Методы товарной экспертизы

Метод товарной экспертизы – способ достижения результатов экспертной оценки товаров.

В зависимости от применяемых средств измерения все методы делятся на группы, подгруппы и виды. Базовыми группами методов товарной экспертизы являются группы объективных и эвристических методов.

Объективные методы – методы, основанные на определении характеристик товаров путем измерений (измерительные методы) или регистрации каких-либо несоответствий, отклонений от установленных требований (регистрационный метод).

Общим для объективных методов является выражение результатов измерений или подсчетов в принятых единицах измерения или процентах, причем эти результаты сопоставимы.

Отличительной особенностью применения измерительных методов является использование технических устройств, а регистрационных – визуальный подсчет.

Эвристические методы – основаны на совокупности логических приемов и методических правил теоретических исследований для достижения конечных результатов. Общим для эвристических методов является субъективный подход к оценкам, построение гипотез, догадок, основанных на предположениях определенных лиц. Методы каждой подгруппы не заменяют, а дополняют друг друга или имеют самостоятельные сферы применения. Различия заключаются в их назначении, используемых средствах или применении.

Измерительные методы – методы определения действительных значений показателей качества с помощью технических устройств. Предназначены для определения физико-химических и (или) микробиологических показателей качества, которые специфичны и характерны для товаров однородных групп.

Измерительные методы во взаимосвязи с органолептическими дополняют, но не заменяют их. Сочетание методов этих двух групп позволяет провести наиболее полную экспертную оценку товаров.

Достоинства: объективность оценки благодаря применению современного оборудования и как следствие – высокая точность измерений, сопоставимость и воспроизводимость результатов, выражение результатов в общепринятых единицах измерений.

Недостатки: высокие затраты, связанные с приобретением, установкой и эксплуатацией дорогостоящего оборудования.

Измерительные методы подразделяются по ряду признаков:

® По хронологическому признаку и чувствительности:

ü Классические – физические и химические методы, разработанные в XVII-XX вв. и не утратившие значимости на современном этапе.

Например: метод высушивания до постоянной массы для определения влажности товаров, метод титрования для определения кислотности и т.д.

ü Современные – отличаются более высокой чувствительностью, меньшими затратами времени на проведение испытаний, использование усовершенствованных средств измерения с высокой точностью.

К ним относятся:

Хроматографический – в основу положен принцип различной сорбируемости компонентов смеси на выбранном сорбенте, то есть распределение веществ между двумя несмешивающимися фазами.

Применяется для определения содержания органических кислот, углеводов, ароматических красящих веществ, витаминов и т.д.

Спектральный – основан на измерении пропускания или поглощения света определенной длины волны различными веществами.

Применяется для определения наличия пектиновых и красящих веществ, фенольных соединений, кофеина, теобромина в чае, миоглобина в мясе и т.д.

Фотоэлектроколориметрический – основан на избирательном поглощении света анализируемым веществом. Близок к спектральному, обеспечивает высокую точность измерений.

Применяется для определения красящих, фенольных веществ, аминокислот и т.д. в окрашенных растворах.

Потенциометрический – основан на определении потенциала между электродом, насыщенным водородом и жидкостью, содержащей водородные ионы.

Применяется для определения рН среды.

Рефрактометрический – основан на измерении показателя преломления света при прохождении его через жидкий образец, который наносится на нижнюю призму рефрактометра.

Применяется для определения сухих веществ и жиров в растворах и суспензиях.

Реологические методы – основаны на измерении деформации различных веществ и материалов.

Применяется для определения вязкости мясного фарша, пластичности теста и т.д.

Микроскопирование – основан на использовании микроскопа в качестве измерительного прибора.

Применяется для определения вида крахмальных зерен, наличия в продуктах примесей и микроорганизмов и т.д.

Микроскопирование часто сочетается с регистрационным методом (подсчет количества микроорганизмов).

® По времени получения результатов испытаний:

ü Экспресс - методы – методы, предназначенные для быстрого определения показателей качества.

Применяют когда необходимо быстро провести экспертизу.

Регистрационный метод основан на наблюдениях и подсчетах числа объектов, выбранных по определенному признаку.

В результате применения метода определяются приемочные и браковочные числа при приемке товаров, количество дефектных товаров, сортируются товары в соответствии с градациями качества (стандартные, нестандартные, отход, брак, а также на товарные сорта).

С помощью регистрационного метода рассчитываются основные показатели ассортимента (широта, полнота, новизна, ассортиментный минимум).

Количество регистрируемых объектов может определяться по счету или по массе, длине или объему.

Например, количество вредителей в муке, сухофруктах, число микроорганизмов определяется по счету на определенной площади или в определенной массе либо в объеме.

Регистрационный метод – один из наиболее распространенных методов экспертной оценки при приемке и хранении товаров. При оценке качества услуг розничной торговли можно использовать метод для проверки качества торгового обслуживания путем регистрации качества отзывов и жалоб от покупателей за определенный отрезок времени.

Органолептические методы – методы определения значений показателей качества с помощью органов чувств.

Достоинства: доступность и быстрота определения значений показателей качества, а также отсутствие необходимости использования дорогостоящего оборудования при измерениях.

Недостатки: субъективизм оценки, несопоставимость и недостаточная воспроизводимость результатов, с возрастом органолептические ощущения притупляются.

В органолептической оценке указывают все пять органов чувств человека, и их взаимосвязь с группами органолептических методов для определения показателей качества рассмотрена в таблице 8.

Общими показателями для всех потребительских товаров является внешний вид и консистенция, поэтому визуальный и осязательный методы относятся к общим органолептическим методам. Остальные подгруппы являются специфичными.

Обонятельный метод используется при оценке запаха всех пищевых продуктов, а также отдельных групп непродовольственных товаров (парфюмерно-косметических, стиральных порошков и т.д.).

Таблица 8 – Взаимосвязь органолептических методов и показателей качества

Группа органолептических методов Используемые органы чувств Органолептические показатели качества
Визуальный Глаз – орган зрения Внешний вид: форма, цвет, состояние поверхности, целостность
Осязательный Тактильные органы (осязания) Консистенция
Обонятельный Орган обоняния – носовые полости Запах (аромат)
Вкусовой Орган вкуса – ротовая полость Вкус
Аудио метод Орган слуха (слуховой аппарат) Звук (звучание)

Запах – впечатление, возникающее при возбуждении рецепторов обоняния. Это впечатление (импульс) преимущественно однокомпонентное, выраженное, сильное, но не всегда приятное.

Аромат – естественный, характерный запах (фрукты, пряности), преимущественно многокомпонентный, сильный, приятный.

Букет – запах во время созревания, брожения, ферментации (сыр, вино, чай), импульс тонкий, приятный, многокомпонентный.

Чтобы обладать запахом, вещество должно быть летучим и растворимым в воде и липидах.

Для характеристики запахов в нормативных документах прибегают к примерному определению: «Запах соответствует продукту, свойственный, характерный, без посторонних».

Запах создают преимущественно эфирные масла, летучие кислоты, альдегиды, спирты, сложные эфиры, фенолы, продукты распада белков, жиров. Чувствительность притупляется, если какие-то вещества длительно воздействуют на рецепторы.

Вкусовой метод применяется только для пищевых продуктов в сочетании с обонятельным.

Вкус – чувство, возникающее при возбуждении вкусовых рецепторов и определяемое как качественно, так и количественно.

Курящие ошибаются при определении вкуса чаще, чем некурящие.

У женщин порог ощущения сладкого вкуса выше, чем у мужчин.

Каждая область языка «отвечает» за определение характерных вкусовых импульсов: кончик языка – за сладкий вкус, край передней части – за соленый, край задней части – за кислый, основание – за горький.

Все вкусовые вещества подразделяются на следующие группы:

• Сладкие – моно- и дисахара, сахарин, глицерин, глицин. Степень сладкого импульса в веществах рассмотрена в таблице 9.

• Кислые – минеральные и органические кислоты.

• Соленые – соли хлора.

• Горькие – гликозиды, эфирные масла, алкалоиды.

Таблица 9 – Степень сладкого импульса отдельных веществ

Название веществ Относительная сладость, % к сладости сахарозы
Лактоза 0,16
Галактоза 32,1
Мальтоза 32,5
Глюкоза 74,3
Сахароза  
Фруктоза 173,3
Стевиозид  
Сахарин  

Вкус может быть гармоничным – один вкус (сахар, соль, кислота) или сочетание – сладко-кислый (плоды), сладко-горький (шоколад), кисло-соленый (квашеные овощи), солено-горький (маслины) и негармоничным – солено-сладкий, горько-кислый. Негармоничный вкус возникает, как правило, вследствие порчи продуктов (горько-кислый вкус квашеных овощей).

Слабые вкусы (соленый, сладкий и кислый) могут легко исчезнуть. Вкусовые ощущения могут сочетаться с обонятельными и осязательными («терпкость» - воздействие дубильных веществ, «жгучий вкус» – раздражение слизистой оболочки).

Аудиометод (акустический) используется в основном для отдельных групп непродовольственных товаров (музыкальные инструменты, аудио- и видеотехника, посуда).

В некоторых случаях определенные характеристики звука или звучания характеризуют качество отдельных продовольственных товаров. Так выраженный хруст квашеных и соленых овощей свидетельствует об упругости консистенции и, следовательно, о высоком качестве; высокая звукопроводящая способность, ясный и звонкий тон при постукивании арбуза и замороженного мяса свидетельствует о зрелости первого и свежести второго. Наоборот, глухой, угасающий звук свидетельствует о том, что арбуз недозрелый, а мясо замораживалось, возможно, не первый раз и является продуктом несвежим или сомнительной свежести.

Визуальный метод – комплексный показатель, который дает в среднем 70…80% информации. При оценке следует учитывать явление цветового контраста, освещенность (150…200 лк).

Осязательный метод необходим для определения консистенции продукта. Его применение характеризуется прикосновением, легким надавливанием пальцами. При этом могут одновременно определяться показатели слуха.

Консистенция – комплекс физических свойств, которые воспринимаются через осязательные и слуховые ощущения.

Для характеристики консистенции применяют такие понятия, как нежность, сочность, жесткость (мясо, рыба), разжевываемость, волокнистость, деревянистость, песчанистость (плоды, овощи).

В зависимости от структуры продуктов консистенция бывает жидкая (сок), твердая (сыр), кристаллическая (сахар), аморфная (карамель), желеобразная (мармелад), пенообразная (пиво), пористая (сухари), волокнистая (овощи).

Для проведения органолептической оценки должны выполняться следующие условия:

Ø Отбор проб производится в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, отобранные для лабораторных исследований пробы в ящик, пакет или банку опечатывают (опломбировывают).

Ø Требования к помещению: помещение для органолептической оценки должно быть без посторонних запахов и звуков, параметры температуры должны быть в пределах 18…20 оС, относительная влажность воздуха – 70…75%, стены помещения должны быть окрашены в белый, кремовый или светло-серый цвет, освещенность на рабочих местах – не менее 50 лк рассеянным дневным светом.

Ø Проведение испытаний проводится в определенной последовательности: внешний вид → цвет → запах → консистенция и вкус. Продукты, обладающие слабым запахом оцениваются в первую очередь, умеренным во вторую, сильным в третью. Такой же порядок при оценке вкуса.

Проверка соответствия сенсорных способностей экспертов-дегустаторов проводится по следующим показателям:

Сенсорная чувствительность – способность восприятия внешнего импульса при помощи органов чувств.

Порог чувствительности – наименьшая интенсивность импульса, воспроизводимого органами чувств (минимальная концентрация вещества). Чем меньше концентрация, тем ниже порог чувствительности и выше чувствительность дегустатора.

Например: порог ощущения сахарозы 0,4 г на 100 мл. Если эксперт имеет более высокий порог чувствительности, то он не может быть дегустатором сладких и слабосладких продуктов.

Порог распознавания – наименьшая интенсивность импульса, воспринимаемая органами чувств, которую можно определить.

Порог разницы – минимальная, но заметно воспринимаемая разница интенсивности между двумя импульсами одного и того же вида.

Сенсор6ная память – способность к запоминанию разных сенсорных впечатлений.

Сенсорный минимум – минимальная чувствительность органов чувств к восприятию ощущений.

Проверка сенсорных способностей должна проводиться не реже одного раза в год.

При отборе экспертов-дегустаторов предпочтение отдается лицам с низкими порогами чувствительности и распознавания разницы вкусов и запахов.

Дегустаторы специализируются на отдельных группах и даже отдельных видах товаров.

При формировании дегустационных комиссий основными принципами для отбора экспертов должны стать их компетентность, независимость, объективность, опыт работы и сенсорные способности.

Экспертные методы – методы оценки, применяемые группой экспертов в условиях неопределенности или риска.

Предназначены для экспертной оценки в случаях, когда другие методы неприменимы или неэкономичны. Сочетание в процессе применения с органолептическими методами позволяет получать наиболее точные результаты. Классификация экспертных методов показана на рисунке 30.

Рисунок 30. Классификация экспертных методов

Достоинства: воспроизводимость, широкая сфера применения (не только оценка качества товаров, но и исследование операций технологического цикла принятие управляющих решений, прогнозирование), незаменимость при оценке не существующей, а прогнозируемой ситуации продвижения товаров на рынке, предполагаемого спроса на них.

Недостатки: субъективизм, ограниченность применения, высокие затраты на применение.

Методы группового опроса – основаны на проведении опроса группы экспертов с последующим анализом и обработкой полученной от них информации.

Методы предназначены для получения групповой экспертной оценки для принятия окончательных решений, их выбор обоснован на основании необходимости принятия сложных решений в ситуации неопределенности или составления научно обоснованного прогноза.

Достоинства: возможность разностороннего анализа характеристик товаров, с их применением увеличивается объем полезной информации и уменьшается вероятность ошибок при принятии решения, возможность получения обобщенного и более объективного результата, коллективная ответственность позволяет принимать более рискованные решения.

Недостатки: трудности в получении согласованной и надежной оценки, разброс мнений по решению некоторых вопросов из-за разной компетентности экспертов. Если информация у целой группы экспертов неверная, то это может привести к значительным ошибкам в конечных результатах.

Но, несмотря на недостатки, установлено, что при соблюдении определенных требований групповая оценка более надежна, чем индивидуальная.

К таким требованиям относятся:

Применяемое распределение оценок полученных от экспертов, указывающих на независимость их мнений, при этом должны быть установлены причины разных мнений и даны их обоснования. Может быть рассчитано математико-статистическим методом для выявления грубых погрешностей и их устранения.

Групповая надежность выражается в совпадении или близости конечных результатов, которые получены при обобщении оценок по определенной проблеме двумя группами экспертов, выбранных случайным образом. Во многом определяется индивидуальной степенью надежности экспертов как одного из важнейших критериев их оценки.

Под степенью надежности эксперта понимается относительная частота случаев, когда эксперт приписал наибольшую вероятность гипотезам, которые впоследствии подтвердились.

Подготовка экспертизы, снижающая систематические и случайные погрешности при ее проявлении. Заключается в создании формализованной модели экспертизы и материально-техническом обеспечении отдельных ее этапов.

В случае использования методов группового опроса формируются основные этапы проведения экспертизы, которые рассмотрены на рисунке 31.

При формировании целей и задач экспертизы необходимо осуществить предварительный сбор информации об объектах экспертизы и учитывать индивидуальные особенности возможных экспертов, компетентность и опыт работы в определяемой области.

Формирование рабочей группы специалистов-аналитиков необходимо для разработки методов опроса, анкет, отбора экспертов, а также обеспечения условий их работы, анализа и обобщения информации.

Разработка процедуры опроса предполагает составление анкет и определение методов опроса.

Отбор и формирование групп экспертов начинается с определения области их компетенции.

Для этого составляется список специалистов, компетентных в установленной области знаний и имеющих практический опыт работы. После этого проводится оценка их качества с применением следующие методов:

· Эвристических – оценок, выставляемых эксперту и основанных на предположении правильности отражения качества эксперта через оценку окружающих или самооценку.

Самооценка – оценка своей компетентности самим экспертом.

Взаимооценка – определяется как средняя из оценок, назначаемых другими экспертами. Сущность метода: каждый эксперт дает оценку всем остальным экспертам, а затем рассчитывается усредненный результат. Каждому эксперту присваивается оценка от 10 баллов (самый квалифицированный) до 0 (совершенно неквалифицированный), их ранжируют и делят на группы по квалификации – выше средней, средней и ниже средней.

Рисунок 31. Основные этапы проведения экспертизы с использованием методов группового опроса

· Тестовых оценок – оценок с помощью тестирования психолого-физиологических особенностей экспертов.

Тестовые оценки подразделяются:

на оценку воспроизводимости результатов – оценка степени близости индивидуальных оценок эксперта, проведенных через определенные промежутки времени.

оценку квалиметрической компетентности – оценка теоретических знаний методов оценки качества и умения их применять (использовать разные типы шкал, различать градации и т.д.).

оценку объективности корректирования суждений – способность оценивать объект независимо от оценок других экспертов.

· Документальных оценок – оценок, основанных на документальном подтверждении соответствия его установленным требованиям.

После суммирования оценок и выделения среднего балла для каждого эксперта отбирается экспертная группа. Чем больше экспертов в экспертной группе, тем выше точность и достоверность оценки. Но с увеличением количества возрастают затраты на проведение экспертизы, поэтому на практике в экспертную группу отбирают 8…12 чел.

Далее экспертная группа собирается вместе, чтобы сформулировать цели и задачи экспертизы. Для этого может быть использован метод ПАТТЕРН.

Метод ПАТТЕРН (название состоит из первых букв английских слов, означающих «Помощь планированию посредством количественной оценки технических данных».).

Использование метода предусматривает выполнение несколько этапов:

1. Постановка основной проблемы и деление ее на проблемы первого, второго и т.д. порядка до тех пор, пока не будут получены простые элементы, которые могут быть оценены экспертами. Появляется «дерево целей».

2. Определение коэффициентов весомости каждой задачи относительно основной цели. При этом эксперты выносят решения после открытого обсуждения в экспертной группе.

3. Применение современных вычислительных технологий для обработки результатов.

Затем проводится экспертная оценка, после проведения которой полученная информация подвергается анализу, тщательной обработке, синтезу. Результаты экспертизы обрабатываются и обобщаются. Для обработки и обобщения их целесообразно применять метод Дельфы.

Метод Дельфы – основан на последовательно осуществляемых процедурах, которые направлены на формирование группового мнения по процедурам с недостаточной информацией.

Название метода происходит от древнегреческого города Дельфы, где жили оракулы, которые предсказывали правителям города будущее. Для того чтобы повысить объективность предсказаний, каждого из них сначала сажали в отдельную темницу, где им давали подумать, прежде чем получить от них суждение. Во время размышлений каждому из них приносили в письменном виде анонимные результаты других оракулов. Эти результаты могли поменять первоначальное мнение о предстоящем будущем. Затем их одновременно выпускали, и они должны уже коллективно выработать единое мнение, которое высказывали своему покровителю.

Особенности современного использования метода выглядят так: на первом этапе – это отказ от совместной работы и анонимность оценок (каждый эксперт высказывает свое мнение без группового обсуждения), на втором этапе – регулирование обратной связи (эксперты получают достаточную информацию о мнениях других членов группы) и на третьем этапе – это формулировка группового ответа.

Из всех методов экспертной оценки показателей качества заслуживают наибольшего внимания методы определения коэффициентов весомости. Ограничимся рассмотрением одной методики их применения.

Определение коэффициента весомости – количественная характеристика степени значимости конкретного показателя для оценки качества.

При определении показателей качества эксперты сначала оценивают наиболее важный из этих показателей (по их мнению) и присваивают ему определенное число, например, 1.

Все последующие показатели оцениваются в убывающем или возрастающем порядке по степени значимости. После ранжирования показателю 1 ранга присваивается коэффициент весомости, например 10 или 15. Коэффициент весомости следующего по важности показателя определяется как доля важности первого показателя. Каждый эксперт оглашает членам экспертной группы свое мнение по значениям коэффициентов весомости. Затем эти значения усредняются.

Материально-статистические методы обработки экспертных оценок предназначены для повышения достоверности результатов оценки качества товаров экспертами. Среди них можно выделить ранжирование.

Ранжирование – предназначено для решения многих практических задач, когда объекты, определяющие конечные результаты, не поддаются непосредственному измерению.

Процедура состоит в расположении объектов в наиболее рациональном порядке и присвоении им определенного ранга в виде числа натурального ряда. При этом ранг 1 получает наиболее предпочтительный объект, а ранг n – наименее предпочтительный. В результате получается шкала порядка, в которой число рангов равно числу объектов. Если два объекта имеют одинаковые ранги, то им приписывают так называемые стандартизированные ранги, которые рассчитываются как среднее суммы мест объектов с одинаковыми рангами.

Например, шести объектам присвоены следующие ранги:

Объекты 2 и 5 поделили 2 и 3 места. Их стандартизированный ранг будет равен: (2+3)/2=2,5. Об ъ екты 3, 4 и 6 поделили 4, 5 и 6 места, а их стандартизированный ранг равен 5.

2.5 Порядок производства экспертизы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: