Особенности эстетики Просвещения (18 век)

Просвещение - идейное, общественное, культурное и эстетическое движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689-1789 гг. Первая - дата из английской истории. В 1688 г. совершилась, по выражению западных историков, "славная революция" в Англии. Вторая дата - начало Французской революции, воспринимавшейся современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами.

Деятели Просвещения боролись за установление "царства Разума", прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой его должно быть "естественное равенство", а отсюда - политическая свобода и гражданское равенство.

Эстетическим предпочтениями данного времени стало обращение к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности.

Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки, создающем условия для экономического и социального благоденствия, - пафос эпохи Просвещения.

Выдающиеся представители французского Просвещения - Вольтер (1694-1778), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Дени Дидро (1713- 1784), Шарль Монтескье (1689-1755), Поль Анри Гольбах (1723-1789), Жорж Луи де Бьюффон (1697- 1788) и др.

Эпоху Просвещения во Франции называют иногда эпохой Вольтера. Вольтеровская критика абсолютизма, прославление разума, борьба за веротерпимость и права человека сделали его угодным французскому королевскому двору. В своих исторических трудах он впервые представил историю не как описание судеб государства и его правителей, а как развитие самих народов, их экономики, науки, культуры, политики и эстетики.

Выдающимся представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724-1804). Знаменитые вопросы Канта: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу надеяться?" - были подготовлены предшествующей философией.

Русское Просвещение унаследовало проблематику Просвещения европейского, осмысляло и развивало ее вполне самобытно, в контексте той уникальной исторической ситуации, которая сложилась в российском обществе того времени.

Философско-антропологическая мысль русских просветителей отличалась значительным разнообразием, глубиной и самобытностью. Она охватывала широкий спектр политических, мировоззренческих и эстетических проблем и такую острую проблему российской действительности, как положение крестьян Бычков В.В. Эстетика в России ХVII в.- М.: Знание, 1989, с.- 24..

Начало развитию просветительства в России положил М.В. Ломоносов, стараниями которого был открыт университет в Москве.

Эстетика просветительства нашла широкое распространение в русской литературе - в произведениях Д.Я. Фонвизина, Г.Р. Державина, В.К. Тредиаковского, в русской живописи - в полотнах Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого.

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века - Просвещения. Эстетическое новаторство столетия проявило себя не столько в желании сломать или даже реконструировать традиционные формы, сколько в создании каких-то иных форм, существующих в обход традиции и как бы независимо от нее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: