Качество социального работника

Специфическим личностным качеством специалиста в структуре коммуникативной компетентности является профессиональная коммуникабельность.

В психологической литературе имеются другие термины, характеризующие профессионально-личностное качество социального работника, от которого зависит уровень общения с клиентами. Так, например, называют его профессиональной общительностью.

Почему предпочтительней предлагаемый термин? Дело в том, что общительностью в той или иной мере обладает каждый человек, поскольку ему приходится вступать в контакты с ок­ружающими. Кроме того, нередко неумение социального работника наладить общение с клиентом оправдывают особенностями его харак­тера, необщительностью, интравертивностью. Между тем социальному работнику необходимы не общительность и не экстравертивность, проявляющиеся в склонности к расширению контактов и внешней экспрессивности поведения, а способность к про­дуктивному взаимодействию с клиентами. Общитель­ность и экстравертивность можно рассматривать как благопри­ятные условия для формирования профессиональной коммуника­бельности.

В.Л. Леви предупреждает: "Люди... сверхобщительные, как правило, те, кто компенсирует недостаток качества общения его количеством. Гений коммуникабельности не есть самый общительный человек, но самый превосходный в общении".

Напомним, кстати, что общительность, возникающая на ос­нове потребности в общении, формируется прижизненно как результат взаимодействия личности с окружающими. Однако ее проявление зависит и от индивидуальных психофизиологи­ческих особенностей, в частности от типа нервной системы. Так, благоприятной предпосылкой формирования профессиональной коммуникабельности являются ее сила и лабильность.

В общительности различают содержательную (объект, на­правленность) и формально-динамическую стороны. Послед­няя характеризуется широтой или узостью, легкостью или на­пряженностью, активностью или пассивностью, самостоятель­ностью или зависимостью. Различают степени проявления общительности: сверхнизкую (замкнутость), низкую, умерен­ную, высокую, и сверхвысокую.

Как психологическое образо­вание общительность зависит не столько от психофизиологи­ческих особенностей человека, сколько от влияния социальных факторов. Она отмечает преимущество их воздействия и на со­держательную и на динамическую стороны общения, его стиль.

Принято считать, что высокая степень развития общитель­ности является доминирующим признаком профессиональной коммуникабельности социального работника. Однако исследования психологов вносят существенные коррективы в это предположение. Ученые доказали отсутствие прямой зависимости между общитель­ностью и способностью к управленческой деятельности. Ни высокая, ни низкая общительность личности сами по себе не оказывают решающего влияния на установление продуктивных деловых контактов. Более того, высокая общительность может отвлекать, блокировать ответную вербальную активность в свя­зи с неумением выслушать других.

Существенным признаком профессиональной коммуникабель­ности социального работника является личностная аттракция (от лат. attrachere — при­влекать, притягивать) специалиста как предпосылка переживания удовлетворения общения с ним. Привлекательность социального работника как коммуниканта можно связать с "яркостью его личности".

Эмоциональная привлекательность социального работника для клиентов обусловлена рядом факторов, среди которых важнейшими, на наш взгляд, являются профессиональная эрудиция, творческое своеобразие, высокая общая и нравственно-эстетическая куль­тура, профессиональное мастерство, включая искусство общения.

К ведущим признакам профессиональной коммуникабельности социального работника можно отнести следующие:

· потребность в общении;

· его положительная эмоциональная тональность;

· доминирующее переживание чувства удовлетворения им;

· взаимная личностная аттракция (социальный работник - клиент);

· понимание клиента, способность устанавливать индиви­дуальные и групповые контакты;

· конструктивное разрешение межличностных противоре­чий;

· гуманизм и демократизм общения;

· эстетика общения.

Таким образом, развитие коммуникативной компетентности специалиста следу­ет рассматривать как процесс саморазвития и самосовершенст­вования, а диагностику компетентности — как самодиагности­ку.

Вопросы для самоконтроля

Что такое социальный интеллект, его характерные особенности?

Какие блоки профессионально-коммуникативных умений социального работника Вы знаете?

Что такое аттракция?

Что можно отнести к ведущим признакам профессиональной коммуникабельности социального работника?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: