Билет № 10. 1. Организационное проектирование, планирование, прогнозирование

1. Организационное проектирование, планирование, прогнозирование.

Функция управленческого прогнозирования ориентирована на предвидение будущего, на выработку научно-обоснованных прогно­зов, каждый из которых может стать управленческим решением. Управленческие прогнозы разрабатываются на основе адм. информации.

Функции управленческого прогнозирования: Ориентировочная: выборочный под­ход собираемой информации и определение реальных оптимальных направлений деятельности управленческой структуры, Нормативная: предохранение управленческой структуры от возможного субъекти­визма при помощи ограничительных норм, показателей, стандартов и т.д., Предупредительная: выявление возможных отклонений в жизнедеятельности организации, причин этих отклонений и предло­жение путей по их возможному погашению.

Принципы управленческого прогнозирования: Принцип вариативности: раз­работка под каждую возможную задачу своего варианта прогноза, Принцип непрерывности: необходимость непрерывной корректировки про­гнозов по мере конденсации релевантной информации, Принцип верифика­ции: подтверждение истинности прогнозов опытным путем, Принцип рента­бельности: экономический эффект от использования прогноза дол­жен превышать затраты на его разработку, Принцип согласованности: для создания реальных прогностических моделей необходимо согласо­вание различных типов прогнозов.

Типы управленческих прогнозов:

I. По объекту прогнозирования: экономические про­гнозы (используются для предсказания общего состояния экономики или состояния конкретной организации), технологические прогнозы (предсказание разработки новых технологий будущего, сроков раз­работки, экономических последствий внедрения), сбытовые прогно­зы (предсказание всего спектра проблем, возникающих в связи с реализацией производимой продукции), социальные прогнозы (предсказание изменений в социальных установках людей и состоя­ния общества в целом), конкурентные прогнозы (предсказание воз­можных изменений стратегии и тактики конкурентов) и др.

II. По цели: поисковые прогнозы (предсказание со­стояния системы или процесса в будущем, основанное на тенденци­ях настоящего развития), нормативные прогнозы (предсказание со­стояния системы или процесса в будущем, основанное на неизмен­ных нормативах).

III. По времени упреждения: оперативные, кратко­срочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы (сроки выраба­тываются в зависимости от стратегических целей организаций);

IV. По охвату явлений: частные и комплексные про­гнозы;

V. По соотношению с различными формами управления: целевые прогнозы (ориентированны на максимальную опти­мальность), плановые прогнозы (ориентированы на наиболее целе­сообразные ограничители и прогноз возможных последствий от их учета), программные (ориентированы на выявление основных такти­ческих этапов и сроков их достижения), проектные (ориентированы на выбор из многообразия наиболее перспективного).

Методы управленческого прогнозирования:

I. Качественные методы: этих методов достаточно много, но они весьма не точны. метод «жюри», метод «совокупного мнения», метод «ожидания потребителя», метод экспертных оценок, вы­работка коллективного, усредненного мнения узких специалистов в конкретной области), дедуктивные методы, интуитивные методы;

II. Количественные методы: методы «анализа временных рядов» (метод проецирования тренда), методы казуального (причинно-след­ственного) моделирования, методы параметрического прогнозирова­ния (установление зависимости между параметрами объекта и орга­низационно-технологическим состоянием, с одной стороны, и по­лезным эффектом - с другой), методы экстраполяции (на основе ин­формации об объекте, которая должна превышать прогнозируемый период не менее, чем в два раза, выявляются тенденции его развития и по ним составляется прогноз), индексный метод, метод ПАТТЕРН (обоснование посредством научно-технической оценки количествен­ных данных), метод Делфи.

Функция управленческого планирования ориентирована на дета­лизацию процесса реализации принятого управленческого решения.

Процесс планирования включает в себя три подпроцесса: дея­тельность руководителя по планированию, деятельность структур­ных подразделений по планированию, совместная деятельность ру­ководителя и структурных подразделений по планированию.

Принципы управленческого планирования:

1. Принцип ограничи­вающего фактора (учет ограничителей и препятствий обязателен для обоснованности, четкости и конструктивности планов),

2. Принцип взятых обязательств (плановые обязательства должны достигать це­ли, установленной управленческим решением, и подкрепляться не­обходимыми для этого запасами времени),

3. Принцип гибкости (план должен предусматривать возможность наступления непредвиденных событий),

4. Принцип первичности планирования (план должен пред­варять действия по реализации принятого управленческого реше­ния),

5. Принцип плановых предположений (согласованность плановых предположений отдельных структурных подразделений и сотрудни­ков обеспечит эффективность общего организационного планирова­ния),

6. Принцип эффективности планирования (расходы и последствия от разработки плана должны способствовать достижению цели орга­низации).

Классификация планирования: 1. по степени охвата: общее и частичное 2. жесткое и гибкое. 3. По предмету (объекту) планирования: целевое: планирование средств (потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация), программное: планирование действий 4. По сферам функционирования: производство, маркетинг, НИОКР, финансы 5. По охвату: глобальное, контурное, макровеличин, детальное 6. По срокам: кратко-, средне-, долгосрочное 7. по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности: стратегическое – поиск новых возможностей и продуктов, тактическое – предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное – реализация данной возможности.

Стратегическое планирование: долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала.

- цель планирования – долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы.

- носитель идеи планирования – высший менеджмент.

- проблемы планирования – отсутствие надежности и структурирования.

- горизонт планирования – долгосрочное.

- охват – глобальный, широкий спектр альтернатив.

- принципы – изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Методы управленческого планирования:

1. Балансовые методы (основываются на увязке ресур­сов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода): метод материально-вещественных ба­лансов, метод стоимостных балансов, метод трудовых балансов; 2. Методы нормирования (в основу плановых заданий на опреде­ленный период закладываются нормы затрат различных ресурсов на единицу продукции): отчетно-статистический метод, опытно-произ­водственный метод, аналитико-расчетный метод (при планировании чаще используются конкретные нормы - опытные, опытно-статис­тические, цеховые, заводские); 3. Математико-статистические методы (ориентированы на опти­мизационные расчеты на основе различного рода моделей): методы линейного программирования, методы оптимального программиро­вания, методы динамического программирования, методы математи­ческой статистики, статистический корреляционный метод и т.д.; 4. Метод планирования хозяйственной деятельности предпри­ятия, представляющий собой один из экономических методов ме­неджмента (основаны на действии социально-экономических зако­нов развития общества и экономической сферы); 5. Методы программно-целевого планирования как то: метод де­рева целей (взаимопривязка всей совокупности организационных целей и тех мероприятий, которые предполагается осуществить; ответствен­ность за исполнение операций возлагается на тех лиц, чьи служебные полномочия созданы для достижения соответствующей цели) и др.; методы экспертных оценок; 6. Метод сетевого планирования, позволяющий учитывать вре­менную и технологическую последовательность выполнения запла­нированных работ; их обеспеченность необходимыми исполнителями; 7. Метод стратегического планирования: SWOT-анализ – это определение сильных (strengths) и слабых (weaknesses) сторон предприятия, а также возможностей (opportunities) и угроз (threats), исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). Оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к возможностям и угрозам внешней среды определяет наличие у компании стратегических перспектив и возможностей их реализации. Понятно, что при этом будут возникать препятствия (угрозы), которые необходимо преодолевать. Методология построения матрицы первичного стратегического анализа заключается в разделении окружения на две части — внешнюю среду и внутреннюю (саму компанию), а затем события в каждой из этих частей — на благоприятные и неблагоприятные. В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы.

Категории, наиболее часто включаемые в SWOT-анализ: производство, менеджмент, инновации, маркетинг, сбыт, логистика, финансы, кадры.

Социальное прогнозирование – предвиденье тенденции и перспективы возможного развития социальной системы, прогноз носит общий и абстрактный характер.

Социальное планирование – определение целей, заданий, сроков, темпов, развития социального прогноза.

Социальное прогнозирование – составляется на основе опережающего отражения будущего состояния объекта. Социальное проектирование – включает модель желаемого состояния объекта в будущем. Соц.прогн. – необходимое условие составления проекта, явл-ся позноват. модель будущего, а соц.проект. – показательная модель будущего, в ней воспроизводится желаемое будущее. Социальное проектирование – идеальная модель, условия планирования, характеристики объекта, связано с конструированием результата, это основа плана. Социальное планирование – способ воплощения проекта в жизнь, как достичь желаемое состояние, способ достижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: