Тема 15. Государство Франции в новейшее время

Третья республика между двумя мировыми войнами. Многопартий­ная система. Партийные блоки. Профсоюзы.

Изменения в избирательном праве. Избирательные законы 1919 и 1927 гг. Падение роли парламента и усиление правительства. Бюрократи­ческий аппарат. Карательные органы.

Изменения в государственном строе и политическом режиме. Борьба демократических сил против фашизма. Формирование Народного фронта и его деятельность.

Крах Третьей республики во второй мировой войне. «Режим Виши». Движение Сопротивления. Образование временного правительства. Роль ФКП в демократизации государственного строя Франции.

Возникновение Четвертой республики. Учредительные собрания 1945 и 1946 гг. Государственный строй Франции по Конституции 1946 г. Восстанов­ление мажоритарной избирательной системы. Политический режим во Фран­ции в период 1946 - 1958 гг. Военный мятеж в Алжире в 1958 г. Установление Пятой республики. Конституция 1958 г. и ее основные чер­ты. Конституционная реформа 1962 г.

Лекция 15. «Государство Франции в новейшее время»

План

1. Развитие государственного строя в период между двумя мировы­-
ми войнами.

2. Крах Третьей республики во Франции.

3. Четвертая республика.

4. Установление Пятой республики.

/. Развитие государственного строя в период между двумя миро­ выми войнами

Основы государственного строя Франции после первой мировой войны продолжали определяться конституционными законами 1875 г. При этом происходит фактическое ослабление полномочий президента. При наличии множества партийных фракций в парламенте (около двадцати партий в 30-е гг.) происходили частые политические кризисы и отставки правительства.

В то же время в межвоенный период наблюдается возрастание роли исполнительной власти. В 1934-1935 гг. юридически оформляется струк-

тура правительства, утверждается пост председателя совета министров. К правительству окончательно переходит право издания нормативных актов.

В ЗО-е годы в условиях острого социального и экономического кризиса во Франции активизируется деятельность профашистских организаций: «Ог­ненные кресты», «Аксьон франсез» и др. В 1934 г. они предприняли попытку переворота, но благодаря отпору демократических сил путч провалился. Угро­за фашистской диктатуры привела к созданию объединения антифашистских сил под названием «Народный фронт», куда вошли партии коммунистов, со­циалистов, радикалов - всего более 40 демократических организаций. В 1936 г. Народный фронт получил большинство голосов на парламентских выборах и сформировал правительство. Правительство Народного фронта провело ряд демократических преобразований: была установлена 40-часовая рабочая неде­ля, повышена зарплата рабочим, отменены чрезвычайные декреты, запрещены военизированные формирования фашистских организаций. Но разногласия внутри Народного фронта привели к его расколу в 1938 г.

2. Крах Третьей республики во Франции

Военное поражение Франции в 1940 г. привело к оккупации герман­скими войсками большей части ее территории и краху политической сис­темы Третьей республики. В неоккупированной зоне на юге страны уста­новилась власть профашистского правительства маршала Петэна, назван­ное по месту его резиденции «правительством Виши».

В 1942 г. территория Франции была полностью оккупирована.

В то же время во Франции с первых дней оккупации возникло дви­жение Сопротивления. В 1940 г. в Англии под руководством генерала Шарля де Голля (1890 - 1970 гг.) был образован комитет «Свободная Франция» для объединения французов в борьбе за освобождение страны. Вскоре де Голль был признан английским правительством как «глава всех свободных французов». Летом 1943 г. был создан единый «Французский комитет национального освобождения», позже реорганизованный во Вре­менное правительство Франции во главе с де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная Ассамблея, состоящая из представителей политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобож­дение Франции. Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции. К концу этого же года Франция была в основном освобождена.

Важнейшим вопросом политической жизни страны после ее освобож­дения являлось оформление нового государства. В августе 1945 г. одновре­менно с проведением выборов в Учредительное собрание, призванное соста­вить новую конституцию, состоялся референдум. Избирателям предлагалось ответить на два вопроса: 1) хотят ли они, чтобы была принята новая консти­туция или остались в силе конституционные законы 1875 года; 2) будет ли проект конституции, принятый Учредительным собранием, окончательным или он должен быть утвержден следующим референдумом.

На выборах в Учредительное собрание коммунисты получила 152 мандата (5 млн. голосов); социалисты - 139 мандатов (почти 4,5 млн. голо­сов); правоконсервативная католическая партия МРП (Народно-республиканское движение) - 145 мандатов (более 4,5 млн. голосов). В хо­де референдума 96,4% избирателей высказалось за принятие новой кон­ституции, 66,3% - за последующее утверждение конституции народным голосованием. В апреле 1946 г. Учредительным собранием было заверше­но составление проекта конституции. Предполагалось создание однопа­латного суверенного парламента. Президент лишался ряда своих былых прерогатив: права отлагательного вето, права роспуска парламента, права помилования и т.д. Конституционно закреплялась национализация отдель­ных отраслей промышленности.

В ходе референдума этот проект был отклонен. К осени 1946 г. был подготовлен новый проект конституции, который был утвержден на рефе­рендуме в октябре этого же года. С принятием конституции 1946 г. во Франции устанавливается политической режим Четвертой республики.

3. Четвертая республика

В преамбуле конституции торжественно подтверждались права и сво­боды человека и гражданина, провозглашенные «Декларацией прав человека и гражданина» 1789 г. Кроме того, провозглашались: равные права мужчин и женщин; право политического убежища для лиц, борющихся за свободу; обя­занность работать и право на получение работы; право на организацию проф­союзов и проведение стачек в рамках закона; право на заключение коллек­тивных договоров. Объявлялось, что «...всякое предприятие, эксплуатация которого имеет национальное общественное значение или характер фактиче­ской монополии, должно стать собственностью общества».

Конституция предусматривала учреждение парламентской респуб­лики. Парламент состоял из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание избиралось на 5 лет всеобщими пря­мыми выборами. Совет республики избирался коммунами и департамен­тами косвенными выборами.

Главой государства конституция объявила президента республики. Он избирался парламентом на 7 лет и мог быть переизбран еще на один срок. Президент подписывал договоры с иностранными государствами, обнародо­вал законы, мог потребовать от обеих палат нового обсуждения принятого парламентом закона, но повторное решение парламента являлось оконча­тельным. Президент утверждал также важнейшие правительственные декре­ты, но каждый из актов президента должен был скрепляться подписями пред­седателя Совета министров и одного из министров, по ведомству которого шло осуществление соответствующего нормативного акта.

Органом непосредственной исполнительной власти являлся Совет министров во главе с председателем. Премьер-министр назначался прези-

дентом после консультаций с лидерами политических фракций в парла­менте. Если он получал вотум доверия при открытом голосовании абсо­лютным большинством голосов, то декретом президента проводилось его назначение, а также министров сформированного им кабинета.

Председатель Совета министров обеспечивал исполнение законов. Под его непосредственным руководством находился весь государственный аппарат. Он осуществлял общее руководство вооруженными силами. Ми­нистры несли коллективную ответственность перед Национальным собра­нием за общую политику кабинета и индивидуальную ответственность за их личную деятельность.

Отказать правительству в доверии могло только абсолютное большин­ство депутатов Национального собрания. Такой отказ приводил к коллектив­ной отставке кабинета. В свою очередь Совет министров мог принять реше­ние о роспуске Национального собрания. Роспуск в соответствии с этим ре­шением объявлялся декретом президента. После роспуска в течение 1 месяца должны быть проведены новые выборы в Национальное собрание.

Конституция фактически сохранила прежнюю систему местного управления и прежний порядок контроля правительства за деятельностью органов местного самоуправления.

Таким образом, по конституции 1946 г.:

1) не предусматривалась сильная и независимая от парламента пре­
зидентская власть;

2) исполнительная власть (правительство) зависела от Национально­
го собрания.

В последующие годы происходят определенные изменения в системе государственной власти Франции. Возрастает роль Совета республики в законодательном процессе, а в 1954 г. законодательно было закреплено почти полное равноправие палат. Повышается роль и самостоятельность исполнительной власти.

4. Установление Пятой республики.

Политическая система Четвертой республики в условиях острых по­литических противоречий оказалась не в состоянии найти решение эконо­мических, социальных и иных проблем, стоящих перед Францией. Множе­ство партийных фракций в парламенте было одной из причин частых по­литических кризисов и отставок правительства. В период с 1946 г. по 1958 г. во Франции сменилось 45 составов правительства.

Непосредственной причиной отмены конституции 1946 г. явились со­бытия в Алжире. В апреле-мае 1958 г. там резко активизировались правые силы, требовавшие решительного подавления национально-освободительного движения алжирского народа. Начались открытые выступ­ления французских военных против правительства, считавших, что оно не достаточно энергично ведет войну. Угроза гражданской войны назревала и в

самой Франции. Правые и центристские партии в парламенте добились пере­дачи всей полноты государственной власти генералу де Голлю, имеющему наибольший авторитет в стране. По требованию де Голля ему были предос­тавлены чрезвычайные полномочия для составления новой конституции. Вскоре проект конституции, минуя парламент, был передан на общена­циональный референдум и одобрен большинством избирателей. Принятие конституции 1958 г. знаменовало начало Пятой республики.

По конституции 1958 г. в центре политической системы Франции находится президент. В его компетенцию входит право роспуска Нацио­нального собрания (новые выборы должны быть проведены не более чем через сорок дней после роспуска), введения чрезвычайного положения по предложению правительства или парламента, вынесения на референдум любого законопроекта, а также ряд других правомочий.

В области нормотворческого процесса президент наделен правом законодательной инициативы; он подписывает и обнародует законы, мо­жет потребовать от парламента нового обсуждения закона или его частей, созывает парламент на чрезвычайные сессии, может передать принятый парламентом закон в Конституционный совет для выяснения степени его соответствия конституции.

Велики правомочия президента и в области исполнительно-распорядительной деятельности. Он назначает премьер-министра, а по его предложению - министров, председательствует в Совете министров. Пре­зидент назначает на высшие гражданские и военные должности, является главой вооруженных сил, представляет страну в международных отноше­ниях. В качестве председателя Высшего совета магистратуры президент организует деятельность судебной системы.

Согласно ст. 16 в чрезвычайных обстоятельствах президент может взять в свои руки фактически всю полноту государственной власти. Вместе с тем сохраняются некоторые нормы парламентского контроля: парламент собира­ется по праву, т.е. автоматически, он может учредить Верховный суд для раз­бора дела президента по обвинению его в государственной измене.

Вторым лицом в государстве конституция считает премьер-министра, который руководит деятельностью правительства, обеспечивает выполнение законов. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них поли­тическую ответственность перед парламентом (исключение составляют акты президента, относящиеся к его исключительной компетенции).

Парламент республики состоит из двух палат: Национального собра­ния и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым го­лосованием. Сенат избирается косвенным голосованием. Предусматрива­ется парламентская неприкосновенность депутатов.

Особое внимание конституция уделила отношениям между парла­ментом и правительством. Парламент законодательствует лишь в строго

очерченных ст.34 пределах (гражданские права, уголовное право, суды и судопроизводство, налоги, трудовое право, принципы организации госу­дарственного аппарата и др.). Вопросы, не входящие в область законода­тельства, решаются в административном порядке, прежде всего путем из­дания декретов кабинета. Допускается возможность делегирования парла­ментом своих законодательных правомочий правительству.

Предусматривается приоритет правительственных законопроектов при обсуждении их в палатах парламента. Финансовые законопроекты, ес­ли парламент не принял решения по ним в течение 70 дней, могут быть введены в действие путем издания правительственного акта. Устанавлива­ется ответственность правительства перед парламентом (ст.49).

Особое место принадлежит Конституционному совету, состоящему из 9 членов, полномочия которых длятся 9 лет и не подлежат возобновле­нию. Они назначаются поровну председателями обеих палат и президен­том, причем председатель Конституционного совета назначается прези­дентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят также и бывшие президенты. Конституционный совет решает вопросы правильности выборов президен­та, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия конституции принимаемых законов. Контроль за нормативными актами исполнительной власти осуществляется Государственным советом, значе­ние которого после 1958 г. несколько возросло.

Таким образом, конституцией 1958 г. во Франции устанавливается форма правления, сочетающая черты как парламентской, так и президент­ской республики, при очевидном доминировании элементов последней.

Составной частью конституции 1958 г. являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула конституции 1946 г., определяющие основные права и свободы граждан Франции.

В 1962 г. был изменен порядок выборов президента. Он стал изби­раться непосредственно избирателями, что усилило легитимность и неза­висимость президента от других ветвей власти.

В 80-90-ые гг. XX в. во Франции происходит расширение прав мест­ного самоуправления. Обычной политической практикой стала система разделенного правления, когда президент и правительство представляют различные политические силы.

Весной 2000 г. президент Ж. Ширак внес законопроект о сокраще­нии срока полномочий президента до 5 лет. Осенью 2000 г. он был одобрен на референдуме и вступил в силу.

Самостоятельная работа

Изменения в избирательной и партийной системе Третьей республики после первой мировой войны. Борьба против фашизма. Политика Народного фронта.

Причины падения Третьей республики.

Сравнительная характеристика государственного строя Третьей и Четвертой республик.

Вопросы для самопроверки

Чем была вызвана частая смена правительств в Третьей и Четвертой республиках?

Почему Народный фронт оказался недолговечным?

Каковы особенности французского фашизма?

Почему во Франции фашисты не смогли прийти к власти самостоя­тельно, а в Германии смогли?

Можно ли говорить о наличии суверенного национального государ­ства во Франции в период второй мировой войны?

Каковы главные отличия парламентской и президентской республик?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: