одна из немногих отраслей экономики, имеющая позитивные темпы роста и наряду с передовыми отраслями материального производства (автомобилестроением, машиностроением, космической промышленностью, энергетикой и др.) способна ускорить выход России из социального и экономического кризиса.

Программа «Реформирование образования» является составной частью Программы «Основные направления социальной и экономической политики Правительства Российской Федерации на долговременную перспективу». Разработка Программы осуществлялась центром стратегических разработок Германа Грефа с активным участием Высшей школы экономики и Министерства образования РФ.

Рассмотрим некоторые аспекты программы «Реформирование образования» более подробно.

В разделе 1.1 отмечено, что Россия должна выбрать образование в качестве одной из «национальных точек роста». Возрастает роль образования в модернизации экономики как формы «освоения людьми новых социальных навыков и ролей». Инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех отраслей экономики.

В разделе 1.2 отмечено, что бюджетное финансирование образования в реальном выражении ниже 40% от уровня 1991г. Это привело к накоплению хронической задолженности по оплате коммунальных расходов и заработной платы в сумме 45 млрд. руб. к началу 2000 г. Сокращение финансирования и непоследовательное проведение реформ в образовании привело к тому, что произошел рост социального и территориального неравенства в сфере профессионального образования. Структура подготовки специалистов не совпадает с потребностями рынка труда: на лицо бурный рост подготовки специалистов экономико-гуманитарного профиля наряду с нехваткой специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих. Усилился разрыв между высоким уровнем требований профессионального образования в области естественных наук и качеством начального и среднего профессионального образования.

В разделе 1.3 сделан акцент на повышение качества образования на основе его открытости и информатизации, равенства доступа различных слоев населения к образованию, создания «эффективных механизмов трансляции социального заказа» за счет персональных и целевых бюджетных субсидий, расширения участия общества в управлении образованием через попечительские советы. Для модернизации образования, по мнению авторов Программы, необходимо обеспечить 3 базовых условия:

ü повышение заработной платы преподавателей до уровня, привлекающего в образование кадры, т.е. выше среднего по отраслям экономики России;

ü финансирование информатизации образования и внедрение современных технологий обучения, включая Интернет;

формирование новых институтов образования, обеспечивающих мобилизацию средств населения и предприятий, повышение качества образовательных услуг.

В разделе 1.4 приведены качественные и количественные ресурсы модернизации образования. Это традиции и высокий образовательный уровень населения; расширение бюджетного финансирования; мобилизация части средств населения (оценка средств в размере до 1,5% ВВП); привлечение средств предприятий и организаций (около 10 млрд. руб. в год).

В разделе 1.5 предложены «новые институты системы образования» в форме персонификации бюджетного финансирования на одного учащегося и студента, реализации академической и экономической автономии учебных заведений под контролем общества, стимулирования притока частных средств с помощью налоговых льгот.

Модернизация общего образования (раздел 1.6) осуществляется путем реализации модели гибкого открытого образования в школе, создание интеграционных структур типа «детский сад – школа», «школа – ПТУ», «школа – ссуз», перехода к нормативному и бюджетному финансированию пропорционально количеству учащихся, перехода общеобразовательных учебных заведений на хозрасчет в статусе юридического лица.

Средством повышения качества и унификации общего и среднего образования станет переход на государственные стандарты образования и общегосударственную систему аттестации выпускников на основе «единого экзамена». По результатам экзамена ученик получает право на дифференцированную финансовую поддержку дальнейшего профессионального образования (раздел 1.7 Программы).

Заслуживают внимания идеи по развитию высшего профессионального образования (ВПО), где заложен основной потенциал инновационного развития страны (раздел 1.9 Программы):

ü изменение структуры ВПО за счет рыночного спроса со стороны семей с учетом государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) и государственного заказа на подготовку специалистов инновационного профиля;

ü увеличение финансового обеспечения вузов из бюджета (средства выросли за 5 лет в 2-3 раза) и частных инвестиций населения за платное обучение;

ü изменение финансирования обучения студентов на основе результатов «единого экзамена» за счет ГИФО и государственных стипендий (социальных и академических);

ü создание крупных университетских комплексов как нового типа учебных заведений, соединяющего различные уровни образования и виды образовательных учреждений (гимназии, ПТУ, колледжи, ссузы, вузы, ИПК), а также НИИ и КБ, базовые предприятия и организации, объекты социальной сферы.

В разделе 1.10 даны предложения по развитию дополнительного и послевузовского профессионального образования. Рост мощности образовательных учреждений в 3-4 раза является необходимым условием для обеспечения подготовки и повышения квалификации 20 млн. человек и сокращения импорта образовательных услуг со стороны высокоразвитых стран.

Для развития педагогических кадров (раздел 1.11) необходимо создание эффективного рынка преподавателей, обновление корпуса менеджеров в сфере образования, повышение общего уровня оплаты труда преподавателей, улучшение комплексного обеспечения за счет «накопительных счетов» и введения вариативной системы повышения квалификации по модели именного образовательного чека один раз в 5 лет.

Выводы по содержанию программы «Реформирование образования» можно сделать следующие.

1. Программа содержит ряд новаторских, рыночных предложений по реформированию системы образования на основе изменения бюджетного финансирования и обеспечения персональных гарантий граждан на получение профессионального образования.

2. Программе присущи общие недостатки, изложенные выше и характеризующие Федеральную программу образования. Прежде всего, отсутствуют показатели и критерии оценки, доказательно подтверждающие улучшение уровня и качества образования населения России.

Другой крупный концептуальный документ – Национальная доктрина образования Российской Федерации, которая была принята Правительством Российской Федерации 4 октября 2000г. Национальная доктрина образования Российской Федерации устанавливает приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития; она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025г.

Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества. Одной из целей является преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности. В один ряд с этим можно поставить утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики. И, наконец, создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества. Одной из целей является преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности. В один ряд с этим можно поставить утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики. И, наконец, создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

Как известно, профессиональное образование имеет две важнейшие функции:

ü социальную, связанную с развитием личности, включая ее социализацию, духовное и нравственное становление;

ü экономическую, определяемую процессами воспроизводства квалифицированной рабочей силы и научных кадров.

Взаимосвязь этих функций в целях и содержании образования является предпосылкой общественного прогресса во всех его проявлениях.

Главные принципы доктрины российского высшего образования можно сформулировать следующим образом [10]: ответственность государства за темпы изменения образовательного ценза населения; обеспечение доступности высшего образования для широких слоев населения; бесплатность государственного высшего образования; академичность образования, обеспечиваемая посредством синтеза академической науки и высшего образования; академические свободы; сочетание личностно-ориентированного и социально-ориентированного подходов; автономность участников образовательного процесса и др.

Данные принципы доктрины объединяют в себе традиции российского образования (российской высшей школы) с основными позициями моделей образования конца XX – начала XXI в.

Рассмотрим наиболее значимые позиции доктрины. Во-первых, образование является социогенетическим механизмом воспроизводства общественного интеллекта России и представляет собой основу национальной безопасности и прогрессивного развития государства.

Во-вторых, образование – это база развития науко-, интеллекто-, образовательно-, информоемких и квалитативных экономик.

В-третьих, образование – основной механизм воспроизводства качества человека, опережающего его развития по отношению к росту сложности, системности социально-экономического бытия.

В-четвертых, образовательная доктрина России исходит из императива трансформации цивилизации «информационного общества» в «образовательное общество», в котором преодолеваются негативные тенденции, связанные с информационной экологией и растущей агрессивностью информационной среды по отношению к человеку.

В-пятых, высшее образование является ядром образовательной системы как социогенетического механизма, эволюции российского общественного интеллекта и наукоемкой, образовательноемкой экономики.

В-шестых, высшее образование, как и образование в целом, в РФ соответствует уникальным качествам российского социума. Это означает в первую очередь его укоренелость в русской культуре, истории, менталитете, национально-этнических истоках с учетом многообразия народов России, региональных особенностей развития.

Доктрина отражает интересы граждан многонационального российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.

Образование существенно влияет на положение государства в современном мире и человека в обществе. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, и достигло внушительных результатов: в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, а также первой вышла в космос, добилась передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.

В последнее время многие достижения отечественного образования оказались утраченными, поэтому Доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества.

Опережающее развитие образования на основе настоящей Доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.

К недостаткам Доктрины относится то, что ряд задач будет сложно реализовать вне рыночных регуляторов и персонификации бюджетных средств. К таким задачам относятся обеспечение бесплатного высшего образования для каждого второго выпускника школы, ПТУ, бесплатного обучения в аспирантуре и докторантуре, законодательное увеличение размеров зарплаты педагогических работников до уровня показателей экономически развитых стран (реально в зарубежных вузах она составляет от 2500 до 5000 долларов США).

Другим недостатком является отсутствие взаимосвязанной системы плановых показателей образования на период 2000-2025 гг., а также отсутствие комплексного критерия уровня образования и его сравнения по методологии индекса развития человеческого потенциала ООН.

В январе 2000 г. была одобрена Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе).

Школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. В намечающихся контурах будущего общества образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны.

В этих условиях обновление общеобразовательной школы становится необходимым для достижения нового качества общего среднего образования.

За последние 15 лет учебная нагрузка в основной школе заметно возросла, ее увеличение наряду с другими факторами негативно сказывается на здоровье школьников.

Уменьшение количества учебных часов по некоторым дисциплинам при сохранении прежнего объема учебного материала привело к увеличению домашних заданий и, соответственно, к переутомлению детей.

Перегруженность учебных планов образовательных учреждений не позволяет преподавателям варьировать обучение, учитывать индивидуальные особенности обучающихся.

Переход на обязательную 10-летнюю основную и 12-летнюю полную среднюю школу создает условия для снижения ежедневной учебной нагрузки путем рационального использования появившихся резервов времени, сокращения учебного материала, а также использования здоровьесберегающих технологий.

Как показывают данные международных сравнительных исследований, в последние годы российская школа теряет свои позиции в уровне подготовки учащихся по ряду предметов.

Отсутствуют возможности для обобщения в выпускном классе средней (полной) школы полученных ранее знаний о природе, обществе, человеке, что не обеспечивает нового качества образования.

Требует разработки содержание национально-регионального компонента общего образования, его взаимосвязь с федеральным и школьным компонентами.

Переход к новой структуре и содержанию общего среднего образования направлены на решение указанных проблем.

Достижение нового качества образования должно стать средством социализации учащихся, основой их успешной деятельности. В условиях наукоемких и высокотехнологичных производств значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке молодежи. Возрастает значение общего образования как основы развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны. Повышение качества массового школьного образования способствует развитию отечественных традиций в работе с одаренными детьми.

Обновленная структура общего среднего образования дает возможность более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса, рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения, устранить имеющиеся диспропорции в компонентах содержания образования, создать условия для индивидуализации обучения.

Согласно Декларации Совета Европы (1992 г.) преобладающей международной практикой является двенадцатилетнее школьное образование. В большинстве развитых стран общее среднее образование обеспечивается за 12-14 лет. Двенадцатилетнее общее образование введено во всех странах Центральной и Восточной Европы, в т.ч. в странах Балтии, а также в Молдове, Украине, Беларуси, Узбекистане. В нашей стране аналогичные по содержанию программы по основным учебным предметам учащиеся должны освоить за 10-11 лет.

Введение в России общепринятой в мировом сообществе продолжительности обучения в средней школе позволит не допустить увеличения технологического разрыва с экономически развитыми странами, обеспечит конкурентоспособную подготовку выпускников и предоставит им дополнительные возможности для выбора индивидуальной образовательной программы.

По прогнозам, в 2011 г. в школах будет обучаться не 21 млн. учащихся, как сейчас, а только 13 млн., что может привести к серьезным социально-экономическим последствиям, в первую очередь, - в сфере образования. Переход к 12-летней школе смягчит негативные последствия демографического спада. Вместе с тем сокращение численности школьников позволит избежать дополнительных финансовых затрат на обеспечение этого перехода.

В новых социально-экономических условиях обострились проблемы трудоустройства выпускников школ, их социальной адаптации. Десятилетнее обязательное обучение позволит устранить ситуации, когда значительная часть 15-летних подростков оказывается "на улице", образуя "резерв" для вовлечения в криминальную деятельность. Социальный статус выпускника 16-летнего возраста (по сравнению с 15-летним) способствует обоснованному выбору профессиональной деятельности, более высокой степени готовности к самостоятельной жизни. При 12-летнем образовании ученики заканчивают школу в 18-19 лет и будут обладать всеми конституционными правами гражданина России.

Переход к 12-летнему образованию создает предпосылки для решения проблемы преемственности уровней образования.

Увеличение периода обучения в основной школе способствует повышению уровня общеобразовательной подготовки и социализации поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования.

Профильное, углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах средней школы позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников к продолжению образования. Вместе с тем профильное обучение в старших классах не должно подменять начальное профессиональное образование. В 2009 г. число выпускников средней школы составит приблизительно 1,3 млн. человек, а сегодня число мест для поступающих в учреждения профессионального образования (начального, среднего и высшего) - 1,7 млн. Это дает возможность вести прием в большинство высших учебных заведений на новых принципах вступительных испытаний (например, централизованное тестирование и др.), способствующих реализации равных прав на образование, социальной справедливости.

Обобщенно говоря, образование будущего должны отличать следующие черты:

ü общедоступность, обеспечение предпосылок и гарантий качественного образования для всех;

ü многообразие, создание условие качественного образования для каждого;

ü непрерывность, творческий и новаторский характер, дальнейшее развитие системы оперативно обновляемого образования в течение всей жизни;

ü фундаментальность и глубина общеобязательных основ начального, основного, общего среднего и профессионального образования;

ü практическая направленность образования, полноценная подготовка подрастающих поколений к жизни и труду;

ü адекватность образования, его соответствие потребностям и задачам развития экономики, культуры, науки и технологий как в общероссийском контексте, так и в региональном и локальном измерениях;

ü международный характер образования, более органичное сочетание в его содержании и организации лучших отечественных традиций с подходами и принципами, утвердившимися в мировой практике.

Кроме того, во многих крупных регионах и городах РФ разработаны свои собственные концепции образования. Также появилось несколько концепций развития образования взрослых. Это обусловлено тем, что количество взрослых, нуждающихся в дополнительном профессиональном и общекультурном обучении имеет тенденцию к нарастанию в связи с увеличением количества детей, вообще не обучавшихся в школе или не имеющих среднего образования, количества безработных, мигрантов, военнослужащих, увольняемых в запас из-за сокращения армии и т.д. Наряду с этим всеобщая компьютеризация, быстрые темпы научно-технического прогресса требуют периодической переподготовки кадров, развития внутрифирменного обучения. На V Международной конференции в Гамбурге (1997 год) образование взрослых названо "ключом к ХХI веку" и правительствам всех стран рекомендовано считать его одним из приоритетов государственной политики. Таким образом, формируется специфика образования взрослых и просветительской деятельности. Их основным объектом является человек, дееспособного возраста, совмещающий учебу с оплачиваемым общественно-полезным трудом. Образование взрослых - система учреждений и образовательных программ для взрослого населения. Дополняет его просветительская деятельность, как разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по целенаправленному распространению научных знаний, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и интеллектуальные способности. Они выполняют функции: компенсаторную, восполняя то, что человек не смог получить в детско-юношеском образовании, адаптивную и развивающую профессионально и личностно. А дополнительное профессиональное образование, к сожалению, не в состоянии решить проблему полностью, так как не включает в себя личностное развитие, удовлетворение общекультурных потребностей человека.

Самое важное, чтобы все эти концепции не шли в разрез с общечеловеческими и государственными ценностями.

Несомненный эффект можно получить при объединении позитивных предложений всех программ развития образования для решения главной стратегической задачи – проведения реформирования системы образования в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: