Трансверсальный процесс позволяет проследить те службы и отделы предприятия, которые способствуют его реализации. Он обозначает действия, которые необходимо применить и сведения, которыми нужно обменяться, чтобы достичь цели процесса.
На данном уровне описываются этапы процесса и задействованные в них подразделения предприятия, определяется, что для каждого подразделения должно быть в результате выполнения процесса получено (выходные данные) и что для этого они должны получить (Выходные данные).
Такое общее изображение ориентировано на описание связи клиент/клиент (от выраженной потребности до ее удовлетворения). На нем не упоминаются используемые способы, оно ориентировано на осуществляемые действия и циркулирующие информационные потоки.
Основные службы предприятия (маркетинг, снабжение, логистика, менеджмент) или отделы (коммерческий, закупок, изучения, сборки-комп-
лектации, качества), пересекающиеся с процессом, на изображении данного уровня могут быть расположены в строках или в столбцах, чтобы можно было сразу увидеть и понять их влияние друг на друга.
Трансверсальный процесс, дающий общее представление, соответствует графе первого уровня в пирамиде Калиграмм, но он должен соблюдать правила структурирования второго уровня!
Существует два способа изображения трансверсального процесса:
Если службы или отделы предприятия, выполняющие процесс, расположены в столбцах, это изображение практически ничем не отличается от второго уровня структурирования Калиграмм (процедура).
Напротив, расположение этих же служб и отделов в строках предлагает другой режим чтения. Изображение в столбцах акцентирует эффект «пересечения» отделов, связанных с процессом, тогда как изображение в строках визуализирует «продвижение» процесса в этих же отделах.
Обычно изображение в столбцах предпочтительнее, когда процесс касается малого количества отделов, но включает много этапов, в то время как изображение в строках позволяет легче представить большое количество отделов при небольшом количестве этапов.
Также возможно выбирать то или другое изображение в зависимости от важности, которую необходимо уделять фигуре заказчика. Действительно, изображение в столбцах позволяет поместить заказчика в начале или в конце процесса (затемненные столбики на схеме). Этот тип изображения обозначает, что предприятие принимает во внимание потребности заказчика (ожидание) и применяет процесс, отвечающий этим потребностям (удовлетворение).
Изображение в строках также располагает заказчика в начале и в конце процесса (затемненные зоны сверху и снизу), но оно обычно используется для обозначения поставщика процесса (затемненная зона снизу).
Графическое написание Калиграмм 53
Эта визуализация имеет преимущество в четкой формализации внешних связей заказчики/поставщики, но более затруднена для чтения и понимания.
Какова бы ни была форма, выбранная для представления трансверсаль-ного процесса, она остается глобальной. Так, чтобы точно знать, кто среди обозначенных служб и отделов должен выполнить определенную задачу (кто что делает), необходимо опуститься на более детализированный уровень, т.е. второй уровень пирамиды Калиграмм.