Средствами размещения туристов являются любые объекты, которые предоставляют туристам эпизодически или регулярно место для ночевки (обычно в помещении). В качестве дополнительных условий принимается: а) общее число мест ночевки превышает некоторый минимум, 6) объект размещения имеет руководство, в) управление объектом строится на коммерческой основе.
В соответствии с рекомендациями Всемирной туристической организации (ВТО) все средства размещения можно представить двумя категориями — коллективными и индивидуальными.
1 Коллективные
— гостиницы (гостиницы, мотели, общежития);— специальные средства размещения (санатории, профилактории, детские оздоровительные лагери, туристические базы, наземный и надводный транспорт, приспособленный для ночлега).
1 Индивидуальные— квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые в найм).
При классификации гостиниц в разных странах используются различные системы, которых на сегодняшний день существует более тридцати. Введению единой классификации гостиниц в мире препятствует ряд факторов, связанных с культурно-историческим развитием государств, осуществляющих туристскую деятельность, их национальными особенностями, различиями в критериях оценки качества обслуживания и др.
|
|
Самыми распространенными классификациями являются:
— система звезд, применяемая во Франции, в Австрии, Венгрии, Египте, Китае, России и ряде других стран, участвующих в международном туристском обмене;
— система букв, используемая в Греции;
— система «корон» или «ключей», характерная для Великобритании;
— система разрядов и др.
Интеграция гостиничных предприятий. Гостиницы как коллективные средства размещения, состоящие из определенного количества номеров, имеющие единое руководство, представляющие набор услуг, сгруппированные в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров можно классифицировать по следующим основаниям:
1) вместимость номерного фонда;2) функциональное назначение гостиничного предприятия;3) по продолжительности работы;4) по уровню цен;5) по уровню комфорта.
1. Под вместимостью номерного фонда понимается число номеров, которое может быть предложено одновременно. Общепринятого подхода к определению малых, средних, крупных гостиниц в настоящее время нет. ВТО «Всемирная туристическая организация» рекомендует под малой гостиницей понимать гостиницу с количеством номеров до 30, при этом отмечает, что это определение является приоритетом страны.
Многие страны используют следующий подход к классификации гостиниц по вместимости:
|
|
— малые — до 150 номеров;— средние — до 400 номеров;— крупные свыше 400 номеров.
2. По функциональному назначению выделяют:— транзитные;— целевые;
1) делового назначения;
2) рекреационного;— курортные (бальнеологические, климатологические, грязелечебные);— туристические (туристическо-спортивные, туристическо-экскурсионные, специализированные).
Транзитные гостиницы — предназначены для обслуживания туристов в условиях кратковременной остановки. Они расположены вдоль магистралей с большим движением (железнодорожных, авиационных, автомобильных, водных). Проектируются, как правило, малой и средней вместимости с ограниченным уровнем комфорта, вне городской застройки. Имеют небольшой обслуживающий персонал, гаражи, автосервис, заправки.
Гостиницы делового назначения должны отвечать следующим условиям:— месторасположение вблизи административных, культурных центров города;— преобладание одноместных номеров;— наличие в номере «рабочей зоны»;— наличие номеров — апартаментов;— наличие технического оборудования;— наличие конференц-залов, центров коммуникационных технологий;— наличие служб финансового обеспечения;— наличие стоянок, гаражей.
Курортные гостинцы расположены на территориях, предоставляющих возможности для отдыха в естественных климатических и природных условиях. В структуре курортных гостиниц обязательно должны быть медицинские услуги, диетическое питание, условия для занятия спортом. Основная проблема таких отелей — это сезонность спроса. Сезонность спроса порождает и другие проблем. Туристические гостиницы, как правило, располагаются на туристических маршрутах.
1. По продолжительности работы гостиницы делят на:— работающие круглый год;— работающие по сезонам.
2. По уровню цен:— бюджетные — 25—35 долларов за сутки;— экономические — 35—55 долларов за сутки;— среднего класса — 55—95 долларов за сутки;— первоклассные — 95—195 долларов за сутки;— апартаменты — 165-125 долларов за сутки;— фешенебельные — 200 долларов и выше за сутки.
Гостиницы также классифицируются по уровню комфорта — это решающий комплексный критерий, слагаемыми которого являются:— состояние номерного фонда;— состояние меблировки;— наличие и состояние предприятий питания;— состояние здания, подъездных путей, прилегающих территорий;— информационное обеспечение и техническое оснащение;— обеспечение дополнительными услугами;— требования к обслуживающему персоналу.
Франчейзинг -это когда одна фирма (франчайзодатель) продает за определенную плату фирме другой права на использование своего товарного знака (и своего доброго имени), отработанных технологий и стандартов обслуживания фирме другой (франчайзиату). Кроме того, франчайзиат будет иметь право использовать объединенную систему бронирования номеров и систему маркетинга, организованных франчайзодателем. Франчайзодатель поначалу даже помогает управляющему гостиницей советами по выбору необходимого оборудования и организации работы заведения.
Обычно, чтобы воспользоваться франшизом, гостиницы платят вступительный взнос и каждый месяц отчисляют франчайзодателю 3-4% от своего оборота. В России франчайзинг ввиду того, что гостиничный бизнес в стране находится только в зачаточном состоянии, пока что развит не очень-то сильно. Однако в передовых странах Запада он распространен довольно широко. Так, во Франции система франчайзинга пустила глубокие корни в одно- и двухзвездочном гостиничном секторе: "Аркад", "Ибис" (двухзвездные гостиничные цепи) и "Балладан", "Формула 1" (однозвездные цепи). В США же такой системой воспользовались именитые гостиничные цепи "Холидей Инн Уордвайд" и "Редиссон Отеле