Современные зрелищно-массовые формы: проблемы и тенденции развития

Сегодня мы вступаем в эпоху новой ответственности, которой должно соответствовать и новое мышление, связанное с более глобальным и глубоким видением быстро меняющейся ситуации. Наука, образование, информация, культура способны и должны дать знания, необходимые для того, чтобы общество компетентно, ответственно и разумно решало проблемы собственного развития. В решении этих проблем огромная роль отводится праздничной культуре. Высшие учебные заведения должны готовить специалистов – организаторов праздничных действ, призванных идти вперед, решать проблемы, выявлять новые, внедрять и развивать инновационные и современные технологии зрелищно-массовых форм, формировать новое мировоззрение, новое мышление, новую систему ценностей, ориентированную на деятельность в меняющейся реальности.

Каковы же требования, предъявляемые к современному режиссеру театрализованных представлений и праздников? Современный специалист сегодня должен обладать умением самостоятельно, творчески работать, используя все средства современных технологий.

Нельзя забывать и о рынке востребованности специалистов, о его социальном заказе на специалиста, о важности профессии на современном этапе. Мы говорим о специалистах праздничной культуры – режиссерах театрализованных представлений и праздников.

Рынок – это определенный спрос, а массовые праздники это особый сегмент рынка, так как праздничная культура – часть жизни человека. Это и сохранение этноса, и передача народных традиций, и выражение чувств, и отклик на события... Действующие праздники, современные и традиционные действа, их энергетика должны приносить стабильность и порядок, должны воспитывать у подрастающего поколения уважение к прошлому, формировать веру и национальную идею.

Сегодня в системе праздников, так же как и в трансформирующейся России, происходят изменения и не в лучшую сторону: расслоение праздничной культуры, смена ценностных ориентаций, рыночные отношения, жесткая конкуренция, отсутствие опыта на рынке праздничной индустрии, диктат заказчиков и непрофессионализм агентств, которые строят этот бизнес. Проблем много: экономических, творческих, организационных. Все это требует профессионального подхода, так как формирование современной праздничной культуры и бережное отношение к традициям народа – основа культурной политики сегодняшнего дня. И здесь огромная роль отводится специалисту. Задача современного специалиста в области театрализованных представлений и праздников заключается в организации слаженной работы профессионалов и качестве предоставляемых услуг. А для этого он должен уметь давать рекомендации по организации праздничных действ, использовать приобретенные знания, умения и навыки в практике, разрабатывать конкретные программы, проекты, адаптировать их к популярным сегодня формам, создавать качественные сценарии и осуществлять режиссерско – постановочные работы. И все это в условиях, когда организация праздничных, презентационных, зрелищных мероприятий становится самостоятельной отраслью. Мы имеем в виду индустрию праздника. Индустрия – это производство в больших масштабах, которые многократно тиражировано и повторяемое.

Сегодня мы видим зачатки такой индустрии – это огромные фирмы, которое занимаются дизайном, оформлением, прокатом лимузинов; флористические студии; агентства по организации праздников и развлечений и т.д. Индустрия праздника имеет определенные этапы своего становления:

· до новейших времен были пиршества, празднования, чествования;

· новейшие времена характеризуются гражданскими торжествами (сообщество граждан);

· после новейших времен началась формализация и профессиональная организация мероприятий по всему миру;

· в 50-е годы люди впервые стали регулярно использовать так называемые специальные мероприятия, и это было создано профессионалами;

· в 60-е годы происходят огромные празднования – мегамероприятия;

· 70-е годы характеризуются технологиями, а 80-е – эрой коммерционализации, далее, о 90-х годах мы говорим как о годах учености и создания первых программ обучения в этой области знаний;

· 2000 год – наша золотая эра, когда все успехи прошлого пришли к кульминации, когда бюджеты высоки и зарплаты людей тоже.

Затем наступает время размышлений, которое переходит в сегодняшний день – потрясающий исследовательский и экономический период: конкуренция гораздо выше, чем когда – либо ранее, потому что произошло выравнивание возможностей по всему миру[38].

Говоря о ситуации, которая сложилась сегодня в отрасли отмечаем: на один день в году приходится по три праздника и дней в году гораздо меньше, чем праздников.

Сегодня мы имеем постоянный социальный заказ на детские мероприятия; художественно – игровые и информационно- развлекательные программы для подростков; праздники профессиональной направленности; народные гуляния и юбилейные праздники республик, городов, сел; спортивно – массовые, гражданско – личностные праздники и обряды; эстрадные представления; рекламное шоу. А в перспективе - спектакли света, звука, пластики; лазерные, светодиодные, современные стейч – технологии, которые уже идут на смену традиционным формам театра массовых действий.

«Давит» всех сегодня массовая культура, отсутствие всяких редакций вообще, в том числе и музыкальных, и творческих.

Сегодня на рынке праздничной индустрии огромное количество фирм, коммерческих организаций, которые заполонили страну. Они оказывают услуги в сфере культуры и искусства, обслуживают быт и корпорации. И делают это некачественно и не профессионально.

1800 объединений (официально зарегистрированных!) сегодня проводят праздники в Москве. Вузы культуры столько не выпускают специалистов. Кто проводит праздничные действа? (маникюрщицы, инженеры, домохозяйки). И каково содержание мероприятий? Выступление трех артистов и салют. То же самое мы наблюдаем и в Казани. И это по-настоящему вызываем тревогу, так как страдает еще и репутация профессии режиссер праздников. Каждые четыре года в праздничной индустрии идет обновление эстетики, сценографии, технической оснащенности. Необходимо быть мобильным! Государство заинтересованно сегодня вкладывать деньги в подготовку специалистов в области режиссуры праздничной культуры, а не отдавать эту отрасль «на откуп» всякого рода неквалифицированным умельцам. Как никогда сегодня общество заинтересовано в профессиональных кадрах, специалистах своего дела, образованных, владеющих пластической фантазией, творческим мышлением, всеми необходимыми навыками организатора, режиссера массового действа.

Сегодня праздник это не только радость, отдых, досуг и развлечение, но и бизнес, дело, которому служат. В последние годы отмечается изменение отношения к празднику: требуются настоящие профессионалы, которые бы грамотно строили этот бизнес.

Существует еще ряд проблем, на которые сегодня мы обращаем внимание: сегодня праздник превратился в зрелище, так как народ стоит и смотрит, а должен гулять, веселиться, действовать, а не пассивно созерцать. Режиссура массовых действ сводится сегодня к зрелищу, а не празднику. Есть работа для современных специалистов праздничной культуры. К нам приходит все больше иностранных праздников, а влечение всем западным (без разбора) оказывает огромное воздействие не только на подрастающее поколение, но и на народную, национальную праздничную культуру. Решать этот вопрос может специалист подготовленный, специально обученный, владеющий всеми современными технологиями.

Занимаясь организацией праздников, понимаешь что участвуешь в производстве, которое многократно тиражировано и повторяемое. Должна быть решена одна и та же задача, а подход должен быть совершенно разный - с этой проблемой сталкиваются все организаторы.

Действительность такова, что принципиальных путей построения мероприятия, праздника, зрелища немного и, в условиях частой повторяемости мероприятий, сложно избежать самоповторов в той или иной форме. Да еще нужно учесть, что нет совершенно новых (инновационных) форм праздничной культуры: все, что мы используем сегодня, пришло к нам с архаичных времен и античной культуры (Древней Греции и Рима): праздники, торжества, застолья с беседами о литературе, философии, политики и т.д.; общие обеды, торжественные шествия, игры, театры; неинституционные формы клубной жизни (площади, термы (бани)); библиотеки, зрелища, форумы, выставки, музеи, пиршества, священные обряды и погребальные пиры и т.д. Сегодняшние современные ток-шоу – не что иное, как выступление оратора (н.р. Сократа) на площади в античные времена. Он обозначал проблему (добро, зло, справедливость, нравственность и т.д.) и отвечал на множество звучащих вопросов из толпы. Вопрос – молниеносный ответ: ток-шоу уже тогда.

Современные (телевизионные): «Стенка на стенку», «Властелин горы» и др. – это не что иное, как отголоски зрелищ Рима (поединки, бои, состязания и т.д. и т.п.). Так как выглядит сегодня современное? Где найти это новое и как использовать в работе?

И здесь организатору, режиссеру праздничного действа поможет так называемый креативно – концептуальный подход к организации мероприятия. Это подход максимально учитывающий конкретику. Говоря «креатив», мы подразумеваем «осмысленность», «необычность», «эксклюзивность», «творчество». Именно в креатитвном подходе – инновационность (нововведение).

И здесь важно все: способ организации документально- художественного материала в сценарии, сценарно – режиссерский ход или прием ведения мероприятия, способ идейно – художественного воздействия на аудиторию; создание художественной образности представления; использование мультимедийных технологий, технических средств: света, звука, цвета.

Креативный подход к сценарию мероприятия – это очень важно, в этом суть современных сценарных технологий.

Необходимо в первую очередь учесть каков формат мероприятия: праздник, вечер, концертная программа или застолье, фуршет, банкет, коктейль? От этого будет зависеть и кульминационный момент торжества, и участие творческих коллективов, и оформление, и многое другое, что сделает это мероприятие оригинальным запоминающимся.

Создателям праздника необходимо учесть не только повод по которому он организуется, но и то, кто будет на нем присутствовать. В зависимости от аудитории меняется и сама суть мероприятия. Критерии могут быть разными: возраст аудитории, образ жизни, социальный статус, сфера интересов, национальные и личностные особенности.

Целевая аудитория праздника – это люди, которые будут приглашены. Это разные люди, со своими проблемами, желаниями, финансовыми возможностями. И мероприятие должно быть интересно именно им! Необходимо вначале изучить эту аудиторию, а затем делать программу.

Музыкальное оформление мероприятия играет огромную роль. XXI век - век интеграции. Метод совместного использования света, цвета и музыки заставляет одновременно включаться зрительным и слуховым ощущениям, оказывает воздействие на психику и душевное состояние человека, побуждает его к тем или иным действиям. Поэтому мы и говорим о большой роли музыкального оформления в успешном осуществлении творческих проектов.

Оформительскому искусству сегодня в праздничной культуре придается большее значение: праздничное оформление улиц, площадей, оформление витрин, демонстраций, народных празднеств и т.д. Сегодня востребована креативная флористика (особый вид искусства оранжеровки цветов), а также флористический дизайн – это декоративная отделка стен, интерьеров и витрин, икебана и т.д. Растет уровень потребления флористического продукта в праздничной культуре. Ценится новизна и динамичность.

В наше время техника играет особую роль в оформлении праздничных мероприятий. Все чаще применяется аудио- визуальные методы воздействия на зрителей, фотографии и фотомонтажи, светотехнические конструкции, композиции из воздушных шаров, лазерные шоу. Новационными являются также виртуальные декорации – это панорамные мультиэкраные проекции виртуальных миров, своего рода интерактивное шоу, где экран – реальность, а человек – путешествует (под водой, в космосе, в бурю, в Древней Греции или языческом времени и т.д.). Компьютерное моделирование в трехмерном пространстве создает атмосферу средневекового замка, либо английского клуба, а то и закат на океанском пляже. Сколько возможностей организатору праздничных действ!

Аромат праздника. Сегодня мы говорим уже и об этом: воздействие на эмоциональное состояние человека с помощью ароматических растений, эфирных масел и просто ароматов естественного и искусственного происхождения.

Аромат как и привлекательный интерьер, и хорошая музыка, так же является инструментом праздничной индустрии. Владение технологией управления запахами, а главное – желание сделать событие более насыщенным, интересным, запоминающимся дает огромное конкурентное преимущество. Если снабдить выставки пейзажистов, изображение леса, лугов, полей и рек запахами, то это уже мероприятие само по себе.

Чтобы подчеркнуть кульминацию торжества, придать событию эпохальность, начать или завершить праздник в современном мире все чаще используют завораживающее огненно - световое зрелище. Фейерверочное представление, несомненно, окажется одним из самых запоминающихся моментов праздничного события. Сегодня можно синхронизировать фейерверк с музыкальным оформлением.

В последние годы в крупных и небольших городах России большое внимание уделяется семейным центрам развлечений при различных торговых центрах.

В свободное от работы время горожане целыми семьями приезжают в такие центры и зачастую готовы провести там целый день: сделать покупки, отдохнуть, развлечься, устроить маленький семейный праздник.

С одной стороны, развлечения обеспечивают стимулирование торговли, а с другой: активно работают торговые точки. Отмечается потенциал жизнеспособности центров развлечений внутри любых структур не развлекательного типа.

Самый большой торговый ряд в мире, находящийся в Эдмонте включает более 800 магазинов, 10 основных супермаркетов, свыше 110 ресторанов и киосков, парк развлечений с 20 аттракционами, 30 играми, 20000 кв. м аквапарка, ледовым катком, точной копии шхуны «Санта Мария», дрессированными дельфинами, миниатюрным полем для гольфа, гостиницей на 360 номеров, казино и 19 кинотеатрами[39]

Новым в праздничной культуре является следующая форма вечерняя тусовка – своего рода, создание вечернего парка: иллюминации, гирлянды; атмосфера, что-то вроде Лас-Вегаса (все бурлит, кипит, музыка, движение, знакомства). Вот он – праздник!

Сегодня уже редко встретишь компанию, руководство которой не проводило бы корпоративные праздники для собственных сотрудников. В современном бизнесе давно считается это фактически обязательным атрибутом.

Корпоративные праздники сплачивают сотрудников, открывают новые таланты в них, задают творческую энергию коллективу, фиксируют успех и т.д. В проведении корпоративных праздников есть своя специфика и этому тоже специалисту, организатору праздничных действ необходимо учиться.

Сегодня существует спрос на организацию необычных мероприятий и событий. Специальные события – это мероприятия, проводимые компанией в целях привлечения внимания общественности к самой компании, ее деятельности и продуктам.

Основными спецсобытиями являются: церемонии открытия, приемы, презентации, конференции, дни открытых дверей, круглые столы, выставки и т.д.

В международной практике примером могут быть: 40-летний юбилей куклы Барби, национальный месяц супа, день рождения Микки Мауса, пятидесятимиллиардный гамбургер и др.

Существуют события, которые отмечают ежегодно. К таким относятся:

- Снежный фестиваль в Саппоро (февраль). Создаются сотни фигур из снега и льда, снежные и ледовые скульптуры. На этом фестивале бывает более двух миллионов человек ежегодно.

- Фестиваль «Русская зима» (14 января в Британии) тоже становится традиционным. Свыше 200 русских артистов устраивают праздник целый день.

- Рождественский фестиваль.

- Фестиваль «Фестос» (смотр студенческого творчества).

- Фестиваль «Планета клоунады».

- Фестиваль ремесел.

- Фестиваль света.

- Фестиваль яхт.

- Кулинарное шоу (не только накормить, но и развлечь), пиротехническое шоу, шоу «Автоэкзотика», диско-шоу.

- Императорский бал.

- Конкурсы красоты.

- Костюмированный бал, шоу в стиле боди-арт (бодипейтинг – рисунок на лице и теле, пирсинг, шрамирование).

- Всемирный день поцелуев 6 июля (ООН).

- День левши – август (праворукие все делают левой рукой, рисунки, конкурсы и т.д.).

- Ночь музеев - европейская акция, где активно применяются инновационные методы и средства:

· мультимедия, видеоарт, медиа искусство, видеоматериалы из коллекций;

· анимация (почувствуй себя экспонатом);

· ночь оживших скульптур

- Конкурсные программы: конкурсы зонтов, «Джинсовый городок», «Аромат женщины» (флористы, парфюмеры, стилисты, множество сюрпризов, подарков и т.п.), «Танцевальные игры», шоу мыльных пузырей и т.д.

- Организация пикников (прием на открытом воздухе, в дневное время суток (проблема транспорта, еды, прогноз погоды – все заранее продумать).

- Большое будущее у праздников эксклюзивного направления.

К числу самых ярких праздничных мероприятий относятся фестивали самодеятельного художественного творчества, праздники народного творчества (фольклорные праздники и фестивали).

Особого внимания заслуживают жанровые праздники: праздники песни, инструментальной музыки, танца; праздники частушек и др.

В условиях современной действительности новым содержанием обогатились семейные праздники, связанные с важными событиями в личной жизни человека: свадебный обряд, проводы в армию, юбилейные даты и праздники как активная творческая совместная деятельность всех членов семьи (Папа, мама, я – поющая (читающая, танцующая, творческая) семья и др.). День города, День Победы, День Матери, День Святого Валентина, День смеха, Новый год – стали праздниками традиционными и отмечаются повсеместно.

Современный массовый праздник – это еще и способ снятия напряжения, дефициты общения, организация свободного времени с пользой для человека, когда отдыхая, развлекаясь, он познает что-то новое, получает дополнительные знания, адаптируется в социокультурную среду, приобщают подрастающее поколение к новым традициям.

Современные технологии зрелищно-массовых форм (сценарные, музыкальные, режиссерские, аромотехнологии, информационные технологии и компьютерная техника и т.д.) в распоряжении специалистов праздничной культуры. Остается за малым – профессионально владеть этими знаниями, умениями и навыками, применяя их в практической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: