Познание как процесс активного отражения действительности в сознании человека. Диалектический характер процесса познания

Диалектический материализм считает, что мир познаваем и что разум человека способен составить правильное представление о материальной действительности.

Познание – это активное, целенаправленное отражение в мозгу человека объективного мира, его законов. Источником познания является окружающий человека внешний мир. Он воздействует на человека и вызывает у него соответствующие ощущения, представления, понятия. Человек не просто воспринимает предметы и явления мира, а активно, практически воздействует на них.

Признание объективного мира, его предметов и явлений в качестве единственного источника наших знаний составляет основную посылку диалектико-материалистической теории познания.

Идеалисты не считают объективную действительность источником наших знаний. В качестве объекта познания в идеалистической философии выступают или сознание, ощущение отдельного человека (субъекта), или некое мистическое, существующее вне человека сознание («мировой дух», «абсолютная идея»).

Домарксовые материалисты рассматривали познание как отражение в голове человека внешних предметов. Отражение рассматривалось ими как пассивный отпечаток вещи в человеческом мозгу. Активность, жизнедеятельность познающего субъекта (человека), они домарксовые материалисты не учитывали.

Маркс и Энгельс создали диалектико-материалистическую теорию познания. Коренное отличие марксистской теории познания состоит в том, что в основу процесса познания была положена практика, материальная, производственная деятельность людей. В ходе этой деятельности люди и познают предметы и явления. Практика выступает как исходный пункт, основа процесса познания, и как критерий истинности, правильности знаний.

Именно в практике, материальной производственной деятельности людей и проявляется активность, целенаправленность человеческого познания. Активное воздействие на мир в процессе практики человек осуществляет не один, а во взаимосвязи с другими людьми, с обществом в целом. Таким образом, если объектом познания, его источником является материальным мир, то субъектом познания, его носителем является человеческое общество.

Познание с точки зрения диалектического материализма есть бесконечный процесс приближения мышления к познаваемому предмету, движения мысли от незнания к знанию, от знания неполного, несовершенного к знанию более полному, совершенному. Заменяя устаревшие теории новыми, уточняя старые теории, познание идет вперед, раскрывая все новые и новые стороны действительности.

Познание – это не есть одноразовое зеркальное отражение, это многократное отражение, в результате которого образ уточняется. Образ должен по своему содержанию приближ к объекту с тем, чтобы совпадать с объектом.

Существует агностицизм, который отрицает познание. С его т.зр. мир не познаваем в силу того, что ощущения и есть единственный мир. Ощущения – это то, за пределы чего наш разум выйти не может.

С т.зр. Канта сомневаться в наличии внешнего мира нельзя. Но он считает, что то, что мы воспринимаем, можно познать. Познать общие законы сущности нельзя, они врожденные формы разума. В 1 пол 19 века Мюллер обнаруж, что если воздейств. на глаз, то возникает ощущ света. Оно не зависит от того, что воздействует, а зависит от того на какой орган действуют. Энергия органа определяет характер ощущений.

Теория иероглифов –ощущения – это не образы внеш мира, это просто знаки, они сообщают, что в мире что-то существует, а что конкретное, непонятно.

Процесс познания предполагает взаимодействие объекта и субъекта познания и происходит по законам Диалектики.

Диалектичность процесса проявляется в нескольких моментах:

1) противоречивость. Познание состоит из противоречий. Любое знание – есть не знание чего-либо. Сколько бы мир не изучали, каждое новое открытие, открывает еще больше неизвестного. Знания субъективны и объективны.

2) познание противоречиво в направленности. Оно начинается в непосредственном обращении с вещами, с их чувственным восприятием (эмпирическое знание), затем происходит обработка информации (теоретическое знание), а затем синтезированное знание обращается снова к вещам. Т.е. процесс познания носит зигзагообразный характер. Это диалектический путь познания. Познание происходит в единстве знаний чувственного и логического. Ленин: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: