Функции социальной психологии

- методологическая: связана с потребностью определения объекта и предмета социальной психоло­гии; выявления ею принципов и методов познания исследуемых феноменов;

- мировоззренческая: синтезирует современные научные представления о природе общественной психологии людей и ее месте в системе общественного сознания, духовной жизни общества; показывает, как должен осуществляться процесс формирования правильных знаний о социально-психологических фе­номенах;

- регулятивная: показывает, какое непосредственное воздействие и каким образом общественно-психологические явления и процессы оказывают на развитие и функционирование всех других экономиче­ских и общественных феноменов, проявляющихся в жизни и деятельности людей;

- прогностическая: с одной стороны, раскрывает динамику соотношения и взаимосвязи между идео­логией и общественной психологией на ближайшую и отдаленную перспективу, позволяет правильно и все­ сторонне оценить их; с другой - дает возможность определить оптимальное соотношение между индивиду­альным, коллективным, общечеловеческим в психологии гармонично развитого человека будущего;

- аксиологическая: позволяет определить реальные и мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей.

75. Связь социальной психологии с другими областями знаний.

Взаимосвязь социальной психологии с общественными и естественными науками предоставляет возмож­ность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений, процессов и специфики общественного сознания, их происхождения, особенностей развития и роли в жизни и деятельности людей.

Общая психология позволяет социальной психологии более точно понять и методологически правильно осмыслить психологические особенности личности (индивида), являющейся субъектом общественных отноше­ний и носителем социальной психики.

Социология представляет интерес для социальной психологии благодаря исследованиям проблем соотно­шения общества и личности, общественного сознания и социальных институтов, власти и справедливости и т.п.

Исторические науки показывают, как с помощью социальной психологии осуществляется развитие соци­альной психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Политические науки помогают социальной психологии правильно понять, какие политические явления (процессы) и как влияют на общественное сознание людей, как изменяется социальная психика людей в усло­виях политической деятельности или под ее влиянием.

Экономические науки раскрывают социальным психологам сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе, показывают им, как они влияют на общественные отношения и на про­явление в них социальной психики и общественного сознания людей.

Культурология, этнология, исследуя особенности культурного и этнического развития различных этниче­ских общностей, дают возможность социальной психологии адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических феноменов.

Педагогические науки предоставляют социальной психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.

Социальная психология, изучая условия и специфику формирования, развития и функционирования обще­ственной психики и сознания людей, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интер­претировать законы отражения общественным сознанием объективной действительности.

76. Выделение социальной психологии в самостоятельную науку в середине XIX века.

1-й этап. Родоначальниками накопления социально-психологических знаний считаются китайские и греческие ученые, которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предна­значения в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения инди­видов, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д.

2-й этап. В средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые занимались психологическим описа­нием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоотношениями и тради­циями, накапливали и обобщали результаты немногочисленных исследований закономерностей уже известных со­циально-психологических явлений и процессов - общения и взаимодействия представителей различных общностей.

3-й этап. В середине XIX в. за рубежом появились три социально-психологические теории - «психологии на­родов» (основатели - М. Лацарус, X. Штейнталь и В. Вундт), «психологии масс» (Г. Тард, С. Сигиле и Г. Ле-бон), «инстинктов социального поведения» (В. Макдаугалл), послужившие предпосылкой для превращения социальной психологии в самостоятельную отрасль знания. После этого начинается активная разработка методологических и теоретических основ социальной психологии.

Огромный импульс к развитию социально-психологических исследований и применению их результатов на практике придавали войны и военные конфликты, которыми изобиловал XX в. и во время которых особенно остро вставали вопросы, связанные с предотвращением и профилактикой отрицательных социально-психологических яв­лений и процессов (страха, паники, снижения сплоченности населения и военнослужащих в группах, социальной дезорганизации и дезинтеграции социальных конфликтов и т.д.), затрагивающих все стороны жизни и деятельно­сти людей.

4-й этап. В 20-40-е годы XX в. социальная психология постепенно начинает превращаться в сугубо экспери­ментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и разрабатывающую специфические методики изучения социально-психологических феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и деятельно­сти людей. Внутри социальной психологии начинают зарождаться, а в 60-90-е годы наиболее продуктивно совершенст­воваться ее новые отрасли: этнопсихология, политическая психология, психология управления, конфликтология и др. К сожалению, в СССР социальная психология в 30-50-е годы по политическим причинам практически не развивалась.

Социальная психология как наука и научная мыслительная парадигма очень молода, несмотря на то, что в лучших образцах философской мысли античного периода, средних веков и нового времени мы находим живой интерес исследователей к социальному бытию человека и порождаемым им на уровне массовых процессов и индивидуальной психики феноменам. Представляется, что есть веские основания для того, чтобы социальная психология в своей научной форме не могла появиться раньше рубежа XIX—XX веков. Для ее возникновения требовались определенные психологические, исторические, культурные предпосылки в их совокупности, на которых мы и остановимся.

XIX век во многих смыслах выступил «заказчиком» на новую науку, отсутствие которой стало сказываться на состоянии дел в других науках и различных сферах социальной практики человека.

1. Прежде всего — это изменение социального, политического климата в Европе, которое во многих отечественных обзорах характеризуется как возрастание роли масс и массовых движений. Это время богато на революции, массовые организованные выступления больших групп людей, которые кардинально отличались от «темных» бунтов предыдущих веков. «По аналогии с естественными науками правители всех уровней требовали от социальных наук скорейшего перехода к фазе управления. В связи с тем, что социальная психология оказалась наукой наиболее пригодной для исследования роли идей, мотивов, потребностей в детерминации поведения, ей этот социальный заказ был обращен в первую очередь» [

2. Многое убедительно свидетельствует о том, что образ мира человека второй половины XIX века существенно отличался от такового у его предшественников и был близок к нашему, современному. Н. Коперник, Ч. Дарвин, К. Маркс и З. Фрейд убедительно показали человечеству, что Земля и ее обитатели не являются ни центром мироздания, ни его вершиной, а всего лишь случайным эпизодом, действительно «игрушкой слепых сил»: космических, биологи­ческих или экономических. Но уже тогда, в середине XIX века набирала силу потребность в научном, объективном знании о природе человеческих отношений и о научно обоснованных приемах управления этими отношениями.

3. «Среднему» жителю XIX века стали доступны путешествия по Земле и личное знакомство с иными культурными пространствами. Такое расширение «культурных горизонтов» приводило к изменению устойчивых представлений о том, что «нормально» и что «не нормально», что является признаком «прогрессивности», а что — «отсталости». Видимо, новое представление можно сформулировать так: «Они — не хуже и не лучше нас, они — другие». Естественно, не в плане анатомии и физиологии, а в плане культуры, ценностей, традиций. Вместе с тем, все это оформлялось в некоторый общественный запрос на новое знание — этнопсихологи­ческое, по сути своей — социально—психологическое.

4. Г. М. Андреева выделяет еще одну область социальной практики, в рамках которой возник имплицитный запрос на научное социально—психологическое знание, — криминалистика. Меняется общая картина преступной деятельности, появляются новые виды преступлений, которые трудно объяснить чисто материальной безысходностью или патологическим типом личности. Особый интерес связан с самоубийствами. И дело не в том, что их число растет, — меняются причины. Все чаще в качестве таковой речь идет о потере жизненных смыслов.

77. Социально-психологические теории первой половины ХХ века (Ф.Олпорт, В.М. Бехтерев, Я.Морено, К.Левин и др.)

Г. М. Андреева именует этап развития социальной психологии XIX — начала XX века (он заканчивается на рубеже 10—20—х годов XX века) «описательным». Это название отражает важную особенность подходов того времени: по типу философских, литературных и прочих эссе они описывали социально—психологические явления, содержали умо­зрительные, общие оценки и прогнозы. Помимо этой особенности, существующие теории сближала проблематика: массовидные явления, большие социальные группы людей, механизмы массового воздействия и прочие социальные явления «большого калибра».
Существенную роль в построении целого ряда концепций сыграла идея социального подражания, на основе которой сформировались социально—психологические воззрения Г. Тарда, Г. Лебона, З. Фрейда. Социальное подражание (по—другому — имитирование, форма внушения) рассматривается как основа поведения человека в обществе, общество — как «достойный» итог такого положения дел: «Общество — это подражание, а подражание — это род сомнамбулизма» (Г. Тард). С. Московичи, посвятивший одну из своих самых известных работ психологии толпы, следующим образом определяет суть учения Г. Лебона, создателя учения, известного в нашей литературе как «Психология масс».«Толпа в психологическом смысле является человеческой совокупностью, обладающей человеческой общностью, а не скоплением людей, собранных в одном месте.»

Идеи Лебона нашли понимание у человека, который своими воззрениями многое определил в психологии ХХ века, — у З. Фрейда. В своих социально—психологических работах он активно использовал положения психологии масс Г. Лебона. Для него огромную роль в социальном устройстве мира играло внушение — подражание, подчинение лидеру (вожаку), неосознаваемые коллективные представления [121].

Идея подражания как основы социальной жизни в конце XIX — начале XX века была нечужда и российским философам и психологам. В работах Н. К. Михайловского и Г. В. Плеханова поднимается вопрос о происхождении склонности толпы к подражанию. Н. К. Михайловский видит корни этого явления в условиях жизни людей, обрекающих их на духовную пустоту, подчинение силе и магии авторитета героя. У Г. В. Плеханова мысль о том, что подражание герою — явление историческое, а не изначальное, звучит еще отчетливее: не отрицая роли подражания, он говорит об относительности его роли, о том, что существует и иной механизм формирования социального поведения человека — противодействие как отдельных людей, так и целых групп друг другу. Слепое подражание — феномен исторический, он связан с неразвитым самосознанием человека и целых социальных слоев общества. В силу своей относительности он может быть преодолен посредством развития самосознания

Известный отечественный психолог и физиолог В. М. Бехтерев тоже отводил механизму подражания существенную роль в системе своих научных взглядов. «Как только массы образовались, как только общий импульс их всех объединил, тогда внушение и взаимное внушение становятся решающим фактором для всех последующих событий».

Еще одна идея, вызвавшая к жизни социально—психологическое учение, сформировалась в немецкой философии, прежде всего — в работах Гегеля. Это идея «народного духа», самым ярким психологическим воплощением которой в конце XIX века стала «психология народов» В. Вундта. В качестве основного предмета изучения психологии народов автор выделил три большие области: язык, мифы и обычаи. Язык, с его точки зрения, содержит в себе общую форму представлений, имеющихся у данного народа; мифы позволяют выявить первоначальное содержание этих представлений, причину их возникновения; обычаи — есть «общие направления воли», возникшие на основе языка и мифов. В России сторонником идеи «народной психологии» был А. А. Потебня. Эта идея привлекла его возможностью изучения объективных оснований национальных различий и в языке, и в особенностях характера, организации душевной жизни

Заслуживает внимания еще одна идея, родившаяся в XIX веке и имеющая продолжение в социальной психологии века XX—го. В социальной английской философии, в частности — в трудах Г. Спенсера была предпринята попытка применения эволюционного учения к социальным процессам. Общество рассматривалось как коллективный организм, развивающийся по биологическим законам. В социальной психологии эта идея была воспринята и теоретически разработана У. Мак—Дауголлом в его теории «гормической психологии». В своих трудах этот ученый предвосхитил многие идеи, ставшие «плотью и кровью» современной социальной психологии (например, трехкомпонентная структура инстинктов и чувств), хотя его теория в целом потеряла свою актуальность. Основу человеческого поведения, по мнению этого ученого, составляют инстинкты: врожденные предрасположенности к определенным реакциям, которые у человека в процессе приобретения собственного опыта и окружающей среды преобразуются в чувства. Иначе говоря, эти инстинкты в субъективном опыте человека представлены в виде определенных чувств. Скажем, выражением инстинкта борьбы являются ярость и страх, инстинкта приобретения — чувство собственности и т. д.

В своей экспериментальной ипостаси социальная психология в начале XX века развивалась и в Новом, и в Старом свете, и в России. Огромный вклад в ее становление внесли В. М. Бехтерев и М. Ланге (Россия), В. Меде (Германия), Ф. Оллпорт (США). Экспериментальный период развития социальной психологии чрезвычайно богат эмпирическими открытиями, методическими находками, реальными практическими результатами. Собственно, на это и была направлена социально—психологическая мысль 20—60—х годов ХХ века. Социальная психология изо всех сил пыталась утвердить себя в научном мире как «законная» естественнонаучная дисциплина. Отсюда — акцент на лабораторный эксперимент, осторожное (мягко сказано!) отношение к любой теории, не имеющей убедительных подтверждений в эксперименте, направленность на решение практических задач.

Бихевиоризм одним их первых обратился к социально—психологической проблематике, впрочем, не усмотрев в ней ничего специфи­ческого, требующего какого—то отдельного как концептуального, так и методического подхода.
Бихевиоральная социальная психология создала и свою практику активного обучения и групповой психотерапии (прежде всего — это группы навыков и умений) [95]. Интересно, что все разнообразие социально—психологи­ческих подходов в рамках бихевиоризма создано на основе весьма ограниченного набора концептуальных понятий данной парадигмы: поведение, стимул, реакция, подкрепление (поощрение, наказание), научение.

Когнитивизм — значительное явление в истории развития психологии вообще, социальной психологии в частности, возникает на основе гештальтпсихологии, существенно дополненной и развитой в работах К. Левина и Ф. Хайдера [10, 134]. Таким образом, главный акцент сделан на когнитивные процессы, формирующие те или иные социальные реакции человека.
«Впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате возникновения чего образуются различные идеи, верования, ожидания, аттитюды, которые и выступают регуляторами социального поведения» К. Левину современная социальная психология обязана очень многим: не просто идеями и конкретными данными, а целыми областями социально—психологического знания:

· учение о групповой динамике и конкретные исследования в области сплочения, развития, взаимодействия личности и группы, лидерства и руководства;

· методология активного социально—психологического обучения и принятия эффективных групповых решений;

· подходы к пониманию и разрешению внутригрупповых и меж­групповых конфликтов и многое другое.
Влияние К. Левина на частные направления в социальной психологии велико, но важнее другое: под воздействием его идей сформировался устойчивый социально—психологический взгляд на природу взаимосвязи человека и группы, личности и общества, взгляд с позиции динамической взаимосвязи и взаимозависимости.

Когнитивный подход С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда. Основные идеи авторов, выступающие в качестве методологической установки для экспериментальных исследований, сводятся к следующим положениям: поведение человека может быть рассмотрено только исходя из признания его целостности; важнейшим элементом целостной организации поведения является познашф (cognition); перцепция рассматривается как отношение поступающих данных к когнитивной структуре, а научение - как процесс когнитивной ре­организации.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Основные положения данной теории изложены в его работе «Теория когни­тивного диссонанс» (1957). Основная суть этих идей состоит в том, что человек имеет тенденцию постоянно сравнивать себя с други­ми, причем чем больше он замечает расхождений в способностях, мнениях между собой и другими, тем меньше он способен реально оценивать себя.

Неофрейдизм, опираясь на социально—психологические идеи Зиг­мунда Фрейда и собственные наработки, создал весьма специфическую социальную психологию. Н. Н. Богомолова и Л. А. Петровская именуют этот феномен «рассеянным психоанализом» и выделяют три формы его представленности в современном социально—психологическом мышлении:

1) влияние на внутренние профессиональные установки исследователей относительно рассмотрения тех или иных социальных явлений;

2) включение психоаналитических принципов в современные теории и социально—психологическую практику;

3) заимствование отдельных положений психоанализа для объяснения различных социально—психологических проблем.

С точки зрения З. Фрейда, в основе группы — система эмоциональных либидозных связей, то есть группа обретает свое психологическое содержание благодаря межличностной «любви», связывающей между собой рядовых членов группы. Однако связи рядовых членов группы между собой вторичны; они возникают только благодаря тому, что каждый член группы устанавливает особые по содержанию связи с лидером (вожаком). Психологическая суть первичных связей «член группы — лидер» — это идентификация. Член группы переносит на лидера свое «идеальное Я», идентифицируется с его поведением, чертами характера, ценностями и т. д. Благодаря связи каждого с лидером возникает и связь второго порядка — членов группы между собой. Особую психологическую позицию в групповой системе занимает лидер — вожак. Он не идентифицируется ни с кем, он любит только себя

Теории агрессии и подражания (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура). В конце 30-х гг. Н. Миллер, Д. Доллард сформулиро­вали гипотезу фрустрации - агрессии. Ее суть сводилась к следующему: наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации, и, наоборот, существование фрустрации всегда ведет к некоторой форме агрессии. Другой важной проблемой является проблема подражания (имитации). Авторы теории в работе «Социальное научение и подражание» рассматри­вают подражание как объект инструментального научения.

Подход А.Бандуры. А. Бандура рассматривал подкрепление как фактор, способствующий научению, а не вызывающий его. Отвечая на вопрос о том, как могут приобретаться образцы поведения, А. Бандура допускает два варианта: а) через прямой лич­ный опыт; б) через наблюдение поведения других.

Недостатки теории агрессии и подражания: подкрепление признается основной детерминантой, регулятором поведения; не были исследованы групповые процессы; исследования проводились в рамках лабораторного эксперимента, влияние социума не учитывалось.

Теории диадического взаимодействия (Д. Тибо, Г. Келли, Г. Хоманс). Подход Д. Тибо и Г. Келли («теория взаимодействия исходов») - бихевиористская Матрица исходов.

Недостатком данной теории можно считать универсализацию авторами такого важного (но далеко не единственного) регуля­тора межличностных отношений, как принцип вознаграждения - издержек. Кроме того, достаточно сложно количественно изме­рить и оценить полезность (или вредность) взаимодействия людей в диаде и еще труднее оценить возможные типы стратегий в зависимости от психологических реакций собеседника (партнера).

Теория социального обмена Г. Хоманса - бихевиористская теория, объясняющая качество взаимодействия людей в диаде от соотношения «вознаграждения» и «издержек».В центре внимания Г. Хоманса - взаимный обмен вознаграждениями (позитивными подкреплениями) и издержками (нега­тивными подкреплениями), который имеет место в диадическом взаимодействии.

Символический интеракционизм опирается на взгляды американского философа, социолога и социального психолога Дж. Мида. Прежде всего — это течение опирается на последовательное понимание группы как целого. Здесь целостность преобладает над индивидом. Поведение человека в группе анализируется и интерпретируется в рамках целостной групповой активности.

Основной интерес сосредоточен именно на осмыслении закономерностей социального процесса, который представляет собой не что иное, как интеракцию, взаимодействие людей в рамках конкретной социальной ситуации. Социальная ситуация — не просто контекст, она — значимый фактор взаимодействия. Опираясь на данные ему культурой символические средства — прежде всего язык, — человек интерпретирует, «называет» ситуацию. В зависимости от того, как он его интерпретировал, «назвал», разворачивается взаимодействие между людьми.

Особая заслуга интеракционизма заключается в том, что здесь в качестве важнейшего были выделены чисто человеческие, символические аспекты общения — речь, жест, мимическое выражение чувства и др. Социальное поведение человека признается принципиально отличным от стадного поведения животного. Как квинтэссенция символического поведения человека рассматривается социальная роль — устойчивая внешняя и внутренняя позиция одного человека в отношении другого и (или) социальной системы в целом.

В рамках символического интеракционизма сформировались теории, имеющие огромное значение для современной социальной психологии. Прежде всего это теории ролевого поведения (Т. Сарбин, Э. Гофман, Р. Линтон и др.), референтной группы как источника личных норм и ценностей человека (Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли).

Теория структурного баланса Ф. Хайдера - теория, объясняющая поведение человека его стремлением к сбалансированности и его потребностью поиска причин для объяснения поведения другого, своих действий на уровне житейской психологии. Для уяснения данного положения использовалась модель триады, где одна личность относится к двум объектам, один из которых тоже может быть личностью. Данная модель представлена схемой «Р - О - X», где Р - воспринимающий субъект; О - другой; X - объект; Взаимодейст­вие трех элементов составляет когнитивное поле, причем отношения между элементами описываются двумя видами оценки: эмоцио­нальные типа «люблю - не люблю», «нравится - не нравится» и обозначаются соответственно буквами «L» и «nL» принадлежности: фиксируют степень воспринимаемого единства элементов и выражаются в понятиях «близкий - далекий», «принадлежащий - не при­надлежащий» и обозначаются буквами «U» и «nU». Как только мы зафиксировали отношения между «Р», «О», «X», возможно прогно­зирование того, в каком направлении пойдут события в триаде.

Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома. Основные положения теории изложены в работе «Подход к исследованию ком­муникативных актов» (1953). В целом концепции структурного баланса и коммуникативных актов позволяют лишь зафиксировать не­которое расхождение (диссонанс) во взаимном восприятии людьми друг друга. Кроме того, рассматриваемые теории предусматривают взаимодействие в триаде, а групповые процессы остаются за рамками изучения.

Теория конгруэнтности (Ч. Осгуд, П. Танненбаум). «Конгруэнтность» трактуется как «совпадение». В данной теории делается попытка предсказать изменение отношения (аттитюда) личности к двум объектам при стремлении установить соответствие в когни­тивной структуре. Для этого используется методика семантического дифференциала. Данная теория, как и все теории соответствия, не отвечает на ряд принципиальных вопросов, объясняющих социальное поведение людей.

Теория аттитюдов Г.Олпорт и Р. Лапьера. В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия.

Были выделены четыре функции аттитюдов:

1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания — аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты — аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой. В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются:

а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);

б ) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);

в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

В течение длительного времени изучения аттитюдов не возникало сомнений в том, что знание аттитюда полезно потому, что позволяет прогнозировать поведение. Однако со временем возникло затруднение в объяснении связи «аттитюд – поведение». Оно было обнаружено после осуществления известного эксперимента Р. Лапьера в 1934г. Лапьер с двумя студентами-китайцами путешествовал по США. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили в них нормальный прием, соответствующий стандартам сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Лапьера и его студентов-китайцев обнаружено не было. После завершения путешествия (спустя два года) Лапьер обратился в 251 отель с письмами, в которых содержалась просьба ответить, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух китайцев, теперь уже его сотрудников. Ответ пришел из 128 отелей, причем только в одном содержалось согласие, в 52% был отказ, в остальных уклончивые формулировки. Лапьер интерпретировал эти данные так, что между аттитюдом (отношение к лицам китайской национальности) и реальным поведением хозяев отелей существует расхождение. Из ответов на письма можно было заключить о наличии негативного аттитюда, в то время как в реальном поведении он не был проявлен, напротив, поведение было организовано так, как если бы совершалось на основании позитивного аттитюда. Этот вывод получил название «парадокса Лапьера» и дал основания для глубокого скептицизма относительно изучения аттитюда.

В 1980-е годы было предложено несколько новых объяснений неудачной теории Лапьера.

Прежде всего, были установлены причины, осложняющие воздействие аттитюда на поведение, и вместе с тем факторы, которые могут противостоять этим причинам: сила аттитюда, ожидаемость аттитюда.

Морено – в вопросе про малые группы.

78. Краткая характеристика современных направлений в социальной психологии.

Бурное развитие социально-психологических исследований в значительной мере стимулировано практическими запросами, которые требуют достаточно быстрых решений. В России долгое время главным заказчиком социально-психологических исследований было промышленное производство, что обусловило два основных направления большинства прикладных исследований: проблемы управления производством и научная организация труда и проблемы формирования производственного коллектива. Наиболее общими в рамках данных направлений являлись такие темы как психологический климат коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы, аттестация кадров, адаптация новичков, проблемы управления и коммуникаций внутри производственного коллектива, формирование маркетингового мышления и психология рекламы.

Более всего внимания уделяется разработке проблемы психологического климата. Раскрыть понятие «психологический климат» можно, обозначив как минимум три ряда отношений:

· отношения между членами коллектива по вертикали (руководство, восприятие руководителя коллективом и наоборот, степень участия в управлении, удовлетворенность ею);

· отношения между членами коллектива по горизонтали (сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, типы и способы разрешения конфликтов);

· отношение к труду (удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива и т.п.).

Поскольку проявления психологического климата многообразны как в поведении людей, так и в различных системах их отношений, то не существует и не может существовать какой-то единой методики исследования. В результате проведенных исследований было предложено выделять четыре возможных типа «психологического климата»:

1. благоприятный,

2. противоречивый,

3. средне благоприятный,

4. неблагоприятный климат.

Важной областью приложения социально-психологических знаний находится в сфере борьбы с противоправным поведением. Область профилактики, анализ и условия формирования противоправного поведения, область перевоспитания лиц, совершивших противоправные поступки (например, способы воздействия, применяемые в этих случаях), - это проблемы, в которые решаются, в том числе и силами социальной психологии.

Сфера укрепления и развития семьи - еще одна область практичсекого применения социально-психологичсеких знаний. Основные задачи социальной психологии семьи: подготовка молодых людей к созданию семьи (просветительская функция, обеспечение так называемой «службы знакомств», обучение общению); регулирование семейных взаимоотношений, способствующее повышению устойчивости семьи (выяснение формы и структуры семейных конфликтов, способы их разрешения, создание специальных семейных консультаций); исследования внутри семейных установок, которые возникают по отношению к детям («репродуктивная установка») и т.д.

Среди наиболее активно развивающихся отраслей социальной психологии А. Л. Журавлев называет политическую психологию, экономическую психологию и этническую психологию.

Политическая психология. Историю политической психологии можно исчислять с тех времен, когда появились первые, пусть самые примитивные политические отношения между людьми и вопросы о том, кто, кому и почему должен подчиняться (проблема власти), и кто, какие права и почему имеет в отношениях между различными сообществами (проблема социальных и международных отношений). Задолго до возникновения политической психологии интерес к ее проблемам проявляли почти все авторитетные представители психологической науки (З. Фрейд, А. Адлер, Б. Скиннер и др.). Таким образом, политическая психология - это наука о психологических компонентах политической жизни общества, которые формируются и проявляются в политическом сознании наций, социальных групп и индивидов и реализуются в практических действиях всех субъектов политических процессов.

Экономическая психология. Одной из характерных особенностей современного состояния психологической науки стало появление и стремительное развитие экономической психологии. Среди психологов проблемы экономической психологии одним из первых начал разрабатывать французский ученый Габриэль Тард, чей двухтомный труд под таким названием был опубликован в 1902 г. В США отцом экономической психологии считается Джордж Катона. Именно Катона сформулировал одну из базовых идей экономической психологии: покупка зависит не только от способности (экономической возможности) сделать покупку, но и от желания ее сделать (психологической готовности). Организационное оформление экономической психологии произошло в начале 80-х годок, когда ведущие исследователи (в первую очередь западноевропейские), занимающиеся проблемами экономической психологии, объединились в Международную ассоциацию исследователей экономической психологии. То есть, экономическая психология - это наука, изучающая психологические закономерности экономического поведения человека, связанного с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.

Этническая психология. Этническая психология -- отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием психологии больших групп -- народов. Этот период в нашей стране характеризуется активным привлечением экспериментальных методов в проводимые исследования, увеличением числа публикаций и подготовкой высококвалифицированных специалистов (кандидатов и докторов наук) по проблемам этнической психологии. Основоположниками этнической психологии в России можно считать Г. Г. Шпета, С. И. Королева, И. С. Кона, Б. Ф. Поршнева, в экспериментальном плане -- А. Р. Лурию и Г.У. Кцоеву (Солдатову).

Гендерная психология. Гендерные исследования в психологии направлены на анализ социальных отношений, в основе которых лежит сегрегация и стратификация по половому признаку. Гендерные исследования относительно новая область исследований в области социальной психологии. Важно помнить, что социальная психология в своем теоретическом и прикладном аспектах отвечает на запросы общества, поэтому ее изменения тесно связано с направлениями развития общества.

79. Категория личности в социальной психологии.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст. Личность представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия, характер поведения человека в различных ситуациях.

Индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:

1. Человек - это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, но­ситель видовых черт.

2. Это отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченно­сти социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими
процессами. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Субъект. Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности, источником познания и преобразования объективной действительности.

Персона — социально-типические образования личности, обусловленные влиянием социального окружения.

Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду ори­гинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень яр­ко, других - малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфере.

  • Биологическое - это общее по происхождению, хотя и необязательно тождественное у человека с животными.
  • Социальное - это все то в человеке, что возникло в нем в процессе антропогенеза и истории человечества и возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми.

Важными социально-психологическими феноменами личности являются:

¾ Заражение - чувственное состояние человека, которое определяется соотношением между системой потребностей и оценкой вероятности их удовлетворения в связи с окружающими условиями.

¾ Негативизм - необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей, которое свидетельствует о слабости воли, неумении владеть собой.

¾ Аффилиация — стремление человека быть в обществе других людей.

¾ Аттракция - привлекательность, возникающая при восприятии человека человеком.

¾ Альтруизм - черта личности и нравственная норма, бескорыстное и уважительное отношение к другим лю­дям, готовность сопереживать, действовать в их интересах.

¾ Маргинальность - пограничность, периферийность или проме­жуточность по отношению к каким-либо социальным общностям (национальным, культурным, религиозным и др.). Индиф­ферентность - равнодушие, безучастность друг к другу.

Таким образом, личность (с позиций социальной психологии) - системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Это взаимодействие протекает в двух ведущих формах - общении и совместной деятельности.

Основными составляющими личности являются:

1) темперамент - особенности нейродинамической организа­ции индивида;

2) потребностно-мотивационная сфера;

3) эмоционально-волевая сфера;

4) когнитивно-познавательная сфера;

5) характер — совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;

6) способности - сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.

В одной из обобщающих работ по психологии личности, представляющих первый подход, было предложено различать в личности три образования: 1) психические процессы, 2) психические состояния и 3) психические свойства; в рамках интегративного подхода к личности набор характеристик, принимаемых в расчет, значительно расширяется (Б.Г. Ананьев, 1968).

Специально вопрос о структуре личности освещался К.К. Платоновым, выделившим в структуре личности ее различные подструктуры, перечень которых состоит из четырех подструктур или уровней:

1) биологически обусловленная подструктура темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики);

2) психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли);

3) подструктура социального опыта (приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки);

4) подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности — убеждения).

По мнению К.К. Платонова, подструктуры эти различаются по преимуществу социального и биологического содержаний; именно по выбору таких подструктур как предмета анализа общая психология отличается от социальной. Если общая психология концентрирует свое внимание на трех первых подструктурах, то социальная психология, согласно этой схеме, анализирует преимущественно четвертую подструктуру, поскольку социальная детерминация личности представлена именно на уровне этой подструктуры. Общей психологии остается лишь анализ таких характеристик, как пол, возраст, темперамент (что сведено в биологическую подструктуру) и свойств отдельных психических процессов — памяти, эмоций, мышления (что сведено в подструктуру индивидуальных психологических особенностей). В определенном смысле сюда же относится социальный опыт.

Принципиально иной подход к вопросу был предложен А.Н. Леонтьевым. Личность рассматривается в неразрывной связи с деятельностью. Главная идея заключается в том, что «личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается». Поэтому ключом к научному пониманию личности может быть только исследование процесса порождения и изменения личности человека в его деятельности.

По мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной (1991), ключевыми системообразующими признаками личности выступают:

Эмоциональность - совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмо­циональных состояний; чувствительность к эмоциогенньш ситуациям.

Активность - характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода.

Само­регуляция - системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных ус­ловиях жизнедеятельности. Значение этой характеристики проявляется в намеренной регуляции личностью параметров своего функционирования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которые оцениваются субъектом как желаемые.

Побуждение - мотивационный компонент характера.

Личность человека можно охарактеризовать пятью основными потенциалами.

Познавательный потенциал определяется прежде всего объемом и качеством информации, которой располагает личность. Он также включает в себя психологические каче­ства, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека.

Морально-нравственный потенциал обусловли­вается приобретенными личностью в процессе социализации нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убежде­ниями, устремлениями.

Творческий потенциал личности определяется наличным репертуаром умений и навыков, способностя­ми к действию и мерой их реализации в определенной сфере деятельности или общения.

Коммуникативный потенциал лично­сти оценивается степенью общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми. Содержательно-динамически эта способность выражается в богатстве системы и репертуара социальных ролей, которые исполня­ет личность.

Эстетический потенциал личности обусловливается уровнем и интенсивностью ее художественных потребностей, а также тем, как она их удовлетворяет.

Среди многообразия потребностей личности можно выделить две фундаментальные потребности, взаимосвязанные между собой. Потребность персонализации обеспечивает активное включение индивида в социальные связи и вместе с тем оказывается обусловленной этими связями, общественными отношениями и т.п. Персонализация (от лат. личность) - процесс обретения субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих ориги­нально выполнять определенную социальную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их воспри­ятие и оценки собственной личности и деятельности. Потребность самореализации проявляется в стремлении индивида реализо­вать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии, задатки, способности).

Формирование нравственно развитой личности в своей основе должно опираться на эмпатийные способности личности. Эмпатия - способность эмоционально отзываться на переживания другого. Она является основой содействия, помощи. Развитие этой способности может осуществляться в специально организованных ситуациях совместных переживаний. Подобные ситуации имеют место в учебных группах, когда учащийся переживает вместе с другими (например, в ходе соревнований).

Нравственному развитию может способствовать хорошо организованная совместная трудовая деятельность. При групповом взаимодействии личностные

Социально-психологические качества личности — это качества, которые формируются в реальных социаль­ных группах, в условиях совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними.

Перцептивная защита, будучи разновидностью психологической защиты, выступает одним из проявлений взаимодействия субъекта с окружением и является способом оградить личность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего стимула. Иными словами, в социальной психологии перцептивная защита может быть рассмотрена как попытка игнорировать при восприятии какие-то черты другого человека и тем самым как бы выстроить преграду его воздействию.

Феномен «справедливый мир» состоит в том, что человеку свойственно верить в наличие соответствия между тем, что он делает, и тем, какие награды или наказания за этим следуют. Это и представляется справедливым.

Эффект «ожиданий» реализуется в «имплицитных теориях личности», т.е. обыденных представлениях, более или менее определенно существующих у каждого человека, относительно связей между теми или иными качества­ми личности, относительно ее структуры, а иногда и относительно мотивов поведения. Хотя в научной психологии, несмотря на обилие выявленных качеств личности, какие-либо жесткие связи между ними не установлены, в обы­денном сознании, на уровне здравого смысла, часто не осознанно, эти связи фиксируются. Рассуждения строятся по следующей модели: если оценивающий убежден, что черта X всегда встречается с чертой Y, то, наблюдая у от­дельного человека черту X, оценивающий автоматически приписывает ему и черту Y (но в данном конкретном случае может и отсутствовать). Такое произвольное сцепление черт получило название «иллюзорных корреляций». В ситуации общения в группе этот эффект приобретает особую роль, так как ложное восприятие партнера по об­щению ведет к отказу от общения.

Феномен когнитивной сложности в рамках имплицитной теории личности представляет собой своеобразные конструкторы, при помощи которых оценивается воспринимаемый человек. Под конструктором здесь понимается свойственный каждой личности способ влияния мира, интерпретации его элементов, как сходных или отличных между собой. Предполагается, что люди различаются между собой по таким признакам, как количество конструк­торов, входящих в систему, их характер, тип связи между ними. Совокупность этих признаков составляет опреде­ленную степень когнитивной сложности человека. Характер процесса общения будет определяться тем, каков раз­брос обозначенного качества у членов группы; каково соотношение «когнитивно-сложных» и «когнитивно-простых» членов группы.

Социальная идентичность - это та часть Я - концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, при­даваемым этому членству.

Социальная идентичность позволяет человеку делить мир на «мы» и «они», на «похожих» и «непохо­жих». Человек одновременно может быть членом многих групп («множественная идентичность»), и линия его поведения в каждой конкретной для него группе является наиболее значимой. Человеку всегда свойст­венно сохранять позитивный образ своей группы, и если он почему-либо разрушается, исходом может быть уход из группы, переход в другую группу.

Позитивный или негативный образ своей группы формируется в зависимости от того, какое место она занимает в обществе. Критерии же зависят от типа общества, поскольку в нем по-разному оцениваются раз­ные социальные группы, в частности, по половому, национальному или религиозному признаку. Сама воз­можность перехода из одной группы в другую также обусловлена характером общественных отношений: в тоталитарных обществах человек в большей мере привязан к группе, в демократических существует больше возможности для индивидуальной мобильности.

Временной компонент помогает человеку планировать свою будущую возможность идентичности, т.е. определение группы (или групп), в которой я вижу себя в своей дальнейшей жизни.

Реальное богатство связей каждой личности с миром состоит именно в богатстве ее связей, порождае­мых системой групп, в которые она включена. Ее социально-психологические качества формируются всеми группами членства, так же, как и временные образования, в которых личность принимает участие (социаль­ные, массовые движения). Понять итог всех групповых воздействий на личность, выявить их «равнодейст­вующую», т.е. в полной мере раскрыть проблему «личности в группе», - еще не решенная социальной пси­хологией задача.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: