1. Требования безопасности при проведении соревнований по баскетболу, футболу, волейболу (на выбор).
Инструкция для школьников при занятиях играми:
Не допускайте ношение посторонних предметов.
Ногти должны быть коротко острижены.
Имейте обувь предотвращающую соскальзывание. Не играйте на сыром полу.
При игре на сырой траве соблюдайте осторожность: сильнее сгибайте ноги в коленях и выполняйте шага короче.
Не играйте при наличии мусора на полу.
Перед началом игры проверьте наличие посторонних предметов и выступающих частей оборудования на площадке. В играх баскетбол, футбол и лапта, лицевые стены зала должны быть свободны.
Рассчитывайте скорость передвижения» чтобы предотвратить столкновение. Запрещается выставлять руки вперед для предотвращения столкновения.
Наблюдайте за соседними парами при выполнении упражнений в строю, так как в случае их ошибки мяч может долететь в вашу сторону.
По свистку немедленно прекращайте все игровые действия и повернитесь лицом к учителю.
Четко соблюдайте правила игры — это предотвращает травматизм.
Не пренебрегайте разминкой перед началом игры; иначе можете получить травму во время игры.
Не находитесь на площадке во время игр и соревнований, в которых не участвуете сами.
2. Какие задачи решает режим дня и что необходимо учитывать при его организации?
Рациональный суточный режим создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма и способствует повышению работоспособности. Это объясняется тем, что при правильном и строго соблюдаемом суточном режиме дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, в результате чего человек может в определенное время наиболее эффективно выполнять различные виды работ.
Рациональный суточный режим помогает также лучше планировать время и успешнее трудиться. Неуклонное соблюдение режима дня помогает воспитывать организованность, силу воли, приучает к сознательной дисциплине.
В связи с различными условиями жизни, труда и быта, индивидуальными и возрастными особенностями существование единого суточного режима для всех невозможно. Однако основные положения его должны соблюдаться при любых обстоятельствах.
Основные положения, которые необходимо учитывать в режиме дня:
1) утренняя гимнастика после подъема;
2) закаливающие процедуры;
3) регулярный и достаточной длительности сон;
4) регулярное питание;
5) достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
6) рациональное чередование различных видов деятельности.
На протяжении суток работоспособность человека ритмически из- меняется: постепенно повышаясь в утренние часы, она достигает максимально высокого уровня в 10—13 часов, а затем к 14 часам обычно снижается. Далее происходит новое повышение работоспособности (особенно с 17 до 20 часов), которое после 20 часов постепенно снижается.
Непрерывная продолжительность приготовления уроков составляет 45—60 минут, после чего необходим 10-минутный перерыв.
Особое внимание в суточном режиме следует уделять сну. Нормальный, здоровый сон помогает сохранить здоровье и высокую работоспособность. Систематическое недосыпание и бессонница опасны. Они приводят к истощению нервной системы, снижению работоспособности, ослаблению защитных сил организма. Но и лишний сон нежелателен. Обычно продолжительность сна зависит от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей человека. У здоровых людей она составляет 8—9 часов. Однако каждый человек должен определить оптимальную для себя продолжительность сна и строго ее придерживаться. В период напряженной работы (учебы), тренировок и соревнований спать нужно больше.
Сон должен быть непрерывным и протекать в определенные часы. Тогда формируется важная привычка ложиться и вставать в одно и то же время, и поэтому, как правило, человек быстрее засыпает и просыпается.
3. Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека. Ее формирование (выполнить несколько упражнений на формирование правильной осанки).
Под осанкой понимается привычная и ненапряженная манера человека держать свое тело в положении стоя, сидя, в движении. При правильной осанке плечи человека слегка отведены, грудь приподнята, спина ровная, голова держится прямо.
Правильная осанка положительно сказывается на здоровье. Человек, у которого с детства сформировалась неправильная осанка, часто страдает болью в спине, ему больно ходить и наклоняться, у него нарушается кровообращение, происходит смещение внутренних органов. Поэтому уже в раннем детстве необходимо заниматься физическими упражнениями, позволяющими сформировать правильную осанку.
Правильная осанка во многом зависит от развития силы и выносливости мышц опорно-двигательного аппарата и в первую очередь мышц туловища: спины, брюшного пресса, шеи. Упражнения на осанку, которые объединяют в специальные гимнастические комплексы, могут быть двух видов: на формирование правильного положения тела в пространстве и на развитие силы мышц. Первый вид упражнений включает в себя движения с небольшими и легкими предметами на голове. Их выполняют стоя у стены, сидя на стуле и сидя на полу, а также во время обычной ходьбы и ходьбы с перешагиванием через лежащие предметы. Главная задача этих упражнений — сохранение такого положения тела, при котором предмет, лежащий на голове, не должен упасть. Второй вид упражнений слагается из движений, направленно развивающих отдельные мышечные группы: спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей. Эти упражнения можно выполнять с дополнительными отягощениями, например с гантелями, штангой, эспандером, резиновыми бинтами.