1. Организационное проектирование, планирование, прогнозирование.
Функция управленческого прогнозирования ориентирована на предвидение будущего, на выработку научно-обоснованных прогнозов, каждый из которых может стать управленческим решением. Управленческие прогнозы разрабатываются на основе адм. информации.
Функции управленческого прогнозирования: Ориентировочная: выборочный подход собираемой информации и определение реальных оптимальных направлений деятельности управленческой структуры, Нормативная: предохранение управленческой структуры от возможного субъективизма при помощи ограничительных норм, показателей, стандартов и т.д., Предупредительная: выявление возможных отклонений в жизнедеятельности организации, причин этих отклонений и предложение путей по их возможному погашению.
Принципы управленческого прогнозирования: Принцип вариативности: разработка под каждую возможную задачу своего варианта прогноза, Принцип непрерывности: необходимость непрерывной корректировки прогнозов по мере конденсации релевантной информации, Принцип верификации: подтверждение истинности прогнозов опытным путем, Принцип рентабельности: экономический эффект от использования прогноза должен превышать затраты на его разработку, Принцип согласованности: для создания реальных прогностических моделей необходимо согласование различных типов прогнозов.
Типы управленческих прогнозов:
I. По объекту прогнозирования: экономические прогнозы (используются для предсказания общего состояния экономики или состояния конкретной организации), технологические прогнозы (предсказание разработки новых технологий будущего, сроков разработки, экономических последствий внедрения), сбытовые прогнозы (предсказание всего спектра проблем, возникающих в связи с реализацией производимой продукции), социальные прогнозы (предсказание изменений в социальных установках людей и состояния общества в целом), конкурентные прогнозы (предсказание возможных изменений стратегии и тактики конкурентов) и др.
II. По цели: поисковые прогнозы (предсказание состояния системы или процесса в будущем, основанное на тенденциях настоящего развития), нормативные прогнозы (предсказание состояния системы или процесса в будущем, основанное на неизменных нормативах).
III. По времени упреждения: оперативные, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы (сроки вырабатываются в зависимости от стратегических целей организаций);
IV. По охвату явлений: частные и комплексные прогнозы;
V. По соотношению с различными формами управления: целевые прогнозы (ориентированны на максимальную оптимальность), плановые прогнозы (ориентированы на наиболее целесообразные ограничители и прогноз возможных последствий от их учета), программные (ориентированы на выявление основных тактических этапов и сроков их достижения), проектные (ориентированы на выбор из многообразия наиболее перспективного).
Методы управленческого прогнозирования:
I. Качественные методы: этих методов достаточно много, но они весьма не точны. метод «жюри», метод «совокупного мнения», метод «ожидания потребителя», метод экспертных оценок, выработка коллективного, усредненного мнения узких специалистов в конкретной области), дедуктивные методы, интуитивные методы;
II. Количественные методы: методы «анализа временных рядов» (метод проецирования тренда), методы казуального (причинно-следственного) моделирования, методы параметрического прогнозирования (установление зависимости между параметрами объекта и организационно-технологическим состоянием, с одной стороны, и полезным эффектом - с другой), методы экстраполяции (на основе информации об объекте, которая должна превышать прогнозируемый период не менее, чем в два раза, выявляются тенденции его развития и по ним составляется прогноз), индексный метод, метод ПАТТЕРН (обоснование посредством научно-технической оценки количественных данных), метод Делфи.
Функция управленческого планирования ориентирована на детализацию процесса реализации принятого управленческого решения.
Процесс планирования включает в себя три подпроцесса: деятельность руководителя по планированию, деятельность структурных подразделений по планированию, совместная деятельность руководителя и структурных подразделений по планированию.
Принципы управленческого планирования:
1. Принцип ограничивающего фактора (учет ограничителей и препятствий обязателен для обоснованности, четкости и конструктивности планов),
2. Принцип взятых обязательств (плановые обязательства должны достигать цели, установленной управленческим решением, и подкрепляться необходимыми для этого запасами времени),
3. Принцип гибкости (план должен предусматривать возможность наступления непредвиденных событий),
4. Принцип первичности планирования (план должен предварять действия по реализации принятого управленческого решения),
5. Принцип плановых предположений (согласованность плановых предположений отдельных структурных подразделений и сотрудников обеспечит эффективность общего организационного планирования),
6. Принцип эффективности планирования (расходы и последствия от разработки плана должны способствовать достижению цели организации).
Классификация планирования: 1. по степени охвата: общее и частичное 2. жесткое и гибкое. 3. По предмету (объекту) планирования: целевое: планирование средств (потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация), программное: планирование действий 4. По сферам функционирования: производство, маркетинг, НИОКР, финансы 5. По охвату: глобальное, контурное, макровеличин, детальное 6. По срокам: кратко-, средне-, долгосрочное 7. по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности: стратегическое – поиск новых возможностей и продуктов, тактическое – предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное – реализация данной возможности.
Стратегическое планирование: долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала.
- цель планирования – долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы.
- носитель идеи планирования – высший менеджмент.
- проблемы планирования – отсутствие надежности и структурирования.
- горизонт планирования – долгосрочное.
- охват – глобальный, широкий спектр альтернатив.
- принципы – изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).
Методы управленческого планирования:
1. Балансовые методы (основываются на увязке ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода): метод материально-вещественных балансов, метод стоимостных балансов, метод трудовых балансов; 2. Методы нормирования (в основу плановых заданий на определенный период закладываются нормы затрат различных ресурсов на единицу продукции): отчетно-статистический метод, опытно-производственный метод, аналитико-расчетный метод (при планировании чаще используются конкретные нормы - опытные, опытно-статистические, цеховые, заводские); 3. Математико-статистические методы (ориентированы на оптимизационные расчеты на основе различного рода моделей): методы линейного программирования, методы оптимального программирования, методы динамического программирования, методы математической статистики, статистический корреляционный метод и т.д.; 4. Метод планирования хозяйственной деятельности предприятия, представляющий собой один из экономических методов менеджмента (основаны на действии социально-экономических законов развития общества и экономической сферы); 5. Методы программно-целевого планирования как то: метод дерева целей (взаимопривязка всей совокупности организационных целей и тех мероприятий, которые предполагается осуществить; ответственность за исполнение операций возлагается на тех лиц, чьи служебные полномочия созданы для достижения соответствующей цели) и др.; методы экспертных оценок; 6. Метод сетевого планирования, позволяющий учитывать временную и технологическую последовательность выполнения запланированных работ; их обеспеченность необходимыми исполнителями; 7. Метод стратегического планирования: SWOT-анализ – это определение сильных (strengths) и слабых (weaknesses) сторон предприятия, а также возможностей (opportunities) и угроз (threats), исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). Оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к возможностям и угрозам внешней среды определяет наличие у компании стратегических перспектив и возможностей их реализации. Понятно, что при этом будут возникать препятствия (угрозы), которые необходимо преодолевать. Методология построения матрицы первичного стратегического анализа заключается в разделении окружения на две части — внешнюю среду и внутреннюю (саму компанию), а затем события в каждой из этих частей — на благоприятные и неблагоприятные. В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы.
Категории, наиболее часто включаемые в SWOT-анализ: производство, менеджмент, инновации, маркетинг, сбыт, логистика, финансы, кадры.
Социальное прогнозирование – предвиденье тенденции и перспективы возможного развития социальной системы, прогноз носит общий и абстрактный характер.
Социальное планирование – определение целей, заданий, сроков, темпов, развития социального прогноза.
Социальное прогнозирование – составляется на основе опережающего отражения будущего состояния объекта. Социальное проектирование – включает модель желаемого состояния объекта в будущем. Соц.прогн. – необходимое условие составления проекта, явл-ся позноват. модель будущего, а соц.проект. – показательная модель будущего, в ней воспроизводится желаемое будущее. Социальное проектирование – идеальная модель, условия планирования, характеристики объекта, связано с конструированием результата, это основа плана. Социальное планирование – способ воплощения проекта в жизнь, как достичь желаемое состояние, способ достижения.