Этнология в России

В 40-е гг. XIX в. русские ученые К. М. Бэр, Н. И. Надеждин и К. Д. Кавелин сформировали основные принципы этнографической науки. Все они были членами этнографического отделения при Русском географическом обществе. Для истории этнографической науки существенны взгляды Кавелина по вопросу о том, что называется пережитками. Обычно "теорию пережитков" приписывают английскому этнографу Тайлору, однако известно, что еще за 20 лет до Тайлора почти те же взгляды развивал Кавелин. Еще в середине XX в. Кавелин предложил метод этнопсихологического исследования по продуктам духовной деятельности — памятникам культуры, верованиям, фольклору.

Одним из учредителей Русского географического общества был Н. И. Надеждин (1804-1856), а с 1848 г. он возглавлял его отделение этнографии. На одном из заседаний Общества в 1846 г. он выступил с докладом "Об этнографическом изучении народности русской", где попытался теоретически обосновать задачи этнографии как самостоятельной науки, выделив при этом три основных ее направления: язык, "этнографию физическую" и "этнографию психическую".

Большой вклад в организацию и становление этнографической и этнологической наук внес академик Д. Н. Анучин (1843-1923). Он был создателем и первым руководителем кафедры антропологии в Московском университете, одновременно читал курс этнологии и создал ряд ценных этнографических работ.

Заметным вкладом в этнологическую науку явились труды известного российского ученого Н. Н. Миклухо-Маклая (1846-1888). В течение многих лет он изучал коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи. И хотя в его трудах содержатся богатые наблюдения и материалы этнографического характера, тем не менее они имеют важное значение для исследования собственно теоретических проблем этнологии.

В истории русской этнографии видное место занимают брат и сестра — Н. Н. Харузин (1865-1900) и В. Н. Харузина (1866-1931). Н. Н. Харузин первым в России (с 1889 г.) читал курс этнографии в Московском университете и Лазаревском институте восточных языков. Основные его труды — по этнографии финских, тюркских и монгольских народов. Большое значение до наших дней сохраняют лекции Харузина, изданные посмертно под общим названием "Этнография" (т. I-IV, СПб., 1901-1905).

В. Н. Харузина занималась преимущественно проблемами верований и фольклором. Она читала этнографические курсы в Московском археологическом институте и на Высших женских курсах, в советское время — в Московском университете. Является автором ряда популярных книг. Курс лекций по этнографии Харузиной (1909,1914) переиздан в 1941 г. ("Введение в этнографию").

В конце XIX — начале XX вв. значительный вклад в развитие отечественной этнологии внесли труды известного философа Г. Г. Шпета по этнической психологии. В своей книге "Введение в этническую психологию" Шпет предлагал исследовать этническую психологию через постижение смысла объективных культурных явлений, в которых запечатлеваются типические субъективные чувства народа. Отсюда следует, что ключом к пониманию психологии народа являются его культура, история, конкретная социальная действительность, в совокупности определяющие содержание коллективного духа этноса.

В советский период развития отечественной этнологии был накоплен и собран обширный эмпирический материал. Результаты многолетних исследований были обобщены в научных трудах Института этнографии Академии наук СССР, других научных учреждений союзного и республиканского значения. В довоенный период развитие этнологической науки связано с именами П. Ф. Преображенского, С. М. Широкогорова, С. В. Бахрушина и др. В послевоенное время (1960-70-е гг.) неоценимый вклад в развитие этнографической и этнологической наук внесли известные ученые С. И. Брук, А. И. Першиц, С. А. Токарев, Н. Н. Чебокса-ров, В. И. Козлов, С. А. Арутюнов и др. Профессор МГУ Токарев (1899-1985) создал серию работ по проблемам общественного строя, этногенеза, истории и религии разных народов. Широко известны его работы "История русской этнографии" и "История зарубежной этнографии". Чебоксаров (1907-1980), также профессор МГУ, написал труды по общим проблемам этнологии, этногенезу, этнокультурным процессам, антропологии. С именем Арутюнова связаны труды по этнографии народов Восточной Азии и Закавказья, теоретическим проблемам этнологии и культурологии.

С середины 60-х гг. XX в. большое внимание уделялось этно-национальным и межэтническим, межнациональным проблемам и отношениям. Центром этих исследований стал Институт этнографии АН СССР (с 19 90 г. — Институт этнологии и антропологии РАН), директором которого был Ю. В. Бромлей (1921-1990) — академик, ученый широкого кругозора. Он возглавлял коллектив исследователей, куда входили такие известные ученые, как Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, В. А. Тишков, М. Н. Губогло и др. Ученые института развернули исследования по ряду пограничных и междисциплинарных направлений этнологической науки — этносоциологии, этнокультурологии, этнопсихологии, этнолингвистике и др. Большой вклад был внесен в научную разработку проблем наций и национальных отношений.

Особое место в этнологии занимает Л. Н. Гумилев (1912-1992). Он является автором оригинальной концепции этногенеза. Гумилев исходил из допущения, согласно которому этнос (народ) является организмом, жизнь которого подчинена общим законам биосферы. Этносы рождаются, взрослеют, увядают и умирают; норма продолжительности жизни этноса по Гумилеву — 1200-1500 лет. Следует отметить, что концепция Гумилева является предметом дискуссий среди российских ученых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: