Социально-педагогические технологии

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

За последние несколько десятиле­тий значительно расширилось, выйдя за пределы технических дис­циплин, использование понятия «технология». Термин «технология» применяется в самых различных отраслях практической деятельности: в производстве (технология изготовления деталей, механизмов и т.п., технология обработки материалов), в управлении (тех­нология управления, поиска и принятия решений), в математике (технология решения задач на ПЭВМ, т.е. алгоритмизация), в педагогике (технология модульно­го обучения) и т.д. Во второй половине XX столетия происходит активное формирование понятия «соци­альная технология». Социальная технология может быть понята как разработка методов и методик результатив-. ного и рационального целенаправленного социального воздействия.

Если социальная педагогика — особый вид деятель­ности, то социально-педагогическая технология — во-первых, совокупность приемов и методов, применя­емых социальными службами, отдельными учреждени­ями и социальными педагогами в процессе взаимодей­ствия с клиентами для обеспечения эффективности про­цесса социализации подрастающего поколения, и, во-вторых, способ осуществления социально-педагогичес­кой деятельности конкретным социальным педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхро­низацией с целью выбора оптимальных средств и мето­дов для их выполнения (Теория социальной работы: Учебник/ Под ред. Е.И. Холостовой. М., 1999).

Социально-педагогическая деятельность просто об­речена быть технологичной, ибо в условиях ограничен­ных социальных ресурсов, огромного количества соци­альных проблем, противоречивости и многогранности основных объектов социальной педагогики — во-пер­вых, человека и, во-вторых, процесса социализации —-социально-педагогическое воздействие и взаимодействие может быть эффективным только при условии после­довательных и профессиональных подходов, которые не исключают, а воплощают общую гуманную направлен­ность и гуманитарное содержание деятельности.

Социально-педагогические технологии относятся к числу так называемых человековедческих, в силу чего обладают определенной спецификой, отличающей их от «классических» технологий:

1. Концептуальность, т.е. опора на определенную науч­ную концепцию, включающую философское, пси­хологическое, дидактическое и иные обоснования.

2. Системность, т.е. обладание всеми признаками сис­темы: логикой процесса, взаимосвязью всех его ча­стей, целостностью.

3. Экономичность, т.к. ее применение позволяет опти­мизировать труд социального педагога за счет созда­ния резерва рабочего времени.

4. Относительная (частичная) алгоритмизируемость. В со­циально-педагогических технологиях крайне ограни­чен принцип четкого пооперационного, детального разделения общего процесса деятельности на состав­ляющие его части, универсального для многих тех­нологий. Там, где основным объектом является че­ловек, процесс деятельности невозможно «чисто» разбить на последовательный ряд операций или ал­горитмов, но все же последовательность основных этапов и методов их осуществления во многих слу­чаях выделить целесообразно.

5. Корректируемость деятельности, т.е. возможность по­стоянной оперативной обратной связи в процессе ее осуществления.

6. Воспроизводимость социально-педагогической техно­логии, которая напрямую зависит от степени ее ал-горитмируемости: в наибольшей степени воспроизводимы технологии, перенятые социальной педаго­гикой из других областей деятельности (например, технология экспертной оценки). Гарантированность достижения целей технологии социально-педагоги­ческой деятельности весьма относительна и не мо­жет быть определена однозначно. Особенностью со­циально-педагогических технологий является то, что никакой технологический подход не гарантирует 100-процентной эффективности. Велико количество воз­действующих на результат деятельности факторов, трудно решаемых проблем, т.е. таких, которые вновь и вновь воспроизводятся с каждым новым этапом развития общества.

ФОРМЫ, УРОВНИ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Социально-педагогические техно­логии существуют в двух основных формах: во-первых, в виде про­грамм, содержащих конкретные процедуры и операции социально-педагогической деятельности, и, во-вторых, в виде самой деятельности, построенной в соответствии с такими программами.

Социально-педагогические технологии существуют на нескольких уровнях:

1. Индивидуальный, или авторский, на котором проис­ходит реализация в своеобразной последовательно­сти конкретной деятельности по решению социаль­но-педагогической задачи. Практически каждый со­циальный педагог, осуществляя свою профессио­нальную деятельность, так или иначе привносит в стандартную последовательность технологических процедур специфику, обусловленную личным под­ходом к пониманию проблемы, которая зависит от индивидуальных особенностей специалиста, уровня его профессионализма, опыта работы и т.п.

2. Групповой, или профильный, на котором происхо­дит последовательная реализация социально-педаго­гических задач в русле определенного социального института, посредством выбора спектра типичных для данного института и типа клиента технологий. Очевидно, что одна и та же технологическая операция, например диагностика проблемы клиента, раз­лична по своей структуре, длительности и содержа­нию в условиях кризисного отделения центра соци­альной помощи и в деятельности школьной соци­ально-педагогической службы. 3. Управленческий, или территориальный, на котором реализация конкретных задач осуществляется в рам­ках конкретной территории посредством модерни­зации связей и функций наличных социальных ин­ститутов.

В соответствии с уровнем технологического действия могут быть выделены общие, частные и специальные со­циально-педагогические технологии.

Общие социально-педагогические технологии вопло­щают закономерности процесса взаимодействия специ­алиста с ребенком (подростком), компоненты этой де­ятельности. Система общих социально-педагогических технологий включает в себя: диагностику, профилак­тику, адаптацию, реабилитацию, коррекцию, соци­альную терапию, социальную экспертизу, прогнозиро­вание, проектирование, посредничество, консультиро­вание и т.д. Так, например, технология диагностики проблемы клиента в ходе предварительного обследова­ния и индивидуального собеседования может представ­лять из себя получение ответов на следующую после­довательность вопросов:

I. Вопросы, на которые социальный педагог ищет ответы в ходе предварительного обследования:

1. Кто является реальным клиентом?

2. Каковы его (клиента) демографические и социаль­но-психологические характеристики?

3. Какие проблемы беспокоят клиента, людей из его социального окружения, социального педагога (в связи с услышанным)?

4. Каким образом, когда и кто из ближайшего окру­жения заметил проблему или потребность клиента в получении помощи и что этому предшествовало?

5. Насколько адекватно клиент выполняет свои роли в той системе, частью которой является?

6. Каковы основные внутриличностные, межличнос­тные, групповые стрессовые факторы, мешающие клиенту адекватно или оптимально выполнять свои социальные функции?

7. Какие достижимые цели, признаваемые клиентом, могли бы послужить отправной точкой для оказа­ния помощи?

8. Кто из окружения клиента принимает значимые ре­шения и к какой сфере жизнедеятельности они от­носятся?

9. Какими возможностями для оказания помощи кли­енту в решении его проблемы располагает он сам, его семья, его окружение и т.д.?

10. Какие ценности и нормы определяют поведение членов семьи или окружения клиента и через какие механизмы обеспечивается соблюдение этих норм?

11. Какие социокультурные контакты и взаимодействия семьи и окружающих в рамках более крупных обра­зований оказывают влияние на клиента?

12. Какова возможная взаимосвязь психофизиологичес­ких особенностей клиента, характеристики окружа­ющих его социальных условий и целей в ходе реше­ния проблемы?

II. Вопросы, непосредственно задаваемые клиенту при личной встрече:

1. Как человек определяет, объясняет и воспринима­ет стоящую перед ним проблему?

2. Насколько сильный дискомфорт или стресс вызы­вает проблема у человека?

3. Какие меры принимались клиентом или его окру­жением для изменения ситуации, результаты попы­ток?

4. Насколько сильна у клиента мотивация для приня­тия помощи от социального педагога или других людей? Если этой мотивации нет, то какова при­рода сопротивления?

5. Какие действия по решению проблемы, с точки зре­ния клиента и с точки зрения социального педаго­га, наилучшим образом будут отвечать интересам клиента и его семьи?

Частные социально-педагогические технологии в ос­нове своей составляют определенные технологические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке. Груп­пу частных технологий образуют следующие техноло­гические процедуры: социально-педагогическая работа с лицами девиантного поведения, с детьми-инвалида­ми и т.д.

Специальные социальные технологии посвящены, как правило, оптимизации социальных процессов в усло­виях специализированных учреждений, центров и т.п. — например, технологии социально-педагогической дея­тельности во внешкольном досуговом учреждении, тех­нологии работы социального педагога в школе, в при­юте, в местах лишения свободы и т.д. К числу специ­альных технологий также можно отнести такие не столь часто упоминаемые технологии, как создание чисто фи­зических условий для клиентов (например, архитекту­ра внешкольного досугового учреждения), применение технического оборудования (использование кабельно­го телевидения в доме для детей-инвалидов), исполь­зование информационных систем (компьютеры для обеспечения сохранности документов и их системати­зации в социально-педагогических службах) и т.д.

Виды и формы социально-педагогических техноло­гий можно также разделить на экстренные технологии, направленные на выживание индивида (экстренная по­мощь, срочная социальная помощь, немедленное уда­ление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей и т.п.), и техно­логии непрерывные, или постоянные, направленные на поддержание стабильности жизненных условий ребен­ка, профилактику возможных негативных отклонений.

Структура конкретной социально-педагогической технологии обычно включает в себя несколько обязатель­ных компонентов: во-первых, определение цели деятель­ности (почему и для чего?); во-вторых, отбор и постро­ение ее содержания (что?); в-третьих, выбор основного способа организации деятельности (как?); в-четвертых, подбор методов и средств деятельности (с помощью чего?); в-пятых, определение людей и учреждений, чье привлечение необходимо для решения проблемы (кто?); и, наконец, в-шестых, подбор методов контроля пра­вильности осуществляемой деятельности и оценки достигнутых результатов (так ли?) (Янушкевич Я. Техноло­гия обучения в системе высшего образования. М.: 1986). Например, технология профилактики наркотической зависимости подростков и молодежи в городе на диаг­ностическом этапе может включать в себя следующие операции:

1. Предварительная оценка «наркотической» ситуации в городе (проведение пилотажного исследования рас­пространенности наркотиков в молодежной среде, характеристика основных типов психоактивных ток­сических веществ и способов их употребления).

2. Составление «наркотической карты» города (места распространения, количественный и качественный состав наркотических тусовок).

3. Изучение степени ознакомления с наиболее попу­лярными у подростков города видами наркотиков.

4. Выявление и демографическая характеристика по­тенциальных «групп риска» в отношении возможно­го приобщения к наркотическим средствам.

Как видно из содержания приведенных операций, дальнейшая деятельность должна строиться по двум ба­зовым направлениям: во-первых, работа по предотвра­щению влияния наркоманов со стажем на «неопытную» часть молодежи, т.е. профилактика насильственного приобщения к наркотикам и, во-вторых, собственно. работа по профилактике приобщения молодых людей к наркотикам.

Первое направление деятельности может быть реше­но за счет активизации работы подразделений ОВД и развертывания разнообразных форм реабилитации для желающих излечиться (например, создание городского общества анонимных наркоманов или реализация про­граммы «12 шагов»).

Реализация второго направления может быть осу­ществлена путем использования всего комплекса средств и ресурсов города (образовательных, психо­логических, медицинских, культурно-просветительс­ких, экономических и т.д.) с целью предоставления подросткам «группы риска» альтернативных способов и средств по разрешению проблем различного харак­тера (что может снизить вероятность возникновения чувства безысходности и тем самым предотвратить формирование мотивации для обращения к наркоти­кам).

Критерием эффективности исполнения конкретных мероприятий по вышеназванным направлениям (и тех­нологии в целом) могут служить числовые показатели увеличения биологического возраста наркоманов города при снижении их среднечисленного состава.

ПРОЦЕСС ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наряду с приминением в социаль­но-педагогической деятельности отдельных самостоятельных техно­логий или технологических проце­дур в практике своей работы кон­кретный социальный педагог мо­жет предпринимать комплекс мер, направленных на повышение ее эффективности. Комплекс таких мер, по­лучил название технологизация. Процесс технологизации социально-педагогической деятельности позволяет ра­ционально разделить ее виды на отдельные относитель­но единообразные процедуры и операции, действия и результаты которых скоординированы между собой. Так, например, сложная многоуровневая проблема клиента может быть разделена на несколько более простых про­блем, каждая из которых решается более или менее стандартными методами.

В общих чертах процесс технологизации социально-педагогической деятельности включает в себя несколько этапов:

1. Теоретический этап — обоснование цели и объекта технологического действия, расщепление его на состав­ляющие компоненты (элементы) и выяснение связей между ними.

2. Методический этап, который связан с выбором методов, средств деятельности, сбором и обработкой информации, ее анализом, с проектированием и пла­нированием собственно практической деятельности; с подбором системы диагностики, позволяющей содер­жательно интерпретировать получаемые результаты, с выбором принципов трансформации результатов ана­лиза в конкретные выводы и рекомендации и, наконец, с разработкой системы профилактики затрудне­ний, возможных в процессе осуществления деятель­ности.

3. Процедурный этап, который связан с процессом непосредственного осуществления конкретной деятель­ности.

Одним из основных условий технологизации любой деятельности с целью повышения ее эффективности является определенность объекта деятельности, одно­значность его характеристик, принципиальных для осу­ществления процесса воздействия, четкая заданность условий осуществления деятельности. В целом, чем бо­лее однозначны и стабильны исходные элементы тех-нологизируемого явления, тем проще разработать тех­нологическую цепочку по его видоизменению.

В условиях достаточно высокой неопределенности ис­ходных данных, характерных для социально-педагоги­ческих ситуаций, регуляция деятельности возможна не путем поэтапного расчленения конкретных поведенчес­ких актов на элементы, а скорее путем определения до­пустимого «коридора» действий, задающего общее на­правление деятельности и определяющего не необхо­димые действия, а те, воспроизведение которых делает цель недостижимой либо малодостижимой, что остав­ляет человеку, осуществляющему деятельность, широ­кий выбор для ситуационного маневра в ходе ее осу­ществления.

Элементы технологизации (и отдельные технологии) в социально-педагогической деятельности призваны выполнять ориентировочную функцию, т.е. они должны помогать социальному педагогу точно охарактеризовать проблему или ситуацию; оперативно выстроить общую логику помощи клиенту в верном направлении; своев­ременно использовать спектр наиболее типичных ме­тодов и способов деятельности для однотипных ситуа­ций, из которых специалист может выбрать наиболее отвечающие конкретному случаю; предупреждать о наи­менее эффективных (а иногда и недопустимых) про­цедурах и действиях в определенных случаях.

Вопросы и задания

1. Чем социальная технология отличается от технологии производственной?

2. В чем различие между технологией и методикой социаль­но-педагогической деятельности?

3. Каковы условия гармонического сочетания гуманитарного (ориентированного на человека и человеческие ценнос­ти) и технологического подходов?

4. Вы — социальный педагог, которому необходимо встре­титься с подростком, не посещающим школу уже вто­рой месяц, с целью выяснения причин данного поведе­ния. Предложите варианты последовательности ваших дей­ствий и возможную логику разговора (содержание вопросов и т.п.) для следующих ситуаций:

а) вы приходите к подростку домой и вынуждены беседовать только с его матерью;

б) вы вызываете подростка вместе с матерью к себе в школьный рабочий кабинет;

в) вы встречаете подростка на улице в группе друзей и вынуждены общаться на месте.

5. Приведите пример использования в процессе социально-

педагогической деятельности технологии смежных дис­циплин (психологии, социологии и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: