СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ |
За последние несколько десятилетий значительно расширилось, выйдя за пределы технических дисциплин, использование понятия «технология». Термин «технология» применяется в самых различных отраслях практической деятельности: в производстве (технология изготовления деталей, механизмов и т.п., технология обработки материалов), в управлении (технология управления, поиска и принятия решений), в математике (технология решения задач на ПЭВМ, т.е. алгоритмизация), в педагогике (технология модульного обучения) и т.д. Во второй половине XX столетия происходит активное формирование понятия «социальная технология». Социальная технология может быть понята как разработка методов и методик результатив-. ного и рационального целенаправленного социального воздействия.
Если социальная педагогика — особый вид деятельности, то социально-педагогическая технология — во-первых, совокупность приемов и методов, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями и социальными педагогами в процессе взаимодействия с клиентами для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения, и, во-вторых, способ осуществления социально-педагогической деятельности конкретным социальным педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией с целью выбора оптимальных средств и методов для их выполнения (Теория социальной работы: Учебник/ Под ред. Е.И. Холостовой. М., 1999).
Социально-педагогическая деятельность просто обречена быть технологичной, ибо в условиях ограниченных социальных ресурсов, огромного количества социальных проблем, противоречивости и многогранности основных объектов социальной педагогики — во-первых, человека и, во-вторых, процесса социализации —-социально-педагогическое воздействие и взаимодействие может быть эффективным только при условии последовательных и профессиональных подходов, которые не исключают, а воплощают общую гуманную направленность и гуманитарное содержание деятельности.
Социально-педагогические технологии относятся к числу так называемых человековедческих, в силу чего обладают определенной спецификой, отличающей их от «классических» технологий:
1. Концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и иные обоснования.
2. Системность, т.е. обладание всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
3. Экономичность, т.к. ее применение позволяет оптимизировать труд социального педагога за счет создания резерва рабочего времени.
4. Относительная (частичная) алгоритмизируемость. В социально-педагогических технологиях крайне ограничен принцип четкого пооперационного, детального разделения общего процесса деятельности на составляющие его части, универсального для многих технологий. Там, где основным объектом является человек, процесс деятельности невозможно «чисто» разбить на последовательный ряд операций или алгоритмов, но все же последовательность основных этапов и методов их осуществления во многих случаях выделить целесообразно.
5. Корректируемость деятельности, т.е. возможность постоянной оперативной обратной связи в процессе ее осуществления.
6. Воспроизводимость социально-педагогической технологии, которая напрямую зависит от степени ее ал-горитмируемости: в наибольшей степени воспроизводимы технологии, перенятые социальной педагогикой из других областей деятельности (например, технология экспертной оценки). Гарантированность достижения целей технологии социально-педагогической деятельности весьма относительна и не может быть определена однозначно. Особенностью социально-педагогических технологий является то, что никакой технологический подход не гарантирует 100-процентной эффективности. Велико количество воздействующих на результат деятельности факторов, трудно решаемых проблем, т.е. таких, которые вновь и вновь воспроизводятся с каждым новым этапом развития общества.
ФОРМЫ, УРОВНИ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ |
Социально-педагогические технологии существуют в двух основных формах: во-первых, в виде программ, содержащих конкретные процедуры и операции социально-педагогической деятельности, и, во-вторых, в виде самой деятельности, построенной в соответствии с такими программами.
Социально-педагогические технологии существуют на нескольких уровнях:
1. Индивидуальный, или авторский, на котором происходит реализация в своеобразной последовательности конкретной деятельности по решению социально-педагогической задачи. Практически каждый социальный педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность, так или иначе привносит в стандартную последовательность технологических процедур специфику, обусловленную личным подходом к пониманию проблемы, которая зависит от индивидуальных особенностей специалиста, уровня его профессионализма, опыта работы и т.п.
2. Групповой, или профильный, на котором происходит последовательная реализация социально-педагогических задач в русле определенного социального института, посредством выбора спектра типичных для данного института и типа клиента технологий. Очевидно, что одна и та же технологическая операция, например диагностика проблемы клиента, различна по своей структуре, длительности и содержанию в условиях кризисного отделения центра социальной помощи и в деятельности школьной социально-педагогической службы. 3. Управленческий, или территориальный, на котором реализация конкретных задач осуществляется в рамках конкретной территории посредством модернизации связей и функций наличных социальных институтов.
В соответствии с уровнем технологического действия могут быть выделены общие, частные и специальные социально-педагогические технологии.
Общие социально-педагогические технологии воплощают закономерности процесса взаимодействия специалиста с ребенком (подростком), компоненты этой деятельности. Система общих социально-педагогических технологий включает в себя: диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, коррекцию, социальную терапию, социальную экспертизу, прогнозирование, проектирование, посредничество, консультирование и т.д. Так, например, технология диагностики проблемы клиента в ходе предварительного обследования и индивидуального собеседования может представлять из себя получение ответов на следующую последовательность вопросов:
I. Вопросы, на которые социальный педагог ищет ответы в ходе предварительного обследования:
1. Кто является реальным клиентом?
2. Каковы его (клиента) демографические и социально-психологические характеристики?
3. Какие проблемы беспокоят клиента, людей из его социального окружения, социального педагога (в связи с услышанным)?
4. Каким образом, когда и кто из ближайшего окружения заметил проблему или потребность клиента в получении помощи и что этому предшествовало?
5. Насколько адекватно клиент выполняет свои роли в той системе, частью которой является?
6. Каковы основные внутриличностные, межличностные, групповые стрессовые факторы, мешающие клиенту адекватно или оптимально выполнять свои социальные функции?
7. Какие достижимые цели, признаваемые клиентом, могли бы послужить отправной точкой для оказания помощи?
8. Кто из окружения клиента принимает значимые решения и к какой сфере жизнедеятельности они относятся?
9. Какими возможностями для оказания помощи клиенту в решении его проблемы располагает он сам, его семья, его окружение и т.д.?
10. Какие ценности и нормы определяют поведение членов семьи или окружения клиента и через какие механизмы обеспечивается соблюдение этих норм?
11. Какие социокультурные контакты и взаимодействия семьи и окружающих в рамках более крупных образований оказывают влияние на клиента?
12. Какова возможная взаимосвязь психофизиологических особенностей клиента, характеристики окружающих его социальных условий и целей в ходе решения проблемы?
II. Вопросы, непосредственно задаваемые клиенту при личной встрече:
1. Как человек определяет, объясняет и воспринимает стоящую перед ним проблему?
2. Насколько сильный дискомфорт или стресс вызывает проблема у человека?
3. Какие меры принимались клиентом или его окружением для изменения ситуации, результаты попыток?
4. Насколько сильна у клиента мотивация для принятия помощи от социального педагога или других людей? Если этой мотивации нет, то какова природа сопротивления?
5. Какие действия по решению проблемы, с точки зрения клиента и с точки зрения социального педагога, наилучшим образом будут отвечать интересам клиента и его семьи?
Частные социально-педагогические технологии в основе своей составляют определенные технологические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке. Группу частных технологий образуют следующие технологические процедуры: социально-педагогическая работа с лицами девиантного поведения, с детьми-инвалидами и т.д.
Специальные социальные технологии посвящены, как правило, оптимизации социальных процессов в условиях специализированных учреждений, центров и т.п. — например, технологии социально-педагогической деятельности во внешкольном досуговом учреждении, технологии работы социального педагога в школе, в приюте, в местах лишения свободы и т.д. К числу специальных технологий также можно отнести такие не столь часто упоминаемые технологии, как создание чисто физических условий для клиентов (например, архитектура внешкольного досугового учреждения), применение технического оборудования (использование кабельного телевидения в доме для детей-инвалидов), использование информационных систем (компьютеры для обеспечения сохранности документов и их систематизации в социально-педагогических службах) и т.д.
Виды и формы социально-педагогических технологий можно также разделить на экстренные технологии, направленные на выживание индивида (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей и т.п.), и технологии непрерывные, или постоянные, направленные на поддержание стабильности жизненных условий ребенка, профилактику возможных негативных отклонений.
Структура конкретной социально-педагогической технологии обычно включает в себя несколько обязательных компонентов: во-первых, определение цели деятельности (почему и для чего?); во-вторых, отбор и построение ее содержания (что?); в-третьих, выбор основного способа организации деятельности (как?); в-четвертых, подбор методов и средств деятельности (с помощью чего?); в-пятых, определение людей и учреждений, чье привлечение необходимо для решения проблемы (кто?); и, наконец, в-шестых, подбор методов контроля правильности осуществляемой деятельности и оценки достигнутых результатов (так ли?) (Янушкевич Я. Технология обучения в системе высшего образования. М.: 1986). Например, технология профилактики наркотической зависимости подростков и молодежи в городе на диагностическом этапе может включать в себя следующие операции:
1. Предварительная оценка «наркотической» ситуации в городе (проведение пилотажного исследования распространенности наркотиков в молодежной среде, характеристика основных типов психоактивных токсических веществ и способов их употребления).
2. Составление «наркотической карты» города (места распространения, количественный и качественный состав наркотических тусовок).
3. Изучение степени ознакомления с наиболее популярными у подростков города видами наркотиков.
4. Выявление и демографическая характеристика потенциальных «групп риска» в отношении возможного приобщения к наркотическим средствам.
Как видно из содержания приведенных операций, дальнейшая деятельность должна строиться по двум базовым направлениям: во-первых, работа по предотвращению влияния наркоманов со стажем на «неопытную» часть молодежи, т.е. профилактика насильственного приобщения к наркотикам и, во-вторых, собственно. работа по профилактике приобщения молодых людей к наркотикам.
Первое направление деятельности может быть решено за счет активизации работы подразделений ОВД и развертывания разнообразных форм реабилитации для желающих излечиться (например, создание городского общества анонимных наркоманов или реализация программы «12 шагов»).
Реализация второго направления может быть осуществлена путем использования всего комплекса средств и ресурсов города (образовательных, психологических, медицинских, культурно-просветительских, экономических и т.д.) с целью предоставления подросткам «группы риска» альтернативных способов и средств по разрешению проблем различного характера (что может снизить вероятность возникновения чувства безысходности и тем самым предотвратить формирование мотивации для обращения к наркотикам).
Критерием эффективности исполнения конкретных мероприятий по вышеназванным направлениям (и технологии в целом) могут служить числовые показатели увеличения биологического возраста наркоманов города при снижении их среднечисленного состава.
ПРОЦЕСС ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Наряду с приминением в социально-педагогической деятельности отдельных самостоятельных технологий или технологических процедур в практике своей работы конкретный социальный педагог может предпринимать комплекс мер, направленных на повышение ее эффективности. Комплекс таких мер, получил название технологизация. Процесс технологизации социально-педагогической деятельности позволяет рационально разделить ее виды на отдельные относительно единообразные процедуры и операции, действия и результаты которых скоординированы между собой. Так, например, сложная многоуровневая проблема клиента может быть разделена на несколько более простых проблем, каждая из которых решается более или менее стандартными методами.
В общих чертах процесс технологизации социально-педагогической деятельности включает в себя несколько этапов:
1. Теоретический этап — обоснование цели и объекта технологического действия, расщепление его на составляющие компоненты (элементы) и выяснение связей между ними.
2. Методический этап, который связан с выбором методов, средств деятельности, сбором и обработкой информации, ее анализом, с проектированием и планированием собственно практической деятельности; с подбором системы диагностики, позволяющей содержательно интерпретировать получаемые результаты, с выбором принципов трансформации результатов анализа в конкретные выводы и рекомендации и, наконец, с разработкой системы профилактики затруднений, возможных в процессе осуществления деятельности.
3. Процедурный этап, который связан с процессом непосредственного осуществления конкретной деятельности.
Одним из основных условий технологизации любой деятельности с целью повышения ее эффективности является определенность объекта деятельности, однозначность его характеристик, принципиальных для осуществления процесса воздействия, четкая заданность условий осуществления деятельности. В целом, чем более однозначны и стабильны исходные элементы тех-нологизируемого явления, тем проще разработать технологическую цепочку по его видоизменению.
В условиях достаточно высокой неопределенности исходных данных, характерных для социально-педагогических ситуаций, регуляция деятельности возможна не путем поэтапного расчленения конкретных поведенческих актов на элементы, а скорее путем определения допустимого «коридора» действий, задающего общее направление деятельности и определяющего не необходимые действия, а те, воспроизведение которых делает цель недостижимой либо малодостижимой, что оставляет человеку, осуществляющему деятельность, широкий выбор для ситуационного маневра в ходе ее осуществления.
Элементы технологизации (и отдельные технологии) в социально-педагогической деятельности призваны выполнять ориентировочную функцию, т.е. они должны помогать социальному педагогу точно охарактеризовать проблему или ситуацию; оперативно выстроить общую логику помощи клиенту в верном направлении; своевременно использовать спектр наиболее типичных методов и способов деятельности для однотипных ситуаций, из которых специалист может выбрать наиболее отвечающие конкретному случаю; предупреждать о наименее эффективных (а иногда и недопустимых) процедурах и действиях в определенных случаях.
Вопросы и задания
1. Чем социальная технология отличается от технологии производственной?
2. В чем различие между технологией и методикой социально-педагогической деятельности?
3. Каковы условия гармонического сочетания гуманитарного (ориентированного на человека и человеческие ценности) и технологического подходов?
4. Вы — социальный педагог, которому необходимо встретиться с подростком, не посещающим школу уже второй месяц, с целью выяснения причин данного поведения. Предложите варианты последовательности ваших действий и возможную логику разговора (содержание вопросов и т.п.) для следующих ситуаций:
а) вы приходите к подростку домой и вынуждены беседовать только с его матерью;
б) вы вызываете подростка вместе с матерью к себе в школьный рабочий кабинет;
в) вы встречаете подростка на улице в группе друзей и вынуждены общаться на месте.
5. Приведите пример использования в процессе социально-
педагогической деятельности технологии смежных дисциплин (психологии, социологии и т.п.).