В отличие от Москвы — древней столицы России — Санкт-Петербург воспринимается историками культуры как сколок с Западной Европы, волей Петра Великого положенный на пограничные российские земли и давший начало новому для России европейскому периоду её истории. Именно через Санкт-Петербург Россия вошла в европейское культурное пространство.
На основе Санкт-Петербурга на краю России сформировались новые образцы культуры, распространившиеся впоследствии по всей Российской империи. Однако если влияние Санкт-Петербурга на Россию было весьма значительным, то его воздействие на ближние, соседние с ним районы происходило медленнее. Долгое время (фактически до конца XVIII века) Санкт-Петербург вместе с его пригородами и дворцовыми комплексами был своеобразным маленьким островком, отделённым от российского континента широким «проливом», практически не освоенным русской колонизацией. После 1918 г., когда столицей России стала Москва, влияние Петербурга — Петрограда — Ленинграда заметно ослабло. И всё же значение Санкт-Петербурга, его историческая роль как европейского города в России сохранились. Петербург сберёг многие функции столичного центра. Это проявилось прежде всего в сфере культуры — слишком мощный культурный слой образовался здесь за более чем два столетия, чтобы его полностью разрушить. Эрмитаж, Русский музей, Мариинский театр, Университет, Кунсткамера, знаменитые пригородные музеи (Петергоф, Павловск, Пушкино, Гатчина, Ораниенбаум и многие др.), традиции петербургской интеллигенции — всё это позволило удержать высокий столичный уровень культуры и, что самое главное,— сохранить лидирующую роль Петербурга в формировании инновационных форм культуры в России. Об этом свидетельствует недавняя история Петербурга, тот факт, что отсюда вышли Анна Ахматова,
Культурный ландшафт как объект наследия
Ансамбль Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге (фото Ю. Веденина) |
Дмитрий Шостакович и Галина Уланова, Евгений Мравинский и Иосиф Бродский, ставшие гордостью современной русской культуры.
Культурное наследие Петербурга, его пригородов и близлежащих территорий огромно. Его значимость проявляется и в количестве, и в высоком художественном качестве объектов наследия.
Среди наиболее известных архитектурных ансамблей Петербурга — Дворцовая площадь, в создании которой участвовали В. В. Растрелли, К. И. Росси, Ю. М. Фельтен, А. А. Монферран и другие знаменитые архитекторы России; Петропавловская крепость (XVIII-XIX вв.), Сенатская площадь с установленным там памятником Петру I, созданным известным французским скульптором Э. Фальконе и воспетым многими русскими поэтами, писателями и художниками; ансамбль Смольного института и монастыря (XVIII-XIX вв.) архитекторов В. В. Растрелли, Ю. М. Фельтена, Дж. Кваренги, В. П. Стасова; Исаакиевская площадь (XVIII—XIX вв.), площадь Искусств, где расположен Михайловский дворец,
построенный К. И. Росси, Стрелка Васильевского острова (XVIII — начало XIX в.) и другие замечательные историко-архи-тектурные комплексы.
Большой Дворец в Петергофе под Санкт-Петербургом (фото Ю. Веденина) |
Петербург известен
своими садово-парковы-
ми ансамблями. Особен-
но велика слава Летнего
сада. Его рождение отно-
сится к началу XVIII ве-
ка и связано с именами
М. Г. Земцова, Ж.-Б. Леб-
лона, Д. Трезини. Не менее знаменит Елагин остров,
Культурно-ландшафтное районирование
Палладиев мост в Царском Селе под Санкт-Петербургом (фото Ю. Веденина) |
где искусство садовника и архитектора вызвали к жизни удивительно гармоничное творение из камня, растений и воды. Вода в Петербурге — доминирующая тема многих архитектурных ансамблей. Это демонстрирует ансамбль «Новая Голландия» (1766-1849 гг.) архитекторов С. И. Чевакинского, Ж. Б. Валлен-Деламота и др. Каналы, пересечённые разнообразными мостами, вошли в произведения многих писателей, поэтов и художников, посвятивших своё творчество этому городу.
Архитектурное наследие Петербурга включает в себя и Петербургские пригороды. Самые знаменитые архитекторы, художники, мастера садово-паркового искусства, работавшие в России (А. Ринальди, К. И. Бланк, Д. Трезини, Ж. Б. Леб-лон, Ч. Кваренги, А. Д. Захаров, К. И. Росси, А. И. Воронихин, В. Ф. Бренна, Н. А. Львов, В. В. Растрелли, Ч. Камерон, С. И. Чевакинский, В. П. Стасов и др.), участвовали в создании замечательных дворцов и парков, которые, как волшебное ожерелье, украсили новую столицу России. Назовём только самые известные — Гатчина, Ораниенбаум, Павловск, Петергоф, Екатерининский и Александровский ансамбли в гор. Пушкино (бывшее Царское Село), Стрельня.
Пиль-башня в Павловске под Санкт-Петербургом (фото М. Кулешовой) |
Значительная часть памятников в окрестностях Санкт-Петербурга свидетельствует о том, что культурный ландшафт сформировался здесь под влиянием множества национальных культур, пришедших сюда в результате сложной и противоречивой истории освоения этого края. В нём нашли отражение и те времена, когда коренные для этой местности угро-финские племена были покоре-
Культурный ландшафт как объект наследия
ны новгородцами, а затем оттеснены от балтийских берегов шведами. Память о себе оставили здесь и многие другие племена и народы — карелы, финны, эсты, немцы. Свидетельством этому служат не только археологические находки, но и сохранившиеся до наших дней старинные крепости, исторические города, топонимические памятники. Кстати, на территории Ленинградской области до сих пор проживают потомки некогда живших на этой территории племён — карелы, вепсы, финны-ингерманландцы.
О Петербурге и его культурном наследии издано множество книг, научных статей, художественных альбомов. Однако роль Петербурга как своеобразного культурно-ландшафтного района ещё не рассматривалась в специальной литературе.