Теория личности Э. Эриксона

Известный психолог Эрик Эриксон в первые годы жизни пережил трудности, связанные с определением собственной идентичности, которые позднее он описал и проанализировал в своих работах. Будучи приемным сыном, он встал перед проблемой отнесения себя к определенной нации, семье, религии.

В конце 30-х гг. ХХ в. Э. Эриксон занимался исследованием индейских резерваций племен Сиу и Юроков, использовав в дальнейшем собранный материал для формирования своей концепции идентичности. В 1950 г. он опубликовал книгу “Детство и общество”, которая принесла ему широкую известность. Последующие его работы “Молодой Лютер” (1958), “Идентичность” (1968) и “Истина Ганди” (1969) заложили основу нового подхода к анализу взаимоотношений между человеком и обществом.

Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал. Ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине XX в., развивается не так, как маленький индеец из резервации, где во всей полноте сохранились старые культурные традиции и время как бы остановилось.

Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций, связанных с основным видом занятий, и принятых стилей воспитания. В разных индейских резервациях Э. Эриксон наблюдал два племени: Сиу ‑ бывших охотников на бизонов, и Юрок – рыбаков и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени – сильного и отважного охотника в бескрайних прериях – и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношениях с соплеменниками и жестокость в отношении к врагам. В племени Юрок, наоборот, детей рано отучают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержаны в общении с ними. Они вырастают молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопительству.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий.
На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

До 17–20 лет происходит медленное, постепенное становление главного ядерного образования – идентичности личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и пере-живанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность – психосоциальная тождественность – позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Идентичность – условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается “потерянным”.

Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. Но до этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций – отождествления себя с родителями, мальчиками или девочками (половая идентификация) и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рождения родители, а затем и более широкое социальное окружение приобщают его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.

Э. Эриксон считал, что развитие человека проходит несколько этапов, многие из которых соответствуют стадиям развития по З. Фрейду. Однако в отличие от З. Фрейда, придававшему особое значение психосексуальному созреванию как детерминанте личности, Э. Эриксон считал, что личность вырастает из результатов разрешения конфликта, возникающего при социальных взаимодействиях в узловых точках развития, например, при кормлении в младенческом возрасте или при обучении различным навыкам в школьном возрасте.

Он выделил восемь основных этапов в развитии идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой (см. таблицу 4). Эти стадии представляют собой серию критических периодов, которые должны быть преодолены в течение всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному этапу. Каждая стадия дает возможность формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать.

Основное внимание Эриксон уделял кризису подростково-юношеского периода, который сопровождается важными биологическими и психологическими изменениями, так как с изменением образа своего тела меняется и образ собственного “Я” подростка. Кризис идентичности, который происходит в этот период, становится основой личностной и социальной идентичности, которая начинает осознаваться с этого времени. Согласно Э. Эриксону для современной молодежи развитие идентичности, Я-образа и Я-концепции стало более важным и в значительной мере вытеснило тему сексуальности. Я-концепция – относительно устойчивая, осознанная, переживаемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Сексуальности в теории
Э. Эриксона также отводится важное место, но только как одной из проблем развития, которая должна быть разрешена в свое время.

Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это “поворотные пункты”, моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое проявляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение человека к миру и к самому себе, которое может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Ребенку и затем взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений – доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем положительное, противоположный полюс отношения продолжает открыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей (таблица 8).

На первой стадии развития (орально-сенсорной), соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребенок “выбирает” доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, который его окружает, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и “питание” миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материнская любовь и нежность определяет “количество” веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка.

Таблица 8. Этапы психосоциального развития по Э. Эриксону

Стадия развития Предмет конфликта развития Социальные условия Полярные качества личности
1. Орально-сенсо-рная (от рождения до 1 года) Могу ли я доверять миру? Поддержка, удовлетво-рение основных потреб-ностей, преемственность. Отсутствие поддержки, депривация, непоследо-вательность Доверие к миру. Недоверие к миру
2. Мышечно-ана-льная (от 2 до 3 лет) Могу ли я управ-лять собственным поведением? Разумная дозволенность, поддержка. Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия Автономия, самостоятельность. Стыд, сомнения
3. Локомоторно-генитальная (от 4 до 5 лет) Могу ли я стать независимым от родителей и иссле-довать границы своих возможнос-тей? Поощрение активности, наличие возможностей. Отсутствие возможнос-тей, неодобрение актив-ности Инициатива. Пассивность, вина
4. Латентная (от 6 до 11 лет) Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? Систематическое обу-чение и воспитание, на-личие хороших примеров для подражания. Плохое обучение, отсут-ствие руководства и под-держки Трудолюбие, компетентность. Чувство неполноценности
5. Отрочество и юность (от 12 до 18 лет) Кто я? Каковы мои убеждения, взгля-ды и позиции? Внутренняя устойчи-вость и преемственность, наличие четко опреде-ленных половых моделей для подражания. Неясность цели, неопре-деленные ожидания Идентичность. Смешение ролей
6. Молодость Могу ли я пол-ностью отдать себя другому человеку? Душевная теплота, пони-мание, доверие. Одиночество Близость. Изоляция
7. Взрослость Что я могу пред-ложить будущим поколениям? Целеустремленность. Обеднение личной жизни Продуктивность. Застой
8. Зрелость Доволен ли я про-житой жизнью? Чувство завершенности жизненного пути, осу-ществления планов и целей. Отсутствие завершеннос-ти, неудовлетворенность прожитой жизнью Целостность «Я». Отчаяние

В это время ребенок как бы вбирает в себя образ матери. Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.

Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельности не должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помогают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.

Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует “глаза мира”, следящие за ним с осуждением, стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются “внутренние глаза мира” – стыд за свои ошибки, неловкость, за испачканные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают страх “потерять лицо”, постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

На третьей стадии (локомоторно-генитальной), совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; закладываются новые внутренние инстанции – совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

На этом возрастном этапе происходит половая идентификация, и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.

Младший школьный возраст – предпубертатный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия (латентная), связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них “культурой в себе”, со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности.

Период начального школьного обучения – это также начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий.

Подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию идентичности. В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, – задачу самоопределения, выбора жизненного пути.

Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности. Диффузность идентичности может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т.д.), в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении “стать ничем” (если это единственный оставшийся способ самоутверждения).

В ранней зрелости, на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). Именно в это время проявляется истинная сексуальность. Но человек готов к близости с другим не только в сексуальном, но и в социальном плане. После периода поисков и утверждения собственной идентичности он готов “слить” ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое “Я”.

Третье десятилетие жизни – время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую
Э. Эриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни. Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества.

Зрелость, или средний возраст, – седьмая стадия развития личности, необычайно длительная. Решающим здесь становится “отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству”, забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению – собственный опыт, идеи, созданные произведения искусства и т.д.

Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является естественным, в этом возрасте оно реализуется прежде всего в отношениях с детьми. Э. Эриксон подчеркивает зависимость старшего поколения в семье от младшего. Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным. Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, появляется безразличие, сосредоточенность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обеднению личной жизни. Последняя стадия, поздняя зрелость, становится интегративной: в это время “созревают плоды семи предшествовавших стадий”. Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности.

Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: “Я доволен”. Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает. Не ощущают целостность своего “Я” люди, недовольные прожитой жизнью, считающие ее цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жить заново – раздражают, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблаго-приятных обстоятельств, а приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.

Это чувство отчаяния может возникнуть и раньше, но оно всегда связано с потерей идентич-ности, с “отвердением”, частичным или полным, каких-то эпизодов жизни или свойств личности. Поэтому, хотя Эриксон и говорил о важности формирования у человека активной, открытой и творческой позиции, прежде всего он постоянно подчеркивал важность сохранения цельности, непротиворечивости структуры личности, писал о пагубности внутренних конфликтов. Ни один психолог до него не подвергал сомнению необходимость формирования самостоятельности или преодоления чувства неполноценности или вины. Э. Эриксон, хотя и не считал эти качества положительными, тем не менее утверждал, что для детей с развитым чувством базового недоверия, зависимостью гораздо важнее оставаться в русле уже заданного пути развития, чем изменять его на противоположный, несвойственный им, так как он может нарушить цельность их личности, их идентичность. Поэтому для таких детей развитие инициативы, активности может оказаться губительным, в то время как неуверенность в своих силах поможет им найти адекватный для них способ жизни, выработать ролевую идентичность. В принципе эти взгляды Э. Эриксона особенно важны для практической психологии, для коррекции и формирования у детей свойственного им индивидуального стиля поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: