Общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах и их деятельности

Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует изучения значительного количества законодатель­ных и иных правовых актов. Сколько их — точно определить невозможно. Но во всяком случае можно смело утверждать — не менее полусотни. Невозможно также точно вычислить и объем таких ак­тов: в некоторых из них содержатся многочисленные статьи, пара­графы, пункты и т.д. Такое обилие актов и содержащихся в них конкретных право­вых предписаний в значительной мере объясняется тем, что учеб­ная дисциплина "Правоохранительные органы" касается многих государственных и негосударственных организаций и должностных лиц. И все они призваны выполнять в высшей степени ответствен­ную деятельность. В силу этого требуется особо тщательная правовая регламентация построения соответствующих организаций, их полномочий и полномочий должностных лиц. Требование тщатель­ности обусловлено в первую очередь стремлением свести к минимуму или полностью исключить вероятность, скажем, произвола, судеб­ных или следственных ошибок, которые порой калечат судьбы лю­дей, наносят непоправимый ущерб их правам и свободам. Для характеристики массива правовых актов о правоохрани­тельных органах существенно также то, что в этом массиве сосуще­ствуют акты разного юридического значения (разной юридической силы). В нем "соседствуют" и взаимодействуют положения Консти­туции РФ и федеральных законов с положениями конституций, уста­вов и иных законов субъектов Российской Федерации, указы Пре­зидента РФ с постановлениями Правительства РФ, положения меж­дународных соглашений с положениями ведомственных норматив­ных актов и т.д. У названных и других документов — свой юриди­ческий статус, свое значение. И данное обстоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение правовой базы, на кото­рую опирается система правоохранительных органов. Преодолению трудностей такого рода призвана содействовать классификация актов, которые в совокупности образуют эту базу. Осуществлять ее целесообразно, опираясь на два основания. Одно из них — предмет (содержание) группируемых актов независимо от их юридической силы. Другое — группировка актов по их юридическому значению. Правоохранительные и судебные органы» — правовая дисциплина, юридическую базу ко­торой составляют правовые акты. Правовой акт как один из основных источников права1 пред­ставляет собой властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Все правовые акты принято подразделять на нормативные правовые акты и правовые акты индивидуального характера. Право имеет строго определенные формы своего выражения и существова­ния, называемые источниками (формами права). Помимо правовых актов различа­ют еще такие источники права, как правовой обычай, прецедент, договор нормативного содержания. Нормативные правовые акты содержат основания (нормы пра­ва) для разрешения индивидуальных дел. Так, в соответствии с УК и Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации»1, Законом РФ «О милиции»2 1 ноября 2001 г. МВД России издало приказ № 965 «Об утверждении Инст­рукции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости»3.

Под правовым актом индивидуального характера понимает­ся акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц. Таковым, например, является Указ Президента РФ «Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации» от 27 мая 2000 г. № 9674.

4. Понятие полномочия (функции) судебной власти. Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают. Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.Функции судебной власти.Правосудие.Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.Толкование правовых норм.Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России.Высшие федеральные суды:Конституционный Суд РФ, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента РФ);Верховный Суд Российской Федерации;Дисциплинарное судебное присутствие, являющийся судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения этих коллегий об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. (ФКЗ РФ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ «О дисциплинарном судебном присутствии»).Судебная власть обладает многогранными полномочиями, которыми наделяются суды. Их реализация в целом и есть реализация судебной власти.

Среди этих полномочий можно назвать следующие:

• правосудие;

• конституционный контроль;

• контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц;

• обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов;

• разбирательство и разрешение дел об административных право­нарушениях, подведомственных судам;

• разъяснение действующего законодательства по вопросам судеб­ной практики;

• участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Доминирующую роль играет правосудие. Его может осуществлять только суд, и никакой другой орган. Это специфически судебное пол­номочие. Но судебная власть, как уже говорилось, не сводится только к данному полномочию. Она включает и ряд других, которые, как и правосудие, имеют большое социальное значение. Эти полномочия было бы неправильно полностью отождествлять с правосудием. Мож­но говорить лишь о том, что их реализация тесно связана с правосуди­ем и содействует его надлежащему…осуществлению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: