Третья республика между двумя мировыми войнами. Многопартийная система. Партийные блоки. Профсоюзы.
Изменения в избирательном праве. Избирательные законы 1919 и 1927 гг. Падение роли парламента и усиление правительства. Бюрократический аппарат. Карательные органы.
Изменения в государственном строе и политическом режиме. Борьба демократических сил против фашизма. Формирование Народного фронта и его деятельность.
Крах Третьей республики во второй мировой войне. «Режим Виши». Движение Сопротивления. Образование временного правительства. Роль ФКП в демократизации государственного строя Франции.
Возникновение Четвертой республики. Учредительные собрания 1945 и 1946 гг. Государственный строй Франции по Конституции 1946 г. Восстановление мажоритарной избирательной системы. Политический режим во Франции в период 1946 - 1958 гг. Военный мятеж в Алжире в 1958 г. Установление Пятой республики. Конституция 1958 г. и ее основные черты. Конституционная реформа 1962 г.
Лекция 15. «Государство Франции в новейшее время»
|
|
План
1. Развитие государственного строя в период между двумя мировы-
ми войнами.
2. Крах Третьей республики во Франции.
3. Четвертая республика.
4. Установление Пятой республики.
/. Развитие государственного строя в период между двумя миро выми войнами
Основы государственного строя Франции после первой мировой войны продолжали определяться конституционными законами 1875 г. При этом происходит фактическое ослабление полномочий президента. При наличии множества партийных фракций в парламенте (около двадцати партий в 30-е гг.) происходили частые политические кризисы и отставки правительства.
В то же время в межвоенный период наблюдается возрастание роли исполнительной власти. В 1934-1935 гг. юридически оформляется струк-
тура правительства, утверждается пост председателя совета министров. К правительству окончательно переходит право издания нормативных актов.
В ЗО-е годы в условиях острого социального и экономического кризиса во Франции активизируется деятельность профашистских организаций: «Огненные кресты», «Аксьон франсез» и др. В 1934 г. они предприняли попытку переворота, но благодаря отпору демократических сил путч провалился. Угроза фашистской диктатуры привела к созданию объединения антифашистских сил под названием «Народный фронт», куда вошли партии коммунистов, социалистов, радикалов - всего более 40 демократических организаций. В 1936 г. Народный фронт получил большинство голосов на парламентских выборах и сформировал правительство. Правительство Народного фронта провело ряд демократических преобразований: была установлена 40-часовая рабочая неделя, повышена зарплата рабочим, отменены чрезвычайные декреты, запрещены военизированные формирования фашистских организаций. Но разногласия внутри Народного фронта привели к его расколу в 1938 г.
|
|
2. Крах Третьей республики во Франции
Военное поражение Франции в 1940 г. привело к оккупации германскими войсками большей части ее территории и краху политической системы Третьей республики. В неоккупированной зоне на юге страны установилась власть профашистского правительства маршала Петэна, названное по месту его резиденции «правительством Виши».
В 1942 г. территория Франции была полностью оккупирована.
В то же время во Франции с первых дней оккупации возникло движение Сопротивления. В 1940 г. в Англии под руководством генерала Шарля де Голля (1890 - 1970 гг.) был образован комитет «Свободная Франция» для объединения французов в борьбе за освобождение страны. Вскоре де Голль был признан английским правительством как «глава всех свободных французов». Летом 1943 г. был создан единый «Французский комитет национального освобождения», позже реорганизованный во Временное правительство Франции во главе с де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная Ассамблея, состоящая из представителей политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобождение Франции. Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции. К концу этого же года Франция была в основном освобождена.
Важнейшим вопросом политической жизни страны после ее освобождения являлось оформление нового государства. В августе 1945 г. одновременно с проведением выборов в Учредительное собрание, призванное составить новую конституцию, состоялся референдум. Избирателям предлагалось ответить на два вопроса: 1) хотят ли они, чтобы была принята новая конституция или остались в силе конституционные законы 1875 года; 2) будет ли проект конституции, принятый Учредительным собранием, окончательным или он должен быть утвержден следующим референдумом.
На выборах в Учредительное собрание коммунисты получила 152 мандата (5 млн. голосов); социалисты - 139 мандатов (почти 4,5 млн. голосов); правоконсервативная католическая партия МРП (Народно-республиканское движение) - 145 мандатов (более 4,5 млн. голосов). В ходе референдума 96,4% избирателей высказалось за принятие новой конституции, 66,3% - за последующее утверждение конституции народным голосованием. В апреле 1946 г. Учредительным собранием было завершено составление проекта конституции. Предполагалось создание однопалатного суверенного парламента. Президент лишался ряда своих былых прерогатив: права отлагательного вето, права роспуска парламента, права помилования и т.д. Конституционно закреплялась национализация отдельных отраслей промышленности.
В ходе референдума этот проект был отклонен. К осени 1946 г. был подготовлен новый проект конституции, который был утвержден на референдуме в октябре этого же года. С принятием конституции 1946 г. во Франции устанавливается политической режим Четвертой республики.
3. Четвертая республика
В преамбуле конституции торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, провозглашенные «Декларацией прав человека и гражданина» 1789 г. Кроме того, провозглашались: равные права мужчин и женщин; право политического убежища для лиц, борющихся за свободу; обязанность работать и право на получение работы; право на организацию профсоюзов и проведение стачек в рамках закона; право на заключение коллективных договоров. Объявлялось, что «...всякое предприятие, эксплуатация которого имеет национальное общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества».
|
|
Конституция предусматривала учреждение парламентской республики. Парламент состоял из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание избиралось на 5 лет всеобщими прямыми выборами. Совет республики избирался коммунами и департаментами косвенными выборами.
Главой государства конституция объявила президента республики. Он избирался парламентом на 7 лет и мог быть переизбран еще на один срок. Президент подписывал договоры с иностранными государствами, обнародовал законы, мог потребовать от обеих палат нового обсуждения принятого парламентом закона, но повторное решение парламента являлось окончательным. Президент утверждал также важнейшие правительственные декреты, но каждый из актов президента должен был скрепляться подписями председателя Совета министров и одного из министров, по ведомству которого шло осуществление соответствующего нормативного акта.
Органом непосредственной исполнительной власти являлся Совет министров во главе с председателем. Премьер-министр назначался прези-
дентом после консультаций с лидерами политических фракций в парламенте. Если он получал вотум доверия при открытом голосовании абсолютным большинством голосов, то декретом президента проводилось его назначение, а также министров сформированного им кабинета.
Председатель Совета министров обеспечивал исполнение законов. Под его непосредственным руководством находился весь государственный аппарат. Он осуществлял общее руководство вооруженными силами. Министры несли коллективную ответственность перед Национальным собранием за общую политику кабинета и индивидуальную ответственность за их личную деятельность.
Отказать правительству в доверии могло только абсолютное большинство депутатов Национального собрания. Такой отказ приводил к коллективной отставке кабинета. В свою очередь Совет министров мог принять решение о роспуске Национального собрания. Роспуск в соответствии с этим решением объявлялся декретом президента. После роспуска в течение 1 месяца должны быть проведены новые выборы в Национальное собрание.
|
|
Конституция фактически сохранила прежнюю систему местного управления и прежний порядок контроля правительства за деятельностью органов местного самоуправления.
Таким образом, по конституции 1946 г.:
1) не предусматривалась сильная и независимая от парламента пре
зидентская власть;
2) исполнительная власть (правительство) зависела от Национально
го собрания.
В последующие годы происходят определенные изменения в системе государственной власти Франции. Возрастает роль Совета республики в законодательном процессе, а в 1954 г. законодательно было закреплено почти полное равноправие палат. Повышается роль и самостоятельность исполнительной власти.
4. Установление Пятой республики.
Политическая система Четвертой республики в условиях острых политических противоречий оказалась не в состоянии найти решение экономических, социальных и иных проблем, стоящих перед Францией. Множество партийных фракций в парламенте было одной из причин частых политических кризисов и отставок правительства. В период с 1946 г. по 1958 г. во Франции сменилось 45 составов правительства.
Непосредственной причиной отмены конституции 1946 г. явились события в Алжире. В апреле-мае 1958 г. там резко активизировались правые силы, требовавшие решительного подавления национально-освободительного движения алжирского народа. Начались открытые выступления французских военных против правительства, считавших, что оно не достаточно энергично ведет войну. Угроза гражданской войны назревала и в
самой Франции. Правые и центристские партии в парламенте добились передачи всей полноты государственной власти генералу де Голлю, имеющему наибольший авторитет в стране. По требованию де Голля ему были предоставлены чрезвычайные полномочия для составления новой конституции. Вскоре проект конституции, минуя парламент, был передан на общенациональный референдум и одобрен большинством избирателей. Принятие конституции 1958 г. знаменовало начало Пятой республики.
По конституции 1958 г. в центре политической системы Франции находится президент. В его компетенцию входит право роспуска Национального собрания (новые выборы должны быть проведены не более чем через сорок дней после роспуска), введения чрезвычайного положения по предложению правительства или парламента, вынесения на референдум любого законопроекта, а также ряд других правомочий.
В области нормотворческого процесса президент наделен правом законодательной инициативы; он подписывает и обнародует законы, может потребовать от парламента нового обсуждения закона или его частей, созывает парламент на чрезвычайные сессии, может передать принятый парламентом закон в Конституционный совет для выяснения степени его соответствия конституции.
Велики правомочия президента и в области исполнительно-распорядительной деятельности. Он назначает премьер-министра, а по его предложению - министров, председательствует в Совете министров. Президент назначает на высшие гражданские и военные должности, является главой вооруженных сил, представляет страну в международных отношениях. В качестве председателя Высшего совета магистратуры президент организует деятельность судебной системы.
Согласно ст. 16 в чрезвычайных обстоятельствах президент может взять в свои руки фактически всю полноту государственной власти. Вместе с тем сохраняются некоторые нормы парламентского контроля: парламент собирается по праву, т.е. автоматически, он может учредить Верховный суд для разбора дела президента по обвинению его в государственной измене.
Вторым лицом в государстве конституция считает премьер-министра, который руководит деятельностью правительства, обеспечивает выполнение законов. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом (исключение составляют акты президента, относящиеся к его исключительной компетенции).
Парламент республики состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием. Сенат избирается косвенным голосованием. Предусматривается парламентская неприкосновенность депутатов.
Особое внимание конституция уделила отношениям между парламентом и правительством. Парламент законодательствует лишь в строго
очерченных ст.34 пределах (гражданские права, уголовное право, суды и судопроизводство, налоги, трудовое право, принципы организации государственного аппарата и др.). Вопросы, не входящие в область законодательства, решаются в административном порядке, прежде всего путем издания декретов кабинета. Допускается возможность делегирования парламентом своих законодательных правомочий правительству.
Предусматривается приоритет правительственных законопроектов при обсуждении их в палатах парламента. Финансовые законопроекты, если парламент не принял решения по ним в течение 70 дней, могут быть введены в действие путем издания правительственного акта. Устанавливается ответственность правительства перед парламентом (ст.49).
Особое место принадлежит Конституционному совету, состоящему из 9 членов, полномочия которых длятся 9 лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями обеих палат и президентом, причем председатель Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят также и бывшие президенты. Конституционный совет решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия конституции принимаемых законов. Контроль за нормативными актами исполнительной власти осуществляется Государственным советом, значение которого после 1958 г. несколько возросло.
Таким образом, конституцией 1958 г. во Франции устанавливается форма правления, сочетающая черты как парламентской, так и президентской республики, при очевидном доминировании элементов последней.
Составной частью конституции 1958 г. являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула конституции 1946 г., определяющие основные права и свободы граждан Франции.
В 1962 г. был изменен порядок выборов президента. Он стал избираться непосредственно избирателями, что усилило легитимность и независимость президента от других ветвей власти.
В 80-90-ые гг. XX в. во Франции происходит расширение прав местного самоуправления. Обычной политической практикой стала система разделенного правления, когда президент и правительство представляют различные политические силы.
Весной 2000 г. президент Ж. Ширак внес законопроект о сокращении срока полномочий президента до 5 лет. Осенью 2000 г. он был одобрен на референдуме и вступил в силу.
Самостоятельная работа
Изменения в избирательной и партийной системе Третьей республики после первой мировой войны. Борьба против фашизма. Политика Народного фронта.
Причины падения Третьей республики.
Сравнительная характеристика государственного строя Третьей и Четвертой республик.
Вопросы для самопроверки
Чем была вызвана частая смена правительств в Третьей и Четвертой республиках?
Почему Народный фронт оказался недолговечным?
Каковы особенности французского фашизма?
Почему во Франции фашисты не смогли прийти к власти самостоятельно, а в Германии смогли?
Можно ли говорить о наличии суверенного национального государства во Франции в период второй мировой войны?
Каковы главные отличия парламентской и президентской республик?