Фасетная система классификации

Фасетами называют признаки классификации (facet - рамка). Каждый фасет содержит совокупность однородных значений данного классификационного признака. Например, фасет «Цвет» может иметь значения: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Причем значения в фасете могут располагаться в произвольном порядке, хотя предпочтительнее их упорядочение.

Фасетная схема классификации основана на делении классифицируемого множества сразу по нескольким классификационным признакам одновременно. Процедура фасетной классификации состоит в присвоении объекту соответствующих значений признаков по каждому из определенного набора фасетов. Таким образом, каждому из классифицируемых объектов приписывается вектор значений признаков. Тем самым фасетная схема классификации обеспечивает как бы «параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки.

Схема построения фасетной схемы классификации удобно реализовать в виде таблицы, в которой названия столбцов соответствуют выделенным классификационным признакам (фасетам), название строк – имена объектов, а в клетках таблицы стоят значения соответствующих фасет. В результате классификации каждому объекту будут сопоставлены конкретные значения некоторых классификационных признаков.

Пусть, например, для классификации объектов выбраны следующие признаки (фасеты): цвет, размер, цена. Тогда классификация четырех объектов A, B, C и D может быть отображена, например, следующей таблицей

Объект Цвет Размер Цена
A Голубой    
B Красный    
C Черный    
D Красный    

Примечания.

1. При реализации классификации по фасетной схеме необходимо, чтобы значения, используемые в различных фасетах, не повторялись.

2. В перечне признаков для данного объекта могут быть представлены не все фасеты.

Достоинства фасетной схемы классификации следующие:

  • возможность реализации классификации большой емкости, т.е. можно использовать большое число признаков классификации и их значений для создания группировок;
  • возможность достаточно простой модификации схемы классификации по одним признакам без изменения структуры по другим признакам;
  • фасетная схема классификации позволяет (в отличие от иерархической) выбирать признаки классификации независимо как друг от друга, так и от семантического содержания классифицируемого объекта.

Основным недостатком фасетной схемы классификации является сложность ее построения, так как для каждого объекта необходимо учитывать все многообразие классификационных признаков.

Дескрипторная схема классификации. В основе дескрипторной (описательной) схемы классификации положен дескрипторный язык – язык информационных запросов посредством дескрипторов и/или ключевых слов. Вначале формируется некоторая совокупность дескрипторов, относительно которых данное множество объектов разбивается на классы. Дескриптор — это термин естественного языка (слово или словосочетание), используемый при описании объектов, который имеет самостоятельный смысл и неделим без изменения своего значения (лексическая единица). Это может быть и ключевое слово, определяющее данный объект и, следовательно, определяющее принадлежность объекта к соответствующему классу[44]

Отметим, что если фасетная классификация в обязательном порядке требует нескольких независимых наборов ключевых слов, то дескрипторная - всего один набор признаков. В этой связи дескрипторную классификацию можно рассматривать как частный случай фасетной. Однако в связи с ее широким распространением она часто выделяется в качестве отдельной схемы.

Схема реализации дескрипторной классификации следующая:

  • отбирается совокупность ключевых слов (словосочетаний), описывающих определенную предметную область или совокупность однородных объектов. Причем среди ключевых слов могут находиться синонимы;
  • выбранные ключевые слова и словосочетания подвергаются нормализации, т.е. из совокупности синонимов выбирается один или несколько наиболее употребляемых;
  • создается словарь дескрипторов, т.е. словарь ключевых слов и словосочетаний, отобранных в результате процедуры нормализации, среди которых нет синонимов.

Между дескрипторами сформированного словаря устанавливаются связи, которые позволяют расширить область поиска информации. Связи могут быть трех видов:

· синонимические указывающие на некоторую совокупность ключевых слов как на синонимы. Так связь: студент-учащийся-обучаемый довольно часто может считаться синонимической. Вместе с тем, когда хотят подчеркнуть различие учебных заведений, то эту связь уже нельзя отнести к синонимической;

· родовидовые, отражающие включение некоторого класса объектов в более представительный класс; Пример родовидовой связи: университет-факультет-кафедра;

· ассоциативные, соединяющие дескрипторы, обладающие общими свойствами. Так, например, связь студент-лекция-профессор-аудитория относится к ассоциативной, поскольку каждый из этих дескрипторов может быть отнесен к одному и потому же понятию, например, быть компонентом описания учебного занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: