Т. В. МИШАТКИНА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ЭТИКА
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
Подготовлено в соответствии с Государственным
Образовательным стандартом высшего образования РФ
И программой учебного курса
Ростов-на-Дону, «Феникс»
Минск, «ТетраСистемс»
УДК 17:37.0(075.8)
ББК 87.7я73
М 71
Автор
профессор кафедры философии, социологии, экономики Международного государственного экологического университета им. А. Д. Сахарова
Т. В. Мишаткина
Рецензенты:
кафедра психологии и педагогики факультета психолого-педагогической переподготовки и повышения квалификации Белорусского государственного экономического университета (зав. кафедрой, профессор Г. В. Бороздина);
доктор педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии начального образования Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, профессор В. В. Буткевич; доктор философских наук, зав. кафедрой философии и культурологии, проректор Республиканского института высшей школы Белгосуниверситета, профессор Я. С. Яскевич
|
|
Мишаткина Т.В.
М 71 Педагогическая этика: Учеб. пособие / Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004.-304с.
ISBN 5-222-05265-6 («Феникс»)
Пособие посвящено вопросам этики и культуры общения педагога в системе отношений «по вертикали» (педагог — учащийся) и «по горизонтали» (педагог — педагог). Построено по принципу блочно-модульной системы. Включает блоки: основы профессиональной педагогической этики; этика гражданственности и экологическая этика; этика и культура Межличностного общения в молодежной среде; этикет и культура поведения. В пособие включены: вопросы, упражнения и тесты для обсуждения и самоконтроля; сценарии ролевых и ситуативных игр; практические советы и рекомендации по этикету и культуре общения; упражнения для аутотренинга, а также методические материалы: примерная программа курса планы семинарских занятий; темы рефератов, литература по основным разделам курса.
Предназначено для студентов и преподавателей педагогических вузов и колледжей.
УДК 17:37.0(075.8)
ББК 87.7я73
© Мишаткина Т.В., 2004
© Оформление: Издательство «Феникс», 2004
ISBN 5-222-05265-6 © Макет: НТООО «ТетраСистемс», 2004
От автора
Пособие «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА» рассчитано на то, что читатель уже знаком с основными положениями, принципами и ценностями этической теории, в рамках которой рассматриваются вопросы сущности, структуры, функций этики и морали и анализируются высшие моральные ценности.
Педагогическая этика, предписывающая нормы, принципы и требования к отношениям и поведению педагога в рамках профессиональной деятельности, принадлежит сравнительно новой области этического знания — прикладной этике, базирующейся на общих положениях теоретической этики, но в то же время имеющей свою специфику и по содержанию, и по форме регуляции.
|
|
В данном пособии раскрываются основные этические положения, которые необходимы и значимы для профессиональной деятельности педагога. Этой задаче соответствует и структура пособия.
Первый блок (главы 1—5) непосредственно посвящен морально-этическим вопросам педагогической деятельности. Это проблемы отношения педагога к своему труду, к предмету своей деятельности; этика отношений «по вертикали» — в системе «педагог—учащийся»; этика отношений «по горизонтали» — в системе «педагог—педагог»; вопросы административно-деловых отношений — между педагогом и руководством; особенности педагогической этики в условиях вуза.
Второй блок (главы 6—9) нацеливает на анализ проблем, с которыми сталкивается педагог в процессе общения с учащимися — будь то школьники или студенты. Пособие не претендует на полный охват этих проблем: скорее всего, это не возможно, а выделяет, на наш взгляд, наиболее важные и актуальные из них. Это этические проблемы формирования гражданственности молодежи, ее экологической культуры, этики и культуры межличностного общения, в том числе дружбы, любви, семейных и сексуальных отношений; проблемы молодежной субкультуры и общения в виртуальной реальности; вопросы этикета.
Третий блок — «Практикум» включает в себя материал для самостоятельного анализа - фрагменты из работ В.А. Сухомлинского о воспитании; тесты, практические рекомендации, упражнения для аутотренинга, касающиеся общения, в которое вступает педагог в своих личных и деловых отношениях.
В пособие входит также «Методическое приложение»: программа курса, планы семинарских занятий; темы рефератов, литература по основным разделам курса.
Пособие подготовлено на основании типовой программы «Этика» и программы «Этика и культура общения педагога» и апробировано в учебном процессе на кафедре философии и культурологии Республиканского института высшей школы БГУ и на факультете повышения квалификации БГЭУ.
Автор выражает глубокую благодарность своим коллегам Ё.В. Беляевой, З.В. Бражниковой, В.С. Вязовкину, Р.В. Сухаревой за предоставленные ими материалы, а также рецензентам В.В. Буткевич, Г.В. Бороздиной, Я.С. Яскевич за сделанные ими замечания и рекомендации, способствовавшие, как надеется автор, улучшению текста.