Газета становится ведущим периодическим изданием.
- Интенсивный рост их числа.
- Возросли тиражи и периодичность.
- Изменился состав читательской аудитории. Появление массового читателя. Проникновение газеты в деревню, их привлекали сенсации, романы. Газеты покупали в складчину, брали у знакомых.
- Особая аудитория – читатели специализированных газет. «Биржевые ведомости», «Петербургская газета» для молодежи, «Новости» для женщин, «Русские ведомости» для профессоров.
- Разделение изданий на органы большой и малой прессы. Большая – для образованных слоев, много аналитики, актуальные политические и социальные проблемы: «Голос», «Новое время», «Русские ведомости», «Московские ведомости», большой формат, высокая цена подписки, однообразие в оформлении; малая – городские новости, малообразованный читатель, всевозможные «Листки», «Новости дня», «Петербургская газета», дешевая, нет серьезных материалов, броское оформление, фельетонное изложение.
Лидировал тип универсальных газет («Новое время», «Киевлянин»). Появлялись иллюстрированные ежедневники в качестве приложений - «Сельский вестник», «Вятская газета», «Хуторянин».
|
|
Религиозные, правоведческие, торговые, искусствоведческие, военные, спортивные. Особняком стояли правительственные издания - «Правительственный вестник», губернские ведомости. В провинции продолжался рост газет общего характера и правительственная периодика. «Саратовские епархиальные ведомости» содержали 2 отдела: официальный – манифесты, отчеты, статистика и пр., неофициальный – наставления, поучения пастве, исторические грамоты, описания нравов, обычаев и суеверий населения. Выходили газеты приуроченные к событиям – ярмаркам. Провинциальные выходили 5 раз в неделю, в столице ежедневно.
Провинциальная пресса | Столичная |
дороже из-за малого формата-объема | дешевле |
отчеты, хроники | обработанные статьи |
малый объем | объем больше на 70% |
тяжесть предварительной цензуры | без предварительной цензуры |
источник информации официальный журналистов не уважали, моли и побить | гарантирована безопасность и анонимность |
набирали силу |
- Отсутствие четкого направления издания, сближений позиций газет (из-за обстановки в стране) Образовывались союзы.Но направления были: консервативные - «Московские ведомости», «Гражданин», «Новое время», либеральные - «Голос», «Русские ведомости», «Новости», позиция между либералами и демократами занимала «Неделя».
«Русские ведомости» Основаны Павловым в 1863 году. 3 раза в неделю под предварительной цензурой, годовая подписка – 3 рубля. Собственные корреспонденты за границей. Одна из крупнйших оппозиционных газет. За основные либеральные ценности: свобода личности, печати, совести и т.д.
|
|
3. Изменения системы русских газет: она формировалась не по воле правительства, а под воздействием читательского рынка и общественных предпочтений. Лидеры – частные либеральные газеты.
4. Рост конкуренции (6-7 тыс подписчиков)
5. Формы привлечения читателей – приложения, подарок издателя, вторые издания газет, тематические номера – к Рождеству, возможность выписать газету в рассрочку, льготы для коллектива, связь с читателем – ответы редакции, письма в редакцию, объявления, читательские опросы – рубрика «о чем говорят».
6. Выросло число типографий, появились ротационные станки, бумагоделательная промышленность появилась в России.
7. Потянулись к газетному делу предприниматели. Трубников – учредитель первого отечественного телеграфа (РТА), часто банкротился
8. Журналистский корпус – профессинально поставляющий новости, сформировались газетные специальности: обозреватель, корреспондент, репортер, фельетонист. Загуляев – известный обозреватель. Обозреватель должен был писать передовую статью, смотреть и выделять для перевода иностранную литературу, редактировать материал своего отдела. корреспондент был близок к обозревателю, многие совмещали профессии. Самыми необразованными были репортеры.»Король репортеров» был Шрейер, узнавал новости раньше правительства. Крупные фильетонисты писали в определенный день выхода.
9. Женщины – меьшая часть, негативно отношение.
10. Лишь элита в журналистике получала много (прям как сейчас)
11. Разнообразная жанровая палитра (читательские потребности, информационная насыщенность). Передовица – не подписывалась, тяжелый стиль; аналитика, юбилейные, проблемные, критические. Телеграфные сообщения (увы, не делали скидок периодике, поэтому долго). Потом корреспонденция после хроники, облиительный характер с окраин, фельетон – место частое – это подвал 3-4 полосы), воскресный фельетон – особенный. Потом беллетристика (объяснялось вытеснением газетой журналов), редко автобиографии, эссе, мемуары. Очерк, чаще физиологический или бытовой. Первые шаги – интервью, перепечатки с запада. Професионалы считали, что оно вышло из недр репортажа. «Король репортажа» в Москве – Гиляровский.
12. Оформление. Увеличение формато. Могли быть и смешанные форматы. Чем больше – тем престижнее. Использование светлых, широких шрифтов. Схемы, планы, чертежи, использование виньеток, иллюстрации (малые злоупотребляли этим), «воздуха» не было, серо, плохое качество – кроме «нового времени», реклама отличалась яркостью, наглядностью, качеством.
13. Увеличение объема. 6 полос. За счет рекламы.
14. Рубрики располагались по разрешенной цензуре программе. Она была у многих похожа.
15. Рекламой занимался издатель. Газета стала товаром. Самореклама появилась. Срытая реклама. Лживая реклама – все знали.
16. Система распространения. Подписка и розница. Продажа на улицах только в центре, продавали одних, других нет – монополисты розничной продажи, поэтому газеты предлагали оформить подписку у себя или создавали собственные артели по распространению. Суворин – распростраение «НВ» по станциям. Распространение через библиотеки. Старались быть рентабельными, у кого-то получалось.
№24
«Северный вестник»: характер публикаций, редакционный отдел
Толстый журнал 1885-1899. Предтеча целого ряда изданий модернизма, декадентства, символизма, новаторский характер.
Основан как ежемесячный литературно научный и политический журнал, 25-30 печатных листов под предварительной цензурой.
Издательница -Сабашникова, редактор – Евреинова. В журнал пришли бывшие сотрудники «Отечественных записок». Имел 6 отделов: изящная литература, научный, критики, областной, заграничной корреспонденции и библиографический. Здесь были опубликованы «Очерки сибирского туриста» Короленко. Читатели не поддержали из-за противоречия между программой журнала и реальным содержанием. История «СВ» имеет два периода, которые определяют лидеры: Михайловский – 1885-1888, Волынский -1889-1899. Михайловский был не официальным редактором «СВ». Ведущими беллетристами журнала были Успенский и Короленко. «СВ» был первым толстым журналом, с которым сотрудничал Чехов. Но ведение журнала Михайловским не совпадало с интересами издательницы, стремившейся расширить его народнический характер. Конфликт. Михайловский покинул журнал, тираж упал. Евреинова вынуждена была продать журнал группе университетской молодежи. Среди пайщиков не было согласия. В итоге ведущая роль досталась Гуревич. И её протеже Волынском. Журнал стал оригинален, самостоятелен, отличался. Любовь Яковлевна Гуревич писала сама. Сторонница женской эмансипации и стимулировала «СВ» женский вопрос. «СВ» полемизировал с демократами и с народниками и с декадентами, и с консерваторами. Дискуссионность. Волынский вел отдел литературные заметки. Полемичен. Скандален. Волынский вводит практику свое понимание идеализма, который ставит в перд всего внутреннее духовное начало, власть души, морали, свободной воли. Он за духовную революцию. Лидер «СВ» дифференцировал литературную критику и публицистику. Первую рассматривал как отрасль науки, вторую как политическое настроение, злоба дня. Ошибка старых критиков, Добролюбова в публицистичности, против мнения Волынского выступил Плеханов.
|
|
Заслуга Волынского:
- оригинальность
- привлечение молодых литераторов(Мережковский,Чехов, Горький(«Озорник», «Варенька Олесова»)
- отклик на появление символизма
Волынский позже понял различие своих взглядов с символистами, их дороги разошлись.
№25