В ранних психоаналитических концепциях подчеркивалась зависимость младенца от матери. Мать рассматривалась как основной источник удовлетворения, и считалось, что в случаях, когда наблюдается недостаток взаимодействия, причиной является мать. В отличие от этого этологическая точка зрения привела исследователей к высокой оценке способностей новорожденного и пониманию его активного подстраивания в процессе взаимодействия. Из этологии пришло описание активного поведения привязанности ребенка, подчеркивание его социальной компетентности и влияния на мать (Bowlby, 1958; Hinde, 1976). Взятое из исследований животных прямое наблюдение привело исследователей к признанию роли младенца в запуске (например, плачем) ответов со стороны матери. Акцен-
тировалась скорее активность ребенка, а не беспомощность; вызывание поведения, а не пассивность. В этом свете младенец стал рассматриваться как активный участник формирования отношений с матерью. Сходные наблюдения привели к признанию, что младенец может сам удовлетворять себя, и тем самым повысили представления о нем как об относительно независимом участнике формирования отношений.
|
|
Среди этологических представлений, значительно повлиявших на изучение младенцев, необходимо выделить такие, как «критическая фаза», «импринтинг» и «врожденные облегчающие механизмы» («critical phase», «imprinting», «innate releasing mechanisms»). Во время критических временных фаз младенец и родитель чувствительны к сигналам друг друга и направлены на адаптацию друг к другу. Первые часы сразу после беременности, так же как и другие периоды быстрых изменений, могут рассматриваться как критические фазы. Феномен «импринтинга» взят из наблюдений К. Лоренца за гусятами, которые следуют и запоминают особым образом все сигналы, полученные от фигуры родителя сразу после вылупливания (Lorenz, 1957). «Врожденные облегчающие механизмы» представляют врожденные поведенческие ответы, запускаемые у ребенка соответствующими сигналами родителя. Эти этологическиетермины, описывающие поведение животных, были применены в исследованиях младенцев. Хотя поведение младенца и матери более пластично и открыто адаптивным изменениям, чем у животных, эти термины описывают мощные врожденные силы, которые ведут мать и младенца к пониманию друг друга и к их привязанности.
Каки понятия этологии, метод исследования в этологии также оказал значительное влияние на исследования родителя и младенца. Наблюдения в естественных условиях с особым вниманием к сигналам обмена, каталоги поведенческого репертуара изучаемого вида животных, полученные из детального анализа поведения, привели в области младенчества к исследованиям, в которых тщательно отрабатывались методы регистрации и микроанализа поведения. Сточки зрения одного из лидеров этологического направления Р. Хинде, термины, используемые для описания взаимодействия улюдей — взаимность и комплементарность, являются основными в исследованиях животных (Hinde, 1976).
|
|
Влияние этологии привело ктому, что исследователи взаимодействия ограничивались описанием лишь наблюдаемого поведения
без объяснения стоящего за ним мотива или значения. Р. Хинде предполагал, что описание взаимодействия должно включать в себя не только что делают партнеры, но и ко/сони это делают, поскольку качество взаимодействия может быть более важным, чем то, что актуально происходит между партнерами. Суть отношения может быть ближе к набору личных мыслей партнеров, чем к тому, что мы наблюдаем (Ibid.). Авторы этологических исследований подошли к необходимости описания того, как виды поведения взаимодействия родителя и младенца распределены во времени, как они влияют друг на друга, к необходимости описания относительной и абсолютной частоты их проявления.
По общему мнению исследователя взаимодействия Т. Б. Бразел-тона и психоаналитика Б. Крамера, объективные данные важны, но всегда существует опасность пренебрежения присущей отношениям межсубъективностью. Сточки зрения данных авторов, наблюдение такого самоудовлетворяющего поведения младенца, как сосание пальца, должно сопровождаться проникновением в значение, которое имеет для матери это проявление независимости и потери связи с матерью. Субъективные интерпретации родителями их отношений со своим ребенком называются «воображаемыми взаимодействиями» («imaginary interactions») (Brazelton, Cramer, 1991) и развиваются из фантазий, идеалов и страхов, которые берут начало в их собственном детстве (Fraibergetal., 1975). Вклад младенцев в воображаемые взаимодействия также важен, и его можно выделить по мере того, как маленькие дети начинают открывать себя через игру и слова. В любом случае их субъективную версию и значение взаимодействия можно интерпретировать через анализ наблюдаемого поведения и симптомов.