Вторичные валы

В двухрядной коробке передач двум первичным валам соответствуют два вторичных вала. Благодаря использованию одних и тех же шестерен для первой передачи и передачи заднего хода, а также для четвертой и шестой передачи, удалось существенно сократить длину коробки передач.


Вторичный вал 1

На вторичном валу 1 расположены:

  • шестерни первой, второй и третьей передач, включаемые посредством трехколечных синхронизаторов;
  • шестерня четвертой передачи, включаемая посредством одноколечного синхронизатора, и
  • ведущая шестерня главной передачи.

Установленная на вторичном валу ведущая шестерня постоянно находится в зацеплении с ведомой шестерней главной передачи, которая служит для передачи крутящего момента на дифференциал.


Вторичный вал 2

На вторичном валу 2 расположены:

  • задающий диск датчиков частоты вращения на выходе коробки передач;
  • ведомые шестерни пятой и шестой передач, а также шестерня передачи заднего хода;
  • ведущая шестерня главной передачи.

Оба вторичных вала передают крутящий момент на дифференциал через принадлежащие им ведущие шестерни главной передачи.


Вал заднего хода

Вал заднего хода обеспечивает изменение направления вращения вторичного вала 2 и вместе с ним ведущей шестерни главной передачи. Одна из шестерен этого вала находится в зацеплении с установленной на первичном валу 1 шестерней первой передачи и заднего хода, а другая его шестерня находится в зацеплении с шестерней заднего хода, соединяемой с вторичным валом 2.


Дифференциал

Оба вторичных вала передают крутящий момент на соединенную с дифференциалом ведомую шестерню главной передачи. С дифференциала крутящий момент передается на шарнирные валы приводов колес. В дифференциал встроен также венец стояночной блокировки коробки передач.


Стояночная блокировка

Стояночная блокировка коробки передач должна предотвращать непреднамеренное перемещение автомобиля с незатянутым стояночным тормозом. Механизм стояночной блокировки встроен в дифференциал. Включение стояночной блокировки производится чисто механически, а именно, посредством троса, связывающего рычаг селектора с рычагом привода блокировки на корпусе коробки передач. Этот трос используется исключительно для управления стояночной блокировкой.


Принцип действия

Стояночная блокировка включается при установке рычага селектора в положение "P". При этом собачка входит в зацепление с зубчатым венцом стояночной блокировки. Стопорная пружина фиксирует рычаг привода блокировки и вместе с ним собачку в рабочем положении.

Если собачка попала на зуб венца блокировки, пружина 1 сжимается при повороте рычага привода блокировки. При незначительном перемещении автомобиля собачка заходит в ближайший проем между зубьями. Этому способствует разжимающаяся пружина 1. Снятие стояночной блокировки производится при выводе рычага селектора из положения "P". При этом движок перемещается вправо в его исходное положение, а пружина 2 выводит собачку из зацепления с зубьями венца.


Синхронизаторы

Включение какой-либо передачи производится в результате соединения скользящей муфты синхронизатора с зубчатым венцом включаемой шестерни. Функция синхронизатора заключается в выравнивании частот вращения скользящей муфты и включаемой шестерни. Основная работа выполняется при этом латунными кольцами синхронизатора с молибденовым покрытием.

Первая, вторая и третья передачи включаются посредством трехколечных синхронизаторов. Эти синхронизаторы имеют существенно большие поверхности трения, чем синхронизаторы с одним блокирующим кольцом. Эффективность синхронизатора повышается с увеличением поверхностей, через которые отводится тепло.

В результате ускоряется синхронизация при включении низших передач, для которых характерны относительно большие перепады в частотах вращения. При этом также снижаются усилия, необходимые для включения передач. Четвертая, пятая и шестая передачи включаются посредством одноколечных синхронизаторов, так как перепады частот вращения при переключении этих передач относительно невелики. Выравнивание частот вращения при этом происходит достаточно быстро. Поэтому усложнение конструкции синхронизаторов в данном случае не оправдано. Передача заднего хода включается посредством двухколечного синхронизатора.


Трехколечный синхронизатор

В состав трехколечного синхронизатора входят:

  • наружное блокирующее кольцо,
  • промежуточное кольцо,
  • внутреннее блокирующее кольцо и
  • конус трения на включаемой шестерне.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: