Дети учат связывать названия предметов и действий с конкретными звукосочетаниями. Наиболее простой и естественный для усвоения является ситуативная речь (сопровождающаяся наглядностью или конкретной ситуацией) в ней у ребенка есть возможность воспользоваться жестом, указывая на предмет или действие, мимика, интонация логопеда, способствует пониманию речи.
Для развития понимания используются режимные моменты, игровые, содержание занятия включает показ предмета, игрушек и ответ на вопрос словом или жестом, выполнение инструкции. Где (сущ)? Где (глаг)? Принеси (сущ).
Понимание инструкций. Показ частей тела, при закреплении знаний о частях тела, показывает на окружающих людях и куклах, понимание обобщающих значений этих слов. Дети учатся соотносить части тела человека, животных и птиц (голова, морда, волосы, шерсть, перья). Плоскостное изображение с реальным объектом, показ и выполнение действий. Покажи как (глаг)? Стирают, спят, бегают. Ответ жестом на вопросы Куда? Где? Кому?
|
|
Дети учатся ориентироваться на широкий контекст вопроса, Чем шьёт мама? Кому мама шьёт? Где мама шьёт? Что мама шьёт? Чем отрезают? Что отрезают?
Выполнение действий связанные с пониманием грамматической категории числа. Дай мне шар – дай мне шары.
На первых занятиях интонировано выделять окончания. Про кого скажем, лет ит? Про кого скажем, лет ят?
Отбор предметов для выполнения называний действий. Резать – нож, ножницы. Рисовать – карандаш, кисточка, фломастер, подметать – щетка, веник, метла.
Определение простых предметно-следственных связей (картинки или натуральные предметами). Дождь – зонт, плащ. Снег – лыжи и …. У куклы грязные руки. Что нужно?
При расширении пассивного словаря логопед использующие приемы работы:
· Рассматривание предметов и картинок.
· Демонстрация действий и использование элементов драматизации.
· Прослушивание коротких стихотворений и потешек.
· Речь с движениями.
· Пальчиковые и движения крупной моторики.
· Театрализованная деятельность.
· Наблюдение за разыгрыванием сюжетов сказок, рассказов и т.д.
· Ознакомление с текстами с использованием мультфильмов.
· На занятиях используются все виды наглядности с преобладанием натуральной, фланелеграф, доски для рисования, доступные логопеду аудиовизуальные технологии.