Развитие городов, наиболее интенсивно происходившее в средневековой Италии, породило сложение особого городского сословия - бюргеров, в Италии - пополанов. Эти ремесленники, купцы, лавочники, ростовщики жили в ощущении неуверенности за свою собственность. Они сформировали свою особую, городскую культуру. В XIV - XV вв. эта культура, в условиях бурного развития и политической независимости итальянских городов, вылилась там в форму Возрождения (Ренессанс)
Чтобы оценить происшедшие перемены вспомним, что кругозор средневекового человека был крайне ограничен. Крестьянин почти ничего не знал об окружающем мире и не испытывал к нему интереса. Его сеньор был часто почти столь же невежественным. Мировоззрение обоих формировалось местным, обычно полуграмотным священником, опиравшимся на упрощенные канонические картины мира, в которых преобладали представления о бренности всего земного.
Но в условиях городской жизни психология и интересы средневекового человека постепенно менялись. Все меньше у него оставалось времени и желания предаваться мыслям о небесном. Все больше расширялись его представления о земном мире. Сама жизнь потребовала новых знаний об окружавшей действительности: для ведения денежных расчетов нужна была арифметика, для заморской торговли - прочные корабли и навигационные знания, ремесленное производство требовало знаний о свойствах сырья и накапливало технологические навыки. Все это поворачивало горожанина лицом к реальной жизни. К тому же горожане общались с иноземцами, сами ездили (купцы, подмастерья). Они видоизменили первобытное, да и средневековое понятие крошечного сельского мира (в один день пути) до понятия весь мир. Вертикальный взгляд (небо - преисподняя) сменился горизонтальным (земля в многообразии и красе).
|
|
Но произошло это пока только там, где города развивались самостоятельно, где они не только вышли из под гнета феодалов, но и стали над ними, где возникли города-коммуны, города-государства, то есть в Северной Италии. Здесь сумели перерасти средневековую религиозность. Умонастроения горожан отразили короткие рассказы - новеллы, в которых высмеивались пороки дворян и духовенства и, наоборот, всячески восхвалялись достоинства горожан. Суровые отрешенные образы христианских святых и мучеников в произведениях живописцев и скульпторов становятся мягче, человечнее. Так шаг за шагом в сознании средневекового человека и, прежде всего, горожанина, подготавливался тот переворот, который был назван «открытием мира и человека» и который означал наступление новой эпохи - Возрождения. И оказалось, что земля прекрасна и принадлежит человеку. Человек увидел красоту земной, реальной жизни, почувствовал себя не «рабом божьим», а творцом своей судьбы. Человек проникается осознанием высокого назначения своей личности. Он верит в силу своего, а не высшего разума, наслаждается богатством своих чувств. Он перестает воспринимать радость как грех.
|
|
В Италии, где, пожалуй, все вокруг напоминало о былом величии, интерес к миру породил возрождение интереса к собственному прошлому, к богатой и главное, светской, земной культуре античности. Отсюда -и название нового этапа в развитии культуры – Возрождение.
Итальянские торговцы. Разъехавшиеся по всей Европе, приобрели широту кругозора, вышли за пределы провинциальной замкнутости, ощутили принадлежность не только к своему родному городу, но и ко всей Италии. Однако Возрождение возникло не столько как результат хозяйственного подъема в Северной и Средней Италии XII-XIII вв., а, в первую очередь, в ходе перестройки городской экономики XIV-XV вв. В это время ухудшились условия для ведения активной восточной торговли (османская агрессия в Восточном Средиземноморье и на Балканах, усиление централизации в Западной Европе). В результате у североитальянского купечества оказалось много свободных денег. Широкий кругозор и довольно высокий уровень образованности способствовали вкладыванию этих денег в культуру.
Что касается периодизации, то XIII и XIV вв. обычно относят к Проторенессансу, то есть к эпохе формирования новой культуры. Собственно Возрождение в Италии - XV - XVI вв., но в XVI в. уже отмечен его упадок.