1. В зависимости от содержания высказывания наша речь делится на три типа: описание, повествование, рассуждение. В описаний говорится об одновременных признаках, в повествований — о последовательных действиях, в рассуждении — о причинах свойств и явлений.
Особый тип речи — оценка действительности. Оценка выражается прилагательными (полными или краткими), существительными, словами состояния, сочетанием слов типа ну и! что за! и т. п.
1. Описание. На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. К голове был как будто приклеен клюв с кожаным красным мешком.
2. Повествование. Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притоптывать лапой.
3. Рассуждение. Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строем костей и наличием подкожных воздушных мешков (по К. Паустовскому).
Описание может быть разным: описание предмета, места, состояния окружающей среды, внешности, характера человека, его душевного состояния.
Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном — акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.
Примеры описания в научном и художественном стиле.
1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом. 2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего ли-пового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки (по В. Солоухину).
Особенность повествования заключается в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Сообщение 0 сменяющихся событиях и есть «новое» в предложениях такого текста. «Данным» является лицо, совершающее действие. В повествовании часто используются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с этими формами употребляются и другие. Глаголы прошедшего времени несовершенного вида дают возможность выделить одно из действий, обо-значая его длительность. Обычно при этом значение длительности подчеркивается словом долго. Глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя. Формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.
Пример повествования: Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится (Б. Житков).
В любом рассуждении имеются две части. В первой содержится тезис, т. е. утверждение, которое нужно доказать. Во второй части дается обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы и примеры. В рассуждении часто бывает и третья часть — вывод. Тезис и обоснование обычно связываются союзами потому что, так как, вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, следовательно. Полное рассуждение, части которого связаны союзами, особенно распространено в научно-деловой речи. В разговорной и художественной речи чаще встречаются рассуждения неполные, а союзы опускаются.
Примеры рассуждении: Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как «воспитание», «отвращение», «предыдущий». «Воспитание» буквально означает 'вскармливание', «отвращение» — 'отворачивание' (от неприятного лица или предмета), «предыдущий» — 'идущий впереди'.
Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: «резать», «касаться», «воткнуть» (ткнуть).
Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл (по Ю. Откупщикову).
2. См. билет № 3, вопрос 1.
3. Примеры лингвистического анализа художественного текста см. в билете № 1.
Билет №29
1.Расскажите, что вы знаете о спорных вопросах современной лингвистики. Объясните, почему по-разному квалифицируются причастия и деепричастия, слова категории состояния, некоторые морфемы [например, инфинитивное -ть(-ти)] и некоторые другие языковые факты.