Эстетические идеи

К началу XIX века русские мыслители уже познакомились с новоевропейским термином «эстетика». Николай Карамзин (1766-1826) в «Письмах русского путешественника» пишет об эстетике как «науке вкуса» и «чувственного познания». Карамзин считает, что новая наука призвана заниматься исключительно прикладными задачами «исправления вкуса». Он разграничивает такие понятия, как «красота» и «изящное», считая, что первое характеризует окружающий человека мир, а второе - самого человека и результаты его деятельности. Изящное соответственно выступает красотой более высокого порядка. Поэтому и акцент в определении задач эстетики для Карамзина лежит в области изящного, а не красоты.

Русская эстетика XIX - начала XX века представлена множеством направлений: славянофильство (А. Хомяков, братья Киреевские, К. Аксаков), почвенничество (А. Григорьев, Н. Страхов), народничество (Н. Михайловский, П. Лавров), эстетика революционных демократов (В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарев, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов), филологическая эстетика (А. Веселовский, А. Потебня), религиозная эстетика В. Соловьева, эстетика К. Леонтьева, эстетические взгляды русских писателей (Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин, Л. Толстой, А. Чехов), символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок), эстетика «формального метода», эстетика театра и кино, социологическая эстетика, марксизм, эстетический опыт русского религиозного ренессанса (Н. Федоров, П. Флоренский, Л. Шестов, В. Розанов, И. Ильин, С. Булгаков, Д. Мережковский, Е. Трубецкой, С. Франк).

Славянофилы критиковали индивидуализм западного искусства и призывали к возвращению к религиозным истокам и духовности. Им принадлежит начало разработки такого понимания искусства, как единое и целостное понятие, включающее в себя чувственность восприятия человека. Посредством созерцания искусства происходит облагораживание человека, расширение его нравственного потенциала. Славянофилы активно подчеркивали роль религии для возникновения и развития искусства.

Идеи почвенничества были связаны с проблемой разногласия славянофилов и западников, спорящих по вопросу пути, по которому должна развиваться Россия. Искусство способно смягчать «прививаемое» новше-

ство для России. Особую значимость приобретает литература как искусство воплощенного идеала. Она помогает воплощать идеал в жизнь, способствует усвоению его массами. Задача художника - быть правдивым. В качестве примера и образца литературного творчества почвенники выдвигают Л. Толстого, в котором воплощено единство простого и сложного, доброго и полезного.

Народничество рассматривало проблемы отношений искусства и действительности, назначении искусства в жизни общества, критерии эстетической ценности. Народники считали искусство средством борьбы народа за независимость. Главное в искусстве - его идейность. Искусство должно воспитывать человека, влиять на его душу.

Филологическая эстетика выдвигала на первое место проблемы языка и литературы с позиций эстетического восприятия. Главными исследовательскими методами у них становится психология и филология. Представители этого направления анализируют структуру художественного текста и психологические закономерности процессов его создания. Центральными понятиями у них становятся «внутренняя форма», «содержание», «образ». Внимание исследователей акцентируется на их восприятии.

Значительно обогатили русскую эстетику революционеры-демократы. Виссарион Белинский (1811-1848) считал, что эстетика связана с общественными изменениями, жизненными процессами. Он писал о том, что «все прекрасное заключается только в живой действительности». Отсюда мысль о том, что все, что называется прекрасным в искусстве, есть действительность. Действительность всегда для него выше искусства, потому что искусство вторично по отношению к действительности.

Александр Герцен (1812-1870) стал одним из первых, кто вводит понятие «эстетическая реальность», которое означает соотношение, связь объективного и субъективного начал под общим знаком гармонии. Гармония - это признак соответствия человека миру. Поэтому ключевым понятием для Герцена становится гармоничный человек. Гармония человека- в соответствии души и тела, долга и влечения, индивидуального и общественного начал. Гармоничность лучше всего проявляется в творческой деятельности. На гармоничность человека, по его мнению, большое влияние оказывает общество. Искусство есть средство воздействия общества на человека, и человека на общество.

Николай Чернышевский (1828-1889) также рассматривал эстетические проблемы сквозь соотношение искусства и действительности. Искусство должно правдиво и верно отображать действительность, наполняя ее возвышенными идеалами народа. Искусство способно дарить человеку наслаждение, обращать внимание на то, что в действительности не всегда заметно. Чернышевский в работе «Эстетические отношения искусства к действительности» стремится утвердить объективные основания прекрасного. Эти основания заложены в действительности, в самой природе.


«Прекрасное есть жизнь». Прекрасное существует объективно, целостно, но имеет много форм проявлений: прекрасное в действительности, прекрасное в фантазии и прекрасное в искусстве.

Особое место в русской эстетике принадлежит мыслителям так называемого религиозного направления (В. С. Соловьева, Н. Федорова, П. Флоренского, Л. Шестова, В. Розанова, И. Ильина, С. Булгакова, Д. Мережковского, Е. Трубецкого, С. Франка). Представителями этого направления искусство рассматривается как средство единения народа и проявление устремленности к Богу. Эта теория названа теорией «всеединства». Человек, который занимается художественным творчеством, с одной стороны, стремится познать Бога, с другой, - проявляет единство человечества в своем предназначении. Прекрасное есть проявление умственного и нравственного содержания, чувственное проявление образа мира. В Красоте человечество едино с Богом. Она многообразна, также как и различны по характеру люди. Но все люди едины в акте восприятия красоты. Поэтому восприятие красоты объединяет всех людей.

Одним из ключевых в религиозной эстетике становится понятие теургии (греч. qeourgiva - божественное деяние; сакральный ритуал, мистерия), которое в древности имело смысл сакрально-мистериального общения с миром богов в процессе особых ритуальных действ.

Владимир Соловьев (1853-1900) осмыслил теургию как древнее «субстанциальное единство творчества, поглощенного мистикой», суть которого состояла в единении земного и небесного начал в сакральном творчестве. Его сущность он усматривал в сознательном мистическом «общении с высшим миром путем внутренней творческой деятельности», которая основывалась на внутреннем же органическом единстве основных составляющих творчества: мистики, «изящного искусства» и «технического художества».

Для русской эстетической мысли XIX века в целом характерны сосредоточенность на человеке, его внутреннем мире, рассмотрение человека не в его эгоцентрической отдаленности, не в противостоянии миру и другим людям, а в сопричастности и соприродности, оправдание приоритета литературы в искусстве, изучение проблем искусства в тесной связи с проблемами общества. Идеи XIX века будут осмыслены философами XX века - Г. Флоровским и Н. Бердяевым.

Георгий Флоровский (1893-1979), усматривая практически во всех религиозных исканиях серебряного века «эстетический соблазн», негативно относился и к идее «свободной теургии». Искусство будущего должно вступить в новую свободную связь с религией. То есть художник станет истинным орудием Бога-Слова в реальном преображении мира, фактически выйдет за пределы собственно искусства в смысле новбевро-пейского «изящного искусства», искусства как специфически эстетической формы деятельности.

Через несколько лет после апогея символизма появилась фундаментальная работа крупнейшего русского философа Николая Бердяева (1897— 1948) «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916 г.), в которой дана уже философско-культурологическая оценка символизма. Автор убежден, что в символизме творчество перерастает рамки искусства и культуры, рвется не к ценностям культуры, а к новому бытию. За символизмом следует «мистический реализм», за искусством - теургия. Бердяев делит художественное творчество на два типа - реалистическое и символическое. Если в реализме художник приспосабливается к миру, то в символичном искусстве творчество проявляется с наибольшей силой. Символизм, по его мнению, помогает художнику через «творческий акт» взаимодействовать с «сокровенной, последней реальностью». Поэтому в символическом творчестве художник выходит за рамки художественного и становится теургом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: