Теория жизненных сил

В современном обществознании характерным стало очевидное повышение интереса к изучению человека. Взгляд на общество сквозь призму проблем человеческого существования - существенная черта формирования новых и модернизации классических социологических парадигм. Показательным в данном плане является формирование основ социологической концепции жизненных сил человека.

Исходными понятиями рассматриваемой теории выступают категории "жизненные силы" и "жизненное пространство" человека как биопсихосоциального существа, субъекта общественных отношений. Взаимозависимость, взаимодействие данных явлений и понятий составляет фундамент системы социологического знания, изложенного в категориях социологии жизненных сил человека.

Сущностная характеристика понятия "жизненные силы человека" чаще всего сводится к способности людей воспроизводить и совершенствовать свою жизнь индивидуально-личностными и организационно-коллективными средствами. Последнее позволяет использовать понятия "индивидуальная субъектность" и "социальная субъектность" человека как составляющие содержания категории "жизненные силы человека".

Формирование, развертывание жизненных сил человека как биопсихосоциального существа в основных сферах общественной жизни трансформируется, оформляется в виде его производственно-экономических, общественно-политических, духовно-культурных и социально-бытовых сил как способности воспроизводить и совершенствовать соответствующие стороны своей жизни.

По мере все более отчетливого обозначения контуров сфер общественной жизни современной России, в социологии появляется все больше оснований для характеристики соответствующих форм и содержания субъектности человека в условиях современного российского общества.

В этой связи важно определить соотнесенность традиции осмысления жизненных сил с марксистской теорией сущностных сил человека.

Главной особенностью марксистской трактовки сущностных сил человека является то, что они характеризуются как таковые преимущественно в контексте взаимодействия производительных сил и производственных отношений общества, главным образом на базе предметного видения сил человека как его способности к труду.

Социология жизненных сил человека в определении базовых социальных отношений идет от понимания фундаментального значения взаимодействия жизненных сил человека и жизненного пространства его бытия, взаимозависимости субъектов общественной и индивидуальной жизни по поводу жизненного пространства, средств обеспечения, воспроизводства и совершенствования жизни во всем ее разнообразии. Жизненное пространство при этом чаще всего понимается как среда обитания человека, позволяющая ему так или иначе воспроизводить и совершенствовать свою жизнь, совокупность элементов, составляющих естественную и социокультурную основу воспроизводства жизни человека как биопсихосоциального существа.

В зависимости от степени наличной развитости жизненных сил человека зависит характер осуществления им владения, пользования и распоряжения своим жизненным пространством. Характеризуясь известным количеством, качеством и мерой, жизненные силы человека определяют масштаб воздействия использования им своего жизненного пространства для воспроизводства и совершенствования жизни.

Фундаментальное значение имеет то обстоятельство, что виталистская социология учитывает особенности основных типов, каналов взаимодействия жизненных сил человека и его жизненного пространства. В качестве таковых рассматриваются, во-первых, слепое, стихийное, природное взаимодействие жизненных сил и жизненного пространства бытия человека. Во-вторых, выделяются особенности, специфика взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства человека с помощью устойчивых систем культурных символов, формируемых религией, наукой, искусством, философией, моралью, массовым сознанием, общественной психологией. В-третьих, характеризуется и такой тип взаимодействия как преобразующая духовная и материальная деятельность, обусловленная активной, творческой природой человеческого сознания, психики человека.

Таким образом, демонстрируемый виталистской социологией подход к характеристике взаимодействия, взаимозависимости жизненных сил и жизненного пространства бытия человека, воспроизводства первичных, базовых социальных отношений существенно отличается от традиционной марксистской трактовки и "родовых", и сущностных, и "производительных" сил. Такой подход не просто расширяет спектр характеристик основ социальной жизни, индивидуальной и социальной субъектности человека в обществе, но кардинально меняет угол зрения на движущие силы общественного развития, систему общественных отношений, понимание роли природных и общественных, производственных и социокультурных, духовно-идеологических компонентов, объективных и субъективных условий и факторов социального развития, эволюции культуры социальной жизни, управляемом и стихийном в ней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: