Купля-продажа и поставка

В тех случаях, когда приобретаемые товары не предна­значены для продвижения в розничную торговую сеть, у сторон уже нет необходимости заключать договор оптовой купли-продажи. Свои отношения они могут оформить дого­вором поставки или договором купли-продажи для пред­принимательских (хозяйственных) целей.

В этой связи рассмотрим отличительные черты догово­ров поставки и купли-продажи, являющихся наряду с оп­товой куплей-продажей основными договорами товарного обращения.

Договор поставки — это российское явление, продукт отечественной правовой и предпринимательской мысли. Разработан он был наряду с уже существовавшим догово­ром купли-продажи и предназначался для решения таких задач, для которых модель купли-продажи была явно не­пригодной. Это были закупки ресурсов для государствен­ных, прежде всего — военных, нужд. Поставки носили, как правило, крупномасштабный и долговременный характер, с регулярно повторяющимися операциями по передаче то­вара и оплате его стоимости. Весьма наглядно эти призна­ки прослеживаются на ранних этапах существования дого­вора поставки — в указах Петра Великого о казенных подрядах и поставках.

В последующие периоды видовые сущностные черты до­говора поставки то размывались, ион сближался до неразличимости с куплей-продажей, то вновь под влиянием по­требностей хозяйственной практики выходили на первый план, получая соответствующее закрепление в законода­тельстве.

Так это было в Положениях о поставках продукции и товаров 1969 и 1981 гг., которые даже в условиях подчине­ния договора системе планового распределения закрепили ряд значимых возможностей. Так, был определен порядок заключения долгосрочных договоров, установлен пример­ный круг вопросов, подлежащих урегулированию на ряд лет. Подобные перспективные условия должны были пре­дусматривать, в частности, последовательное расширение и обновление ассортимента, улучшение качества товаров, со­вершенствование тары, упаковки, способов отгрузки това­ров и др. Другой важный момент состоял в допущении воз­можности воздействия покупателей на основе договора на производственную деятельность поставщиков в целях бо­лее полного удовлетворения интересов потребителей. На эти значимые свойства договора поставки обращали вни­мание известные российские цивилисты З.Г. Крылова, Р.О. Халфина, Д.Н. Сафиуллин, В.А. Язев и др.

К сожалению, указанные особенности были утрачены в ГК, что резко свернуло и принизило возможности договора поставки. Модель договора поставки в ее нынешнем виде стала малопродуктивной, она не имеет четкого функцио­нального предназначения.

В настоящее время отличия договора поставки и купли-продажи определяются, прежде всего, составом лиц, способ­ных выступать в качестве поставщиков (в договорах по­ставки) и продавцов (в договорах купли-продажи).

Согласно ст. 506 ГК в качестве поставщика может вы­ступать лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и производящее или закупающее реализуе­мые им товары. Закупки товаров для последующей их по­ставки могут производиться специализированными орга­низациями, профессионально осуществляющими такую деятельность. Термин «закупка» применяется в ГК лишь в отношении организаций, осуществляющих контрактацию сельскохозяйственной продукции (ст. 535).

Таким образом, формально не могут выступать в каче­стве поставщиков оптовые торговые организации, не яв­ляющиеся заготовителями соответствующих товаров. Не вправе заключать договоры на поставку созданных ими товаров непредпринимательские организации. Не могут быть поставщиками многие другие субъекты торгового оборота, не обладающие признаками, указанными в ст. 506 ГК.

В отличие от поставки договор купли-продажи являет­ся универсальной правовой моделью, применяемой во всех сферах торговой деятельности, где законом не пред­писано использование других видов договоров. Договор купли-продажи может заключаться любыми субъектами торгового оборота, в том числе некоммерческими (непред­принимательскими) организациями.

В юридической литературе высказано мнение, что дого­вор поставки «наиболее оптимален» для регулирования взаимоотношений между производителями товаров и по­ставщиками сырья, материалов либо комплектующих изде­лий; между изготовителями товаров и оптовыми торговы­ми организациями, специализирующимися на реализации указанных товаров[15]. Однако считать договор поставки «наиболее оптимальным» для регулирования отношений между изготовителями и оптовыми торговыми органи­зациями едва ли верно из-за полного игнорирования в законодательстве о поставках условий, необходимых для последующей продажи товаров населению.

Статья 454 ГК предусматривает, что по договору купли-продажи продавец обязуется передать в собственность покупателю вещь (товар). Более точной представляется формулировка ст. 237 ГК РСФСР, согласно которой прода­вец обязывался передать покупателю имущество. Запись в законе о передаче вещи (товара) на практике не рассматри­вается как обязанность передать лишь материальный пред­мет. Товаром по договору купли-продажи может быть лю­бое имущество, включая ценные бумаги, информацию, объекты интеллектуальной собственности и др.

Предметом договора поставки ст. 506 ГК называет това­ры. Как отмечалось ранее, не все то, что признается товаром в праве гражданском, является объектом коммерческого права.

Договоры купли-продажи и поставки в одинаковой мере выполняют функцию организации актов обмена товара на деньги и денег на товар. В соответствии с принципами по­строения ГК, общие положения о купле-продаже, регулирующие договоры купли-продажи, сосредоточены в § 1 гл. 30 Кодекса. Общие положения о купле-продаже применяются также к отношениям по поставкам, если иное не предусмот­рено нормами кодекса о договоре поставки. Применительно к договору поставки специальные правила, регулирующие отношения по поставкам, имеют приоритет над указанны­ми общими положениями.

При анализе закрепленных в законе особенностей дого­вора поставки выделяется их крайняя скудость и, что более существенно, искусственный характер отнесения их исклю­чительно к договору поставки. По своей природе эти «осо­бенности» договора поставки носят общий характер для ре­ализационных договоров, а нередко — для всех договоров коммерческого права.

В качестве особенности заключения договора поставки отмечается предусмотренный ГК специальный порядок урегулирования разногласий, возникших между сторонами относительно отдельных условий договора. Сторона, по­лучившая подтверждение о согласии заключить договор, но на иных условиях, должна в течение 30 дней принять меры к согласованию условий договора, по которым возникли разногласия.

Данное правило на практике не соблюдается, поскольку закон не предусмотрел последствий несоблюдения указан­ного требования и не урегулировал, хотя бы в основных моментах, процедуру согласования разногласий. Кроме того, в обстановке развала договорно-хозяйственных связей государство обязано содействовать их налаживанию. По­этому требование об урегулировании разногласий с указа­нием общего порядка преддоговорных контактов следовало бы установить для всех видов коммерческих договоров.

Условие договора поставки, предусматривающее постав­ку товаров отдельными партиями в частные сроки в тече­ние всего времени действия договора, конечно же, носит не специальный, а общий характер для всех видов реализаци­онных договоров. Поскольку в общих положениях о купле-продаже такое правило отсутствует, стороны могут по своей инициативе воспроизводить его в договоре купли-продажи и других видах торговых договоров.

Давно известный инструмент организации торговых отношений — отгрузочная разнарядка, выдаваемая покупа­телем продавцу при необходимости отгрузки товаров в ад­рес конкретных получателей, также не может считаться спецификой поставочных отношений. Условие о выдаче от­грузочной разнарядки при необходимости может преду­сматриваться во всех других реализационных договорах.

Совершенно неосновательно в качестве особенности договора поставки названа возможность поставки по согла­сованной сторонами графику: декадному, суточному, часо­вому. Временные графики выполнения договорных обязан­ностей — чрезвычайно важный инструмент упорядочения и повышения эффективности хозяйственной деятельности. В развитых странах общей практикой является согласование в договорах графиков выполнения тех или иных условий. Поэтому норма о согласовании графиков должна содер­жаться не в параграфе о договоре поставки, а в общих положениях о договоре.

В настоящее время сохраняется тенденция к примене­нию договора поставки для регулирования отношений крупномасштабного и долговременного характера, отно­шений между отраслями хозяйства и регионами. Достаточ­но указать на группу законов о поставках для государствен­ных нужд, на периодически издаваемые постановления Правительства РФ о поставках товаров в районы Крайне­го Севера, поставках техники, горючего, химикатов для нужд сельского хозяйства и др.

В указанных актах отражается общая предназначен­ность поставки для налаживания фундаментальных отно­шений между отраслями хозяйства, а также отношений производственной кооперации, когда предприятия устой­чиво сцеплены между собой процессами переработки сырья и материалов, обеспечения комплектующими узлами и де­талями. Кооперационные связи головного производителя и смежников, сырьевых и перерабатывающих предприятий — это всегда поставка, но не купля-продажа.

Таким образом, существует объективно проявляющаяся необходимость в договоре, организующем крупномасштаб­ные, долговременные отношения по обеспечению сырьевы­ми и материальными ресурсами и реализации готовых то­варов. Это предполагает существенную переработку норм ГК о договоре поставки.

Договор поставки должен регулировать никак не упорядоченные сейчас отношения долгосрочного характе­ра, обеспечивая длительное хозяйственное сотрудничество субъектов по реализации ресурсов, организацию иных крупномасштабных связей. В договоре поставки наряду с вопросами реализации товаров должны находить решение связанные с нею задачи производственного, технологичес­кого и организационного характера. Установление возможно­сти воздействия покупателей на хозяйственную деятельность поставщиков призвано обеспечивать последовательное улучшение конструктивных характеристик, качественных показателей изделий на основе внедрения новых техноло­гий и материалов в целях превращения наших товаров в конкурентоспособные на внешнем рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: