Оценка уровня жизни населения еще в 20-х годах прошлого столетия носила достаточно объективный и достоверный характер. В сегодняшних же условиях повысились как внимание, так и требования к оценкам уровня жизни. Однако прежде чем приступать к оценке, необходимо дать толкование термину «уровень жизни». Под уровнем жизни следует понимать доходно-имущественные возможности населения, обеспечивающие удовлетворение его материальных и духовных потребностей при ограничениях, задаваемых стоимостью жизни. Или более упрощенно: уровень жизни – это отношение уровня доходов населения к стоимости жизни. Стоимость жизни может быть представлена рациональным потребительским бюджетом, или прожиточным минимумом.
Конечно, это лишь базисная, ядерная конструкция, к которой необходимо добавить характеристики условий жизни и социальной обеспеченности населения, включая среду услуг, жилищные условия, элементы социальной среды и социальной инфраструктуры и некоторые другие, выходящие за рамки круга основных показателей уровня жизни.
|
|
Следует отметить, что уровень жизни населения определяется не только трудовыми усилиями и экономической активностью отдельных индивидуумов, семей, трудовых коллективов, но и эффективностью экономики и общественным национальным богатством в целом. Естественно, что страны с эффективной экономикой и значительным общественным богатством способны обеспечить своим гражданам более высокие жизненные стандарты и социальные гарантии, чем экономически отсталые страны.
Для характеристики уровня и качества жизни используется система индикаторов — интегральных и частных, натуральных и стоимостных (рисунок 1).
Уровень жизни | Качество жизни | ||||||||||
Индикаторы | |||||||||||
Интегральные | Частные | ||||||||||
Натуральные | Стоимостные | ||||||||||
Рисунок 1 - Структура индикаторов уровня и качества жизни
Индикаторы уровня жизни. Для разработки и решения текущих и стратегических задач политики доходов и заработной платы необходимо иметь информацию о состоянии, динамике и тенденциях уровня жизни, рассчитывать их по регионам и социально-демографическим группам населения, делать международные сопоставления.
В перечень интегральных индикаторов уровня жизни входят: реальные доходы на душу населения; реальная заработная плата; доходы от вторичной занятости и от реализации продукции личного подсобного хозяйства; дивиденды (по акциям и облигациям); проценты по вкладам населения; пенсии, пособия, стипендии. С их помощью изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников.
|
|
При этом различаются реальные; доходы населения без учета и с учетом услуг. Первая разновидность этих доходов — часть ВВП, используемая населением для удовлетворения материальных и культурных потребностей; вторая — часть ВВП, используемая населением на потребление и накопление материальных благ и услуг.
Различия в темпах роста ВВП на душу населения между отдельными странами за длительные периоды ведут к изменению соотношений в уровне жизни.
Уровень жизни зависит не только от объема ВВП на душу населения, но и в значительной мере от структуры ВВП по использованию. С ростом экономического уровня страны повышение уровня жизни выражается не только в увеличении объема потребления, но и в изменении его структуры. Возрастает, в частности, доля товаров длительного пользования и услуг.
Для характеристики роста (снижения) реальных доходов исчисляются индексы реальных доходов всего населения, а также индексы реальных доходов в разрезе социальных групп. При исчислении индексов реальных доходов должна быть обеспечена сопоставимость цен; для этого при расчетах учитывается изменение цен за сравнимый период — индекс потребительских цен.
Реальная заработная плата работников — составная часть реальных доходов (с учетом услуг). Она определяется путем деления номинальной (начисленной) заработной платы на индекс потребительских цен на товары и услуги.
В политике доходов и заработной платы важное место занимают также индикаторы, характеризующие их дифференциацию. Дифференциация доходов и заработной платы позволяет оценить происходящие социальные изменения, уровень социальной напряженности в обществе и определить характер политики доходов и заработной платы.
Индикаторами дифференциации доходов и заработной платы являются:
1) распределение населения по уровню среднедушевых доходов — показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;
2) распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения — показатель в процентах доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из двадцатипроцентных (десятипроцентных) групп населения;
3) децильный коэффициент дифференциации доходов — соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения;
4) коэффициент дифференциации доходов населения по субъектам страны — соотношение наибольшего и наименьшего уровней среднедушевых доходов в субъектах данной страны;
5) коэффициент дифференциации заработной платы — соотношение наибольшего и наименьшего ее уровней (по отраслям, регионам, профессиям, внутри отраслей и предприятий, и т.д.).
Одними из наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов являются также коэффициент концентрации доходов (индекс, Джини) и кривая Лоренца, позволяющие судить о степени удаления от состояния равенства в распределении доходов.
Для определения общего направления изменений в распределении доходов используется коэффициент направленности процесса стратификации населения — соотношение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума и выше бюджета высокого достатка в расчете на 1 тыс. человек. Динамика коэффициента стратификации характеризует нарастание или снижение поляризации общества.
К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам), обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяются натуральные и стоимостные индикаторы.
|
|
Натуральные индикаторы непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами. Для получения представления об уровне удовлетворения конкретной потребности могут использоваться несколько показателей. Например, чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностей в продуктах питания, необходимы данные о количестве потребляемых человеком продуктов и их калорийности в сопоставлении с научно обоснованными нормами. При этом потребление основных продуктов питания на душу населения определяется с учетом как произведенных в стране, так и импортированных продуктов, независимо от способа их продажи населению и от вида потребления.
Уровень удовлетворения потребностей в услугах школьного образования характеризуется с помощью данных о доле детей школьного возраста, посещающих школы, численности учащихся в платных и бесплатных школах, а также обучающихся за границей. Кроме того, важно учитывать техническое состояние и благоустройство учебных заведений, уровень образования преподавательского состава.
Стоимостные индикаторы, отражая затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику, группируются по видам потребностей, — например, затраты на питание, на оплату жилья, коммунальных услуг, на одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей, и т.д.
Общее потребление материальных благ и услуг в стоимостном виде включает все расходы на приобретение товаров и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства (например, продукции личного подсобного хозяйства). Расчет этого показателя позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей.
|
|
Индикаторы качества жизни. К интегральным, обобщающим индикаторам качества жизни относятся: индекс развития человеческого потенциала, индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения.
Основным индикатором качества жизни является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Индекс представляет собой среднюю арифметическую из трех наиболее наглядных индикаторов уровня жизни: индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекса уровня образования населения, индекса реального среднедушевого ВВП, рассчитанного с учетом паритета покупательной способности (ППС) валют разных стран.
Величина индекса может изменяться от 0 до 1, при этом чем ближе она к 1, тем выше развитие человеческого потенциала и короче путь, который надо пройти данной стране к достижению желаемых ориентиров. Страны, в которых значение ИРЧП равно или больше 0,800, относятся к категории стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. К группе стран со средним уровнем развития относятся те, где ИРЧП находится в пределах от 0,500 до 0,799, к категории с низким уровнем развития человеческого потенциала принадлежат государства с величиной ИРЧП менее 0,500. Для того чтобы рассчитать отдельные составляющие индекса, фактические значения показателей по той или иной стране сравниваются с фиксированными стандартами минимальных и максимальных значений:
1 продолжительность предстоящей жизни при рождении: 25 лет и 85 лет;
2 грамотность взрослого населения: 0 и 100%;
3 совокупная доля учащихся: 0 и 100%;
4 реальный ВВП на душу населения (ППС в долларах США): 100 и 40000 долларов по ППС.
Для любого компонента ИРЧП отдельные индексы могут быть рассчитаны по формуле (1):
Фактическое значение хί – минимальное значение хί
Индекс =, (1)
Максимальное значение хί – минимальное значение хί
Совокупный индекс достигнутого уровня образования можно рассчитать по формуле (2):
Индекс = ⅔ значения индекса грамотности + ⅓ значения (2)
индекса образования,
Индекс реального ВВП на душу населения (по ППС в долларах США) рассчитывается по формуле (3):
log10 (фактическое значение) - log10 (минимальное значение)
Индекс =, (3)
log10 (максимальное значение) - log10 (минимальное значение)
Важным индикатором качества жизни является также индекс интеллектуального потенциала общества. Интеллектуальный потенциал общества отражает уровни образования населения и состояния науки в стране. При расчете индекса интеллектуального потенциала общества учитываются: уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых, удельный вес затрат на науку в ВВП.
Индикатором качества жизни является также человеческий капитал на душу населения. Он отражает уровень затрат государства, фирм и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения. Чем выше уровень экономического развития, тем больше уровень человеческого капитала и его удельный вес в структуре всего капитала. Человеческий капитал даже в бедных регионах превосходит капитал воспроизводимый, включающий материально-вещественные условия производства.
К индикаторам качества жизни относится и коэффициент жизнеспособности населения. Он характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики, осуществляемой на момент обследования по стране. Этот коэффициент измеряется по пятибальной шкале. Установление балла ниже 1,5 означает кризисное положение, падение уровня и качества жизни до той черты, за которой начинается вымирание населения. По результатам исследования Всемирной организации здравоохранения ЮНЕСКО, в 1995 г. коэффициент жизнеспособности некоторых стран СНГ (Беларусь, Украина, Казахстан) был определен от 1,7 до 1,9 балла, российского населения в 1,4 балла. Пять баллов не имеет ни одна страна в мире; 4 имеют Швеция, Голландия, Бельгия и Дания; 3 — США, Япония, Германия, Тайвань, Сингапур и Южная Корея; 2 — Китай, Иран, Бразилия, Аргентина, Монголия, Турция и Вьетнам; 1,6 —Сомали, Гаити и Бирма; 1,5 балла— Босния и Западная Сахара. Комментарии, как говорится, излишни.
Частные индикаторы характеризуют отдельные стороны качества жизни. К их числу относятся показатели:
1) социально-демографические (продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности);
2) экономической активности населения (уровень безработицы, миграция населения и ее причины);
3) социальной напряженности (участие в политических мероприятиях, забастовках, доля теневой экономики в ВВП, динамика преступности);
4) развития социальной сферы (доля расходов на образование, науку, здравоохранение и культуру в ВВП, количество учащихся и студентов, включая обучающихся бесплатно и платно, среднее число учащихся, приходящееся на одного преподавателя);
5) экологические (содержание вредных веществ в атмосфере, почве, воде, продуктах питания, доля затрат на экологию в ВВП, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов).
Таблица 1. Индекс развития человеческого потенциала стран мира (1999г.)
Страна | Индекс разви тия челове ческого потен циала | Ранг по индексу разви тия челове ческого потен циала | Страна | Индекс развития человеческого потенциала | Ранг по индексу развития человеческого потенциала |
Австралия | 0.936 | Маврикий | 0.765 | ||
Австрия | 0.921 | Мавритантя | 0.437 | ||
Азербаиджан | 0.738 | Мадагаскар | 0.462 | ||
Албания | 0.725 | Майотт | .. | .. | |
Алжир | 0.693 | Македония | 0.766 | ||
Американ ские Самоа | .. | .. | Малави | 0.397 | |
Ангола | 0.422 | Малави | 0.397 | ||
Андорра | .. | .. | Малайзия | 0.774 | |
Антигуа и Барбуда | .. | .. | Мали | 0.378 | |
Аргентина | 0.842 | Мальдивы | 0.739 | ||
Армения | 0.745 | Мальта | 0.866 | ||
Аруба (Нидер.) | .. | .. | Марокко | 0.596 | |
Афганистан | .. | .. | Мартиника | .. | .. |
Багамские о-ва | 0.82 | Маршалловы о-ва | .. | .. | |
Бангладеш | 0.47 | Мексика | 0.79 | ||
Барбадос | 0.864 | Микронезия | .. | .. | |
Бахреин | 0.824 | Мозамбик | 0.323 | ||
Беларусь | 0.782 | Молдавия | 0.699 | ||
Белиз | 0.776 | Монако | .. | .. | |
Бельгия | 0.935 | Монголия | 0.569 | ||
Бенин | 0.42 | Мьянмар (Бирма) | 0.551 | ||
Бермудские о-ва | .. | .. | Мэн о-в | .. | .. |
Болгария | 0.772 | Намибия | 0.601 | ||
Боливия | 0.648 | Непал | 0.48 | ||
Босния и Герцеговина | .. | .. | Нигер | 0.274 | |
Ботсвана | 0.577 | Нигерия | 0.455 | ||
Бразилия | 0.75 | Нидерланды | 0.931 | ||
Брунеи | 0.857 | НидерландскиеАнтиллы | .. | .. | |
Буркина-Фасо | 0.32 | Никарагуа | 0.635 | ||
Бурунди | 0.309 | Новая Зеландия | 0.913 | ||
Бутан | 0.477 | Новая Каледония | .. | .. | |
Вануату | .. | .. | Норвегия | 0.939 | |
Великобритания | 0.923 | Нормандские о-ва | .. | .. | |
Венгрия | 0.829 | ОАЭ | 0.809 | ||
Венесуэла | 0.765 | Оман | 0.747 | ||
Виргинские о-ва | .. | .. | Пакистан | 0.498 | |
Вьетнам | 0.682 | Палау | .. | .. | |
Габон | 0.617 | Панама | 0.784 | ||
Гаити | 0.467 | Папуа-Новая Гвинея | 0.534 | ||
Гайана | 0.704 | Парагвай | 0.738 | ||
Гамбия | 0.398 | Перу | 0.743 | ||
Гана | 0.542 | Польша | 0.828 | ||
Гватемала | 0.626 | Португалия | 0.874 | ||
Гвинея | 0.397 | Пуэто-Рико | .. | .. | |
Гвинея-Бисау | 0.339 | Россия | 0.775 | ||
Германия | 0ю921 | Руанда | 0.395 | ||
Гондурас | 0ю634 | Румыния | 0.772 | ||
Гренада | .. | .. | Сальвадор | 0.701 | |
Гренландия | .. | .. | Самоа | 0.701 | |
Греция | 0.881 | Сан- Томе и Пинсипи | .. | .. | |
Грузия | 0.742 | Соудовская Аравия | 0.754 | ||
Гуам | .. | .. | Свазиленд | 0.583 | |
Дания | 0.921 | Северные Марианские о-ва | .. | .. | |
Джибути | 0.447 | Сейшельские о-ва | .. | .. | |
Доминика | .. | .. | Сенегал | 0.423 | |
Доминикан ская р-ка | 0.722 | Сент-Винсент и Гренадины | .. | .. | |
Египет | 0.635 | Сент-Китс и Невис | .. | .. | |
Замбия | 0.427 | Сент-Люсия | .. | .. | |
Западный Берег и Газа | .. | .. | Сингапур | 0.876 | |
Зимбабве | 0.544 | Сирия | 0.700 | ||
Израиль | 0.893 | Словакия | 0.831 | ||
Индия | 0.571 | Словения | 0.874 | ||
Индонезия | 0.677 | Соломоновы о-ва | .. | .. | |
Иордания | 0.714 | Сомали | .. | .. | |
Ирак | .. | .. | Судан | 0.439 | |
Иран | 0.714 | Суринам | 0.758 | ||
Ирландия | 0.916 | США | 0.934 | ||
Исландия | 0.932 | Сьерра-Леоне | 0.258 | ||
Испания | 0.908 | Таджикистан | 0.66 | ||
Италия | 0.909 | Тайланд | 0.757 | ||
Йемен | 0.468 | Танзания | 0.436 | ||
Кабо-Верде | 0.708 | Того | 0.489 | ||
Казхстан | 0.742 | Тонга | .. | .. | |
Кайман о-ва | .. | .. | Тринидад и Тобаго | 0.798 | |
Камбоджа | 0.541 | Тунис | 0.714 | ||
Камерун | 0.506 | Туркменистан | 0.73 | ||
Канада | 0.936 | Турция | 0.735 | ||
Катар | 0.801 | Уганда | 0.435 | ||
Кения | 0.514 | Узбекистан | 0.698 | ||
Кипр | 0.877 | Украина | 0.742 | ||
Киргизия | 0.707 | Уругвай | 0.828 | ||
Кирибати | .. | Фарерские о-ва | |||
Китай | 0.718 | Фиджи | 0.757 | ||
Гонконг | 0.88 | Филлипины | 0.749 | ||
Макао | .. | Финляндия | 0.925 | ||
Колумбия | 0.765 | Франция | 0.924 | ||
Коморские о-ва | 0.510 | Французская Полинезия | |||
Конго, дем. респ. | 0.429 | Хорватия | 0.803 | ||
Конго, респ. | 0.502 | ЦАР | 0.372 | ||
Корея, нар.- дем. респ. | .. | ЧАД | 0.359 | ||
Корея, респ. | 0.875 | Чехия | 0.844 | ||
Коста-Рика | 0.821 | Чили | 0.825 | ||
Кот-Д’Ивуар | 0.426 | Швейцария | 0.924 | ||
Куба | .. | .. | Швеция | 0.936 | |
Кувейт | 0.818 | Шри-Ланка | 0.735 | ||
Лаос | 0.476 | Эквадор | 0.726 | ||
Латвия | 0.791 | Эквотариаль ная Гвинея | 0.61 | ||
Лесото | 0.541 | Эритрея | 0.416 | ||
Либерия | .. | Эстония | 0.812 | ||
Ливан | 0.758 | Эфиопия | 0.321 | ||
Ливия | 0.770 | ЮАР | 0.702 | ||
Лихтен штейн | .. | Югославия | |||
Люксембург | 0.924 | Япония | 0.928 |