double arrow

Формальная организация предложения: члены предложения, структурная схема предложения

Формальная организация отдельных предложе­ний в современной науке характеризуется соотнесе­нием их с тем или иным образцом предложения - структурной схемой. Учение о структурных схемах составляет в современных синтаксических трудах основу описания формальной организации предло­жения.

Появление учения о структурной схеме предло­жения связано с реализацией одной из главных идей лингвистической теории XX в. - с идеей различе­ния речи и языка. Русские языковеды XIX в. виде­ли в предложении не только речевое явление; их внимание привлекало предложение как типовой об­разец; компоненты (члены) предложения рассматри­вались под углом зрения их участия в создании предложений именно как типовых образцов. Их раз­работки подготовили материал и для формирования понятия структурной схемы предложения и для со­ставления списка структурных схем.

Традиционное учение о членах предложения строилось на основе идеи о том, что устройство предложения одновременно определяет и его форму, и его смысл. Поэтому члены предложения выделя­лись и характеризовались по признакам двух родов: формальным и смысловым. Каждому члену предложения приписывались определенные формальные и смысловые признаки, которые, по убеждению сто­ронников традиционного учения о членах предложе­ния, симметричны, т.е. предполагают друг друга.

Однако наблюдения над реальной языковой дей­ствительностью шли вразрез с исходными теоретиче­скими положениями учения о членах предложения, демонстрируя асимметричность формальных и смыс­ловых признаков членов предложения. Это порож­дало дискуссии и заставляло при выделении тех или иных членов предложения ориентироваться не на весь комплекс введенных в дефиниции этих членов предложения признаков, а на признаки одного како­го-то
рода - формальные или смысловые. Для современной теории формальной организации предложения ценность имеют те положения традиционного учения о членах предложения, которые отражают эту сторону устройства предложения.

Было создано учение о главных и второстепен­ных членах предложения. Значение этого деления членов предложения для синтаксической теории трудно переоценить: оно установило глубокие собственно строевые (формальные) различия между разными компонентами предложения.

Вопреки традиционным дефинициям, включав­шим не только формальные, но и смысловые их ха­рактеристики, различительным признаком, на осно­ве которого члены предложения традиционно делят­ся на главные и второстепенные, является формаль­ный признак - вхождение или невхождение в пре­дикативную основу предложения, т.е. в тот мини­мум, который достаточен для того, чтобы предложе­ние стало грамматически оформленной предика­тивной единицей. К главным членам традиционно относят компоненты предложения, входящие в пре­дикативную основу двусоставного предложения, - сказуемое и подлежащее как предполагающие друг друга члены и единственный главный член односо­ставных предложений: Смеркается; Морозно; Ночь; Звонят; Сидеть! В отличие от главных, второстепен­ные члены не участвуют в создании предикативной основы предложения.

Выдвижение в качестве признака, различающего главные и второстепенные члены, признака вхожде­ния или невхождения в предикативную основу пред­ложения свидетельствует об осознании того, что именно эта основа составляет конструктивное ядро предложения, а значит, о понимании предложения как предикативной единицы, из чего следует признание предикативности как основного свойст­ва предложения.

Предложение строится по отвлеченному образцу, схеме. Структурные схемы лежат в основе разных предложений - однокомпонентных и двухкомпонентных. Например, предложения Наступила зима; Ученик рисует; Распустились почки на деревьях построены по глагольно-именному образцу; предложения Брат - учитель; Радуга - атмосферное явление имеют двухименную схему; предложения Темнеет; Холодает строятся по глагольному образцу; и т.д.

Предложение выступает как семантико-грамматическое единство. Сущность этого единства заключается в следующем: предикативность, т.е. общее грамматическое значение предложения, передается с помощью разных грамматических форм (структур), избираемых соответственно нужной семантике. Семантика в данном случае понимается обобщенно, как синтаксическая семантика, в отличие от конкретного содержания отдельного предложения-высказывания, которое зависит от его лексического наполнения. Например, в предложении Отец серьезно болен сообщение о реально существующем субъекте и его состоянии передается в форме двусоставной конструкции, в которой субъект представлен как активный носитель признака. То же сообщение может быть передано и в форме конструкции У отца серьезная болезнь, где субъект представлен уже как пассивный носитель признака. Значит, разные синтаксические структуры предложений передают разную синтаксическую семантику, хотя содержательным «материалом» этих сообщений может быть один и тот же факт действительности.

Разная синтаксическая семантика характеризует разные структурные схемы предложения. Последние передают значение предикативного признака либо через отношение его к субъекту, либо бессубъектно. Например, структурная схема предложения Студент читает имеет значение «отношение между субъектом и его признаком»; структурная схема предложения Морозит имеет значение бессубъектного состояния; структурная схема предложения Грустно (Мне грустно; Ему грустно) имеет значение состояния, отнесенного к субъекту. Данные значения обнаруживаются в системе парадигм предложений, т.е. в системе своих грамматических форм. Например: Студент читает, Студент читал, Студент будет читать; Мне грустно, Мне будет грустно, Мне было грустно.

Теория чл.П. (грамматически значимые части)

разграничивают на главные чл.П. (подлеж.,сказуем) и второстеп.

Недостатки:

1.изучение перемещается в сторону с/с (взаимоотнош.чл.П)

2. критерий выделения чл.П.-логич. (отн-е чл.П. к самому П. не ясно)

3. трад-но второст.чл.п. зависят от главн. и сказуем.завис.от подлеж. Тогда чем сказ.отлич.от др.чл.П.

4. разграничение втор.чл.П.часто невозможно внутри теории чл.П.

Современ.подходы к синт.анализу. предлагается дел.чл.П. на 3 гр.:

1. чл.,кот.реализует предикативность (подлеж,сказ.,глав.часть 1сост.П.,детерминат- мне…,для нас, течением унесло лодку, let us do it).

2. чл.П.,кот.определяют всю предикативность целиком (ситуант как обст-во-after a few minutes)

3. чл.П.,кот. опред. часть предикативности (либо подлеж,либо сказ.)

В любом языке можно выделить строго ограниченное число конструкций, или структурных схем, в соответствии с которыми строятся простые нераспространенные предложения. Так, пары предложений Огонь горит и Мальчик идет; Ответа не пришло и Денег не хватает представляют каждая одну и ту же структурную схему. Схемы могут быть одно- или двухкомпонентными, фразеологизированными или нефразеологизированными, образующими или не образующими грамматические парадигмы, например, для выражения категории времени (Светло – Будет светло – Было светло).

Структурная схема предложения – это образец, по которому может быть построено минимальное самостоятельное сообщение. Двусоставная схема. Односоставная схема.

Теория Ч. п. возникла в рамках логических (соотносящего категории предложения с категориями мышления) и семантических (соотносящего категории предложения с внеязыковой действительностью) подходов к синтаксису. Этим определяется неоднородность функций выделяемых Ч. п., с одной стороны, а с другой — их универсальность. Принято различать следующие Ч. п.: подлежащее, сказуемое, дополнения (прямое и косвенные — агента, инструмента, адресата и др.), обстоятельства (места, времени, образа действия, причины, цели, уступки, условия, меры), определение. Ч. п. соответствуют типам информации, которую можно сообщить о некотором событии или ситуации. Поэтому каждый Ч. п. соотносится с определённым типом вопроса и часто определяется по этому соотношению. Например, "Что ты дал мальчику?" (вопрос к прямому дополнению) — "Я дал мальчику мяч".

Функции, выполняемые Ч. п., неоднородны: одни Ч. п. более связаны с логико-коммуникативной (см. Коммуникация)организацией предложения (подлежащее и сказуемое), другие восполняют информативную недостаточность управляющего слова (дополнения), третьи имеют относительно самостоятельную семантическую функцию (обстоятельства).

Недостатки - Ч. п. выделяются с учётом признаков формы, содержания и того синтаксические отношения, которое их вводит в предложение. Неоднозначность в соотношении морфологических, синтаксических и семантических показателей затрудняет разграничение Ч. п. При выделении Ч. п. отдаётся предпочтение то одному, то другому критерию. Так, подлежащим, семантическая и коммуникативная функции которого неустойчивы, принято считать только форму именительного падежа. Формы дополнения, фиксируемые глагольным управлением, особенно часто не соответствуют их функции. Например, в предложении "Директор руководит большим коллективом" зависимое от глагола существительное, реализуя сильное управление, не имеет формы винительного падежа, характерной для прямого дополнения. Каждый тип дополнений имеет несколько форм выражения, но одна из них является первичной (например, в русском языке для прямого дополнения — форма винительного падежа). Обстоятельства и отчасти косвенные дополнения разделяются на типы преимущественно по содержательному признаку. Т. о., для выделения подлежащего решающим является морфологический критерий, для выделения дополнений и определений — реализуемая ими синтаксическая связь (атрибутивная для определений, комплетивная для дополнений), для выделения обстоятельств — смысловое содержание.

Структура зависимостей, модель непосредственных составляющих, дистрибутивная модель – их преимущества и недостатки. - в лекциях.

Подлежа́щее (в синтаксисе) — главный член предложения, грамматически независимый; обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым[1]. Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?».

Сказу́емое (в синтаксисе) — главный член предложения[1], связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: «что делает предмет (или лицо)?», «что с ним происходит?», «каков он?», «что он такое?», «кто он такой?» и т. п. Сказуемое обозначает действие или состояние предметов и лиц, которые выражены подлежащим. Сказуемое чаще всего выражается глаголом, согласованным с подлежащим, но часто сказуемое выражается и другими частями речи (существительными, прилагательными, причастиями, числительными, местоимениями, наречиями, неделимыми словосочетаниями).

Английское предложение имеет твёрдый порядок слов. Полные английские предложения невозможны без подлежащего. Отсутствие деятеля замещается формальным подлежащим, вводящим безличные состояния, обстановку или возможности.

It (+ to be)

It’s cold - Холодно

There (+ to be)

There’s a paper on the table – На столе лежит бумажка

One (can/may/must)

One can do it – Это выполнимо

Следует помнить, что в руссом языке имеется два типа сказуемых – простое глагольное и составное. Составное сказуемое бывает глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: связки и глагольной или именной части.

Примечание: вспомогательные глаголы бывают модальные, которые указывают на возможность, способность, намерение, желание (напр., хотеть, желать, мочь и пр.) и фазисные, указывающие на начало, продолжение, конец действия (напр., начать, продолжить, перестать, закончить). Вместо модальных глаголов могут употребляться краткие прилагательные – рад, горазд, намерен, должен, готов или фразеологизмы, напр., гореть желанием.

Именная часть может быть выражена всеми знаменательными частями речи (существительным, прилагательным, местоимением, причастием, деепричастием, глаголом в форме инфинитива), а также словосочетанием. Напр., Он студент. Он был студент. Он был студентом. Шаги бесшумны. Час был поздний. Сад стал моим. Окна криво забиты досками. Все были в смятении. Он был вымокши. Полиция была начеку. Я как в тумане. Гришино оказалось обыкновенной деревней.

Один и тот же субъект может быть выражен главным членом предложения и детерминантом, распространяющим собою предложение уже другой структуры: Платок пахнет духами – От платка пахнет духами; Дочки больна гриппом – У дочки грипп; Внуки помогают – От внуков помощь; Она родила сына – У нее родился сын; с наращением обстоятельственных значений, идущим от формы детерминанта: Публика смеется – В публике смех; Этот человек не зол – В этом человеке нет зла; Двадцатилетние не думают об опасности – В двадцать лет не думают об опасности.

Детерминант – это распространитель, который относится ко всему

предикативному ядру в целом. Это понятие описано в Русской Грамматике – 80, в

основу которой положена синтаксическая концепция Натальи Юльевны

Шведовой.

Среди детерминантов выделяется два вида. Первый вид – субъектно-

объектные детерминанты. Субъектные детерминанты выражают

семантический субъект, т.е. непосредственного носителя какого-либо признака,

состояния: Матери радостно смотреть на детей. Ему не хочется уезжать.

Мальчику нет и года.

Объектные детерминанты выражают семантический объект, т.е. то, на

что направлено действие, к чему отнесено эмоционально-интеллектуальное состояние: Для сына он хочет только добра. На всех приготовлена еда. По

отношению к гостю хозяин оказался скупым.

Второй вид детерминантов – обстоятельственные. Их называют

ситуантами. Ситуанты дополняют основную информацию, передаваемую

предикативной единицей, указанием на различные обстоятельства: За окном

стемнело. В случае необходимости вы меня поддержите.

Понятие ситуанта четко не определено: ситуант, употребленный не в

начале предложения, рассматривается как такой член предложения, который

способен образовывать речевое сочетание со сказуемым, то есть как

обстоятельство: Цветы продавались на Пушкинской площади. Но в таком случае

утрачивается основной признак ситуанта – отношение ко всей предикативной

единицы в целом, а е к какому-то ее компоненту. А именно в этом свойстве

детерминанта – его основной смысл: детерминант не подчинен какому-либо члену

предложения. Как видим, учение о детерминантах находится на этапе развития.

Определе́ние в синтаксисе русского языка — второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. Обычно выражено прилагательным или причастием. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?», «который?».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: