Основной вопрос философии. Две его стороны материализм и идеализм

Философия – древнейшая из наук. Истории известно множество философских систем, возникших в различных исторических условиях и странах и созданных представителями самых различных общественных классов и групп. При внимательном изучении мира, который окружает человека, можно заметить, что все его предметы и явления либо материальны, либо идеальны, духовны. К материальным явлениям относится все то, что существует объективно, т.е. вне сознания человека и независимо от него. То, что существует в сознании человека, составляет область его психической деятельности, относится к сфере идеального, духовного.

Вопрос об отношении духовного к материальному, мышления к бытию и составляет основной вопрос философии. Этот вопрос является основным в философии потому, что в зависимости от ответа на него решаются все другие философские проблемы: о единстве мира, о характере законов его развития, о сущности и путях познания мира и т.д.

Основной вопрос философии имеет две стороны: 1) решение вопроса о том, что первично – материя или сознание (материя ли породила сознание или наоборот) Первичность означает не что возникло раньше, а что существует вечно, что неуничтожимо, а что является производным; 2) вопрос о том, познаваем ли мир (способен ли разум человека проникать в тайны природы, раскрывать законы ее развития?).

Вдумавшись в содержание основного вопроса философии, нетрудно понять, то возможны только два в корне противоположных его решения: признать первичным либо материю, либо сознание. Вот почему в философии сложились два основных направления – материализм и идеализм.

Те философы, которые считают, что материя первична, а сознание вторично (производно от материи) относятся к материалистам. С их точки зрения, материя вечна, ее никто и никогда не создавал, никаких сверхъестественных, потусторонних сил в мире не существует. Что же касается сознания, то оно является продуктом исторического развития материи, свойством необычайно сложного материального тела – мозга человека.

Те философы, которые считают первичным «дух», сознание, относятся к идеалистам. С их точки зрения, сознание существовало до материи и породило ее, оно является первоосновой всего существующего. В вопросе о том, какое сознание «творит» мир, мнения идеалистов разделились. Так называемые субъективные идеалисты считают, что мир создается сознанием отдельного человека – субъекта. Объективные идеалисты утверждают, что мир «творит» некое объективное сознание (существующее вне человека).

Разделились мнения философов и в решении второй стороны основного вопроса философии:

1) мир познаваем – утверждают материалисты. Знания человека о мире достоверны, его разум способен проникать во внутреннюю природу вещей, познавать их сущность.

2) идеалисты-агностики отрицают познаваемость мира: они утверждают, что человек познает не объективный мир, природу, а собственные мысли, переживания (субъективные идеалисты) или мистическую «идею», «мировой дух» (объективные идеалисты).

Кант в 18 веке считал, что материя вечна. Создал теорию происхождения вселенной, занимался физикой, но считал, что мир непознаваем.

2 направления материализма:

1) Объективный. То, что существует, существует независимо от сознания человека. Объясняет мир исходя из какого-то мирового сознания, духа, сверхсознания, а не сознания человека. Представители: Платон, Аристотель, Гегель (до мира существовала абсолютная идея, потом стала миром, потом человеком).

2) Субъективный. Объясняет мир исходя из сознания человека. Разум определяет мир, человек мера всех вещей. Представители: Беркли, Кант, Мах, Авенариус. Сейчас он более распространен. В нем есть много школ.

Материализм старается быть с наукой. Он изменяется исторически, по мере развития знаний. Он принимает различные формы. Их выделяют три:

1. Античный материализм. (Др. Греция) Фалес, Гераклит, Демокрит. Наивный материализм. Его называют так, потому что знания были примитивные.

2. Материализм нового времени (17-18 вв) (Метафизический, механистический) Бекон, Гобс, Локк (Англ.), Фейербах. Материализм возрождает науку, создает основу для развития научных знаний.

3. Диалектический материализм. 40-е гг 19 века. Маркс, Энгельс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: