Предметом банковского права являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением банковской деятельности. Понятие «банковская деятельность» не имеет законодательного закрепления, поэтому можно встретить различные определения:
деятельность по осуществлению кредитными организациями банковских операций;
деятельность по осуществлению кредитными организациями банковских операций и сделок;
деятельность по осуществлению кредитными организациями банковских операций и сделок и деятельность ЦБ РФ по организации и регулированию банковской системы.
В самом общем виде методы правового регулирования общественных отношений, в том числе и отношений в сфере банковской деятельности, – это совокупность правовых средств или способов, применяемых в ходе правового регулирования названных отношений. Принято считать, что вместе с предметом они дают наиболее полную и четкую характеристику каждой отрасли российского права.
Однако необходимо учитывать, что проблема метода в юридической науке достаточно дискуссионна. Так, в работах отдельных ученых выделяются два принципиально различных подхода к познанию содержания метода правового регулирования. Например, одни считают, что для каждой отрасли права есть конкретный метод, применяемый данной отраслью, другие, наоборот, – что все отрасли применяют аналогичные методы.
Основными способами правового регулирования выступают:
дозволение – предоставление лицам права на свои собственные активные действия;
запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;
позитивное обязывание – возложение на лиц обязанностей к активному поведению.
Специфика правового режима и метода банковского права обусловлена как особенностями регулируемых этой отраслью общественных отношений, так и ее положением на стыке публичного и частного права. Поэтому, например, сторонники комплексного характера банковского права отмечают наличие у банковского права трех методов:
публично—правового (в юридической литературе этот метод именуется по—разному: императивный метод, административно—правовой метод, метод власти и подчинения, метод субординации, авторитарный метод и т. д.);
частноправового (или гражданско-правового метода);
комплексного метода, который представляет собой сочетание двух вышеуказанных.
Если говорить о том, что банковское право является самостоятельной отраслью российского права, то банковское право обладает самостоятельным методом правового регулирования. Это сочетание первичных частноправовых и публично—правовых элементов, которые и определяют его юридический режим. При этом, естественно, на своеобразие конструкции метода банковского права влияют вариации конкретных способов регулирования – дозволений, запретов, позитивного обязывания.
Принципы банковского права могут быть классифицированы различным образом, например, на
социально-правовые, которые, как правило, имеют общеправовое значение. К ним относят присущие всем отраслям права принципы законности, гуманизма, демократизма, равенства;
специально-правовые принципы (в литературе их также именуют "отраслевыми"), определяющие специфику банковского права. В свою очередь, специально-правовые принципы банковского права также делят на две группы:
принципы, определяющие конституционный статус субъектов банковского права:
неприкосновенности собственности;
запрета монополизации банковского рынка и поощрения конкуренции;
свободы банковской деятельности;
единства банковского пространства (осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве);
паритета (гармонизации) интересов всех участников банковских правоотношений;
принципы, определяющие порядок построения, функционирования и развития банковской системы Российской Федерации, состоящие в свою очередь, из двух подсистем (подгрупп) принципов: а) принципов построения и развития банковской системы, к которым относят следующие принципы:
двухуровневого построения банковской системы Российской Федерации;
полисубъектности верхнего уровня банковской системы Российской Федерации;
экономического районирования при организационном построении территориальных подразделений ЦБ РФ;
институциональной, имущественной, бюджетной, кадровой, функциональной, инструментальной и финансовой независимости ЦБ РФ от других органов государственной власти;
б) принципов осуществления банковской деятельности (именуемых также принципами, определяющими порядок ее осуществления), к которым относят:
эмиссионной монополии ЦБ РФ;
ответственности ЦБ РФ;
сочетания государственного управления банковской системой и ее самоуправления;
недопустимости вмешательства органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления в оперативную деятельность кредитных организаций;
разрешительного характера банковского регулирования;
исключительной правоспособности кредитных организаций;
возвратности денежных средств, привлекаемых кредитными организациями;
срочности аккумуляции денежных средств;
сохранения банковской тайны;
платности оказания банковских услуг.