Музыкальный авангард

Музыкальное искусство начала XX века представлено рядом достаточно разнообразных направлений. Идеи авангарда в музыкальной культуре развивались по нескольким направлениям:

• эксперимент в области тональностей (хроматики), поиск «свободной атональности», новых возможностей энгармонических ощущений, что приводит практически к разрушению понятия тональности (А. Шенберг, А. Мосолов, В. Щербачев и др.);

• переосмысление понятия «музыкальный звук» и изменение подходов к его границам и критериям, что привело к созданию новых инструментов, способных создавать новые формы звучания {электромузыкальные инструменты) и использование в музыке тех звуков, которые до этого относились к разряду немузыкальных;

• возникновение новых техник и принципов композиции - серийная музыка, или додекафония, принесшая такие приемы работы со звучанием, как пермутация (изменение порядка следования звуков в серии), ротация (последний звук ряда становится первым или наоборот), интерполяция (вставка новых звуков из соседнего ряда), селекция (сокращение ряда), метод «магического квадрата» с использованием цифрового письма;

• синтезирование и эксперимент в области ритма, фактуры, тембра, но-тографии, связанные с развитием рационального начала в музыке, приведшие к тому, что на смену превалирования мелодии и принципов гармонии приходит математическое соотношение между звуками;

• особый интерес к понятию стиля: наряду с понятием «стиль композитора» начинает успешно соседствовать понятие «стиль произведения»;

• изменения и в подходах к процессам творчества, так называемой композиторской деятельности музыканта, которая начинает строиться по принципу случайности, «игры в кости», получившее название алеаторики (Дж. Кейдж);

• интерес к природному и естественному, способствующий приходу в музыку подражания звукам природы и возникновению примитивизма (называемого также «неоромантизмом», «новой простотой» или «новым традиционализмом», связанного с именами Ф. Гласса, С. Райха, Т. Райли).

Музыкальный авангард представлен целым рядом течений: конкретная музыка, музыкальный экспрессионизм, сонористика, серийная музыка, алеаторика и т. д.

Конкретная музыка - течение, заменившее музыкальные звуки природными и акустическими эффектами, шумами. Родоначальником такой музыки стал француз Пьер Шеффер. Наиболее известное его произведение «Симфония для одного человека» — это смонтированная технически из разных звуков последовательность, которая напоминает фонограмму для театрального спектакля. Это было стремление композитора освободиться от исполнителя и инструмента, давшее начало всей электронной и компьютерной музыке. Новаторским было именно то, что создание такой музыки не требовало наличия исполнителя и инструмента.

Экспрессионизм в музыке развивался больше в Австрии и Германии. Представителем этого направления является А. Шёнберг. Его музыка наполнена особым психологизмом («Лунный Пьеро»), криками души, аффектными состояниями, настроениями ужаса, отчаяния и бессилия. Экспрессионизм выступал против созерцательности и пассивности искусства, уводящего человека в мир иллюзий, призывая повернуться лицом к сложностям жизни. Композиторы-экспрессионисты наполняют музыку стонами, взволнованной декламацией, натуралистическими выкриками. Мелодии в их произведениях становятся прерывными, ломаными. Созвучия преобладают в диссонансной (неблагозвучной, резко звучащей) форме. Иногда вводится и такой элемент, как декламация, речитатив, взволнованная и эмоционально взрывчатая речь.

Новшеством в музыкальной культуре, связанным с творчеством экспрессионистов, становится серийный подход (все 12 звуков, звучащие в любой последовательности, но без повторения, пока не прозвучат все остальные) или «додекафония». Для музыки экспрессионистов характерна атональность.

Экспрессионизм своим стремлением к духовной чувственности и переживаниям человека близок романтизму. Музыкальные образы связаны с


интересом к «переживаниям маленького человека» (опера А. Берга «Во-цек»), эротической чувственностью любовного переживания («Саломея» Р. Штрауса). К экспрессионизму относят позднего Р. Вагнера, А. Берга, А. Веберна, А. Шёнберга, Г. Малера, И. Стравинского, Б. Бартока.

А. Веберн явился новатором в таком направлении, как пуантилизм (дословно «точечное письмо»). Высшей музыкальной ценностью пуантилизм объявил каждый отдельно звучащий звук. Музыкальная мысль разворачивается в таком случае как заполнение развертывающегося во времени пространства. В этой технике работали такие композиторы, как К. Штокхаузен, П. Булез, Л. Ноно.

Сонористика использует в качестве звучащей основы тембровые комплексы, особые звуковые массы («соноры»), нерасчлененные во времени. Сонор рассматривается как особый цвет звучания, краска, обладающая специфическим эстетическим воздействием. Высота отдельного звука, наоборот, теряет выразительную наполненность при восприятии.

Алеаторика (дословно «игральная кость») представляет собой особый прием композиции, предполагающий случайность соединения звуков. Например, вместо того чтобы «сочинять музыку», композитор-алеаторик выбрасывает игральные кости и переводит полученные числа в ноты. Другой способ такого «сочинения» - разбрызгивание краски прямо на нотные листы. Представителями алеаторики были П. Булез, В. Лютославский.

Академическая музыка оказывается неспособной удовлетворить возникшую тягу к развлечению, в котором отсутствует претензия на эстетическую оценку происходящего. Такая задача оказалась по силам только авангарду. Но авангард в музыке первой половины XX века оказывается слишком элитарным и непонятным для большинства людей. Он совершает отрыв от насущных проблем общества.

Выход из сложившейся ситуации неудовлетворенных запросов публики связан с появлением такого музыкального феномена, как «третий пласт» (существуют и такие термины, связанные с данным направлением, как «мезомузыка», «легкая музыка», «популярная музыка»). Это понятие все чаще связывается не просто с новыми жанрами музыки, а с целым направлением совершенно своеобразных музыкальных явлений XX века. К ним относят прежде всего джаз и поп-музыку.

Джаз

Джаз возникает на основе уже оформившихся предджазовых форм (рэгтайм, блюз и джаз-банд).

Рэгтайм ломает представление европейской музыкальной традиции о мелодичности музыки как главном основании ее сущности, вводя в музыку ритмическую ударность как новую главную смысловую и художест-

венно-эстетическую единицу. Он также связан с новым образным содержанием музыки: сочетанием комичного и эротического начал.

Блюз наполнен грустью и трагичностью. Само слово «блюз» связано с английским blue «синий», «необычный», «нетрадиционный», «угнетенный». Эстетика блюза меняет установку «искусства красоты звучания» на установку «красоты спетой речи». Он использует глиссандо, выкрики, хриплость голоса, придающие звучанию недопустимую в европейской музыкальной манере «гармоническую грязь». Мелодии блюзов часто не имеют завершающего (с позиции европейской классической традиции) гармонического конца (каденции).

Гармония блюза наполнена интересом к обертону, необычному сочетанию, связанному с такими понятиями, как дисгармония, диссонанс. Блюз ставит на пьедестал почета импровизационность. Под воздействием блюза в европейской музыке проявится и изменение подходов к тембро-вости звучания. Если главным носителем тембровой характеристики мелодии в европейской традиции являлась скрипка, то предджазовый состав, названный джаз-бандом, отдает эту функцию ритмическим инструментам: банджо, гитаре, роялю и ударной группе. Мелодические функции отданы саксофонам и тромбонам.

Джаз сегодня получает множество направлений и разновидностей: свинг (танцевальное направление), свит-джаз (сладкий), горячий джаз, модерн-джаз, «теа-джаз» Утесова, госпел, соул, «белый» джаз, фолк-джаз и т. д. Самым удивительным становится то, что джаз, возникнув в самых «низах» общества, постепенно становится высоко элитарным искусством, отличающимся высоким профессионализмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: