Содержание массовой коммуникации. Типы и виды средств массовой коммуникации

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Массовые коммуникации (МК) являются одним из видов коммуникаций и определяются как процесс производства и передачи сообщений большим массам людей с помощью специальных технических средств.

Специфика МК определяется следующими качествами:

- массовость,

- пространственнаярассредоточенность реципи­ентов,

- применение специальной техники.

Отечественный исследователь М. М. Назаров выделяет та­кие особенности МК:

- публичный характер и открытость,

- ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи информации,

- опосредованность контактов передающей и прини­мающей сторон,

- асимметричность их отношений,

- множество ре­ципиентов и др.

В понимании МК наблюдается тенденция сведения ее к средствам массовой информации (СМИ). Это обусловлено и формулировкой закона РФ «О средствах массовой информа­ции». Массовая информация в законе сводится к предназна­ченным для неограниченного круга лиц печатным, аудио, аудиовизуальным и иным сообщениям и материалам. Соот­ветственно под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограм­ма, кинохроникальная программа, иная форма периодическо­го распространения массовой информации. К ним относят пе­риодическую печать, книгоиздание, радио и телевидение, кино и фото, Интернет.

В законе употребляется понятие «средства массовой инфор­мации», хотя в теории и на практике сейчас все используют тер­мин «средства массовой коммуникации» (СМК) - это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.

Г. В. Жирков видит один из итогов 300-летнего развития русской журналисти­ки в том, что она стала средством массового общения. Стало уделяться больше внимания механизму обратной связи - реакции публики на увиденное и услышанное. Передача информации превращается тем самым в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией.

Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с его следующими свойствами:

Ø диахронность - коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени;

Ø диатопность - коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство;

Ø мультиплицирование - коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;

Ø симультанность - свойство коммуникационного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно;

Ø репликация - свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: