Основные психологические понятия по теме
Амнезия – отсутствие памяти.
Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее.
Забывание – процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.
Запоминание – психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.
Мнемоника – совокупность приемов, облегчающих запоминание.
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.
Память механическая – память, основанная на повторении материала без его осмысливания.
Память оперативная – вид памяти, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности.
Память смысловая – вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
Память непроизвольная – запоминание без специальной установки.
Память произвольная – память, основанная на запоминании со специальной установкой.
|
|
Представление – образ ранее воспринятого.
Проактивное торможение – ухудшение воспроизведения материа-
Рис. Х.1. Память в системе познавательной деятельности.
ла под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию.
Реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.
Узнавание – проявление памяти как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта.
Эйдетизм – зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.
Образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Бла-
годаря памяти расширяются познавательные возможности человека.
Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.
В свете современных исследований память рассматривается как отражение прошлого опыта.
Успешность памяти зависит:
от степени завершенности действий запоминания;
от интересов и склонностей личности;
от отношения личности к той или иной деятельности;
от эмоционального настроя;
от волевого усилия.
Многочисленные исследования показали, что нервная система может сбольшой точностью сохранять длительное время следы различных раздражителей. Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук – физиологии, биохимии, психологии.
|
|
Физиологи связывают процесс хранения информации с образованием нервных связей (ассоциаций); биохимики – с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур; психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.
Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие независимо от особенностей и свойств личности. Мнемические процессы тесно связаны прежде всего с направленностью и мотивацией личности.
Направленность личности характеризуется многими более или менее устойчивыми целями и мотивами деятельности, склонностями, интересами. Все это в существенной мере определяет своеобразие памяти. То, что является объектом интереса, запоминается быстрее и более прочно. Память зависит от различных сторон личности: уровня ее развития, развития волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер. Профессиональная память в той или иной мере присуща каждому человеку, и, чем значимее для человека профессиональная деятельность, тем богаче и его профессиональная память.
Данные исследований показывают развитие различных сторон памяти. Существует некоторая генетическая последовательность в возникновении и проявлении разных видов памяти. Так, например, установлено, что узнавание генетически предшествует свободному воспроизведению представлений. Моторная память предшествует памяти на образы и мысли.
Уровни развития памяти в значительной мере зависят от возраста человека, общего состояния организма и т. д.
Большое влияние на память человека оказывает направленность деятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении.
Различают два вида направленности, оказывающих влияние на успешность работы памяти. В одних случаях деятельность человека прямо направлена на то, чтобы запомнить воспринимаемое в данный момент, воспроизвести или узнать воспринятое ранее.
В других случаях деятельность человека бывает направлена на достижение иных целей, не имеющих прямого отношения к работе памяти. Тем не менее и тогда может иметь место тот или иной мнемический эффект. Мы можем в процессе выполнения деятельности что-либо запомнить, воспроизвести или указать, хотя соответствующая задача не ставилась.
Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.
В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:
в различной скорости запоминания;
в прочности сохранения;
в легкости воспроизведения.
Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти.
Рис. Х.2. Сущность памяти
Среднее количество слов, запоминаемых в условиях лабораторного задания и в условиях игры (по З.М. Истоминой)
Возраст | В лабораторных | В условиях |
детей | условиях | игры |
3—4 года | 0,6 | 1,0 |
4—5 лет | 1,5 | 3,0 |
5—6 лет | 2,0 | 3,3 |
6—7 лет | 2,3 | 3,8 |
Среднее количество непроизвольно запоминаемых слов при учебном и игровом мотивах (по П.И. Зинченко)
Задача
Придумывание слов по «связям»
Придумывание слов по «свойствам»
При учебном мотиве
3,5 3,0
При игровом мотиве
5,0 4,2