Средства спасения

Пожарные лестницы. Лестница ручная пожарная – это переносная лестница, входит в состав пожарно-технического вооружения пожарной машины и предназначена для обеспечения боевых действий при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на высотах. Ручные пожарные лестницы должны обеспечивать личному составу пожарной охраны возможность проникновения в помещения и на крыши зданий,
сооружений и строений, подачи в указанные помещения огнетушащих средств и веществ, а также спасание людей из этих помещений, минуя пути эвакуации. Назначение, устройство, тактико-техническая характеристика (ТТХ) ручных пожарных лестниц приведены в главе 2 (2.1.4.)

Лестница навесная спасательная пожарная – это вспомогательная лестница, не предусмотренная проектными решениями при строительстве (реконструкции) здания (сооружения), служащая исключительно для экстренной эвакуации людей из зоны различных чрезвычайных ситуаций
и находящаяся в режиме ожидания в сложенном состоянии. Предназначены они в основном для использования в жилых и общественных зданиях. Длина лестниц в среднем от 6 до 15 м.

По конструктивному исполнению тетив лестницы навесные спасательные пожарные подразделяют:

– на канатные;

– цепные;

– ленточные;

– выдвижные.

По расположению на защищаемом объекте:

– на носимые;

– стационарные;

– фасадные.

Рис. 12.16. Лестница навесная спасательная пожарная ССС: 1 – контейнер; 2 – колеса-упоры; 3 – полиамидный шнур; 4 – перекладины; 5 – узел крепления
1
2
3
4
5
В качестве гибких тетив для лестницы могут использоваться тросы (в том числе из синтетических материалов), цепи или любые шарнирно сцепленные элементы. Навесные спасательные лестницы являются простейшим, но эффективным средством спасения. Навесная лестница, как правило, хранится в компактном контейнере внутри помещения, а при необходимости быстро крепится к специальным анкерам, установленным
в определенном месте (окно, балкон, лоджия и т. п.) и вывешивается снаружи здания. Лестница навесная спасательная пожарная ССС (рис. 12.16) состоит из контейнера 1, колес-упоров 2, полиамидного шнура 3, перекладин 4, узла крепления 5. Спуск по лестнице спасаемые производят самостоятельно, поэтому должны обладать определенной физической подготовкой. Основным достоинством данного типа спасательного оборудования является простота его применения. Высота спуска не более 15 м.

Недостатками применения переносных и навесных лестниц является то, что они ограничены по высоте применения, воспользоваться ими может только физически здоровый человек, эвакуация с помощью лестниц пострадавшего является затруднительной. Особое внимание следует уделять закреплению лестниц к силовым элементам здания.

Канатно-спускныеустройства. Канатно-спускные устройства – самая многочисленная группа средств спасения, работающая по принципу рассеивания, преобразования, или рекуперации, энергии, накопленной массой груза, находящегося на высоте. В эту группу входит большое число устройств и приспособлений – от простейших тормозных шайб до сложных автоматических устройств. Эти устройства могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Устройство канатно-спускное пожарное (УКСП) – это спасательная система, состоящая из каната (ленты) и тормозного устройства и предназначена для спасания людей и самоспасания пожарных с высотных уровней сооружений различного назначения, а также для решения оперативно-тактических задач при ведении боевых действий по тушению пожаров
и проведении аварийно-спасательных работ. Спасательные устройства должны производить спуск с определенной скоростью, гарантирующей безопасное приземление. Регулировка скорости спуска производится с помощью тормозных устройств.

УКСП разделены по способу регулирования скорости спуска на две группы:

– с тормозным устройством (центробежным, инерционным, гидравлическим и др.), обеспечивающим автоматическое поддержание заданной скорости спуска (УКСПа): устройства «Венто», «Самоспас», RG-2 и др.;

– с тормозным устройством (рычажным, эксцентриковым, винтовым и др.), обеспечивающим ручное регулирование скорости спуска (УКСПр): устройства КСС, Слип-Эвакуатор и др.

В настоящее время разработаны УКСПр с различными принципами работы. Все они обеспечивают возможность регулирования скорости спуска людей самими спускающимися или пожарным спасателем вплоть до полной остановки.

Все УКСП обеспечивают возможность спуска людей (груза) массой от 40 до 120 кг со скоростью от 0,5 до 3,0 м/с и работоспособны в диапазоне температур от – 40 до +40 °С.

Устройства спасательные прыжковые. Устройства спасательные прыжковые(УСП) предназначены для экстренной эвакуации, когда использование других средств спасения невозможно. При проведении спасания прыжковыми средствами всегда существует элемент риска и вероятность серьезного травмирования. Это связано с преодолением человеком психологического барьера (страха высоты), необходимостью знать определенные приемы группировки в свободном полете и при приземлении.

Устройство спасательное прыжковое предназначено для поглощения энергии удара прыгающих сверху людей.

Пожарные спасательные прыжковые устройства подразделяют
на 2 типа:

– полотно спасательное натяжное (ПСН);

– устройство спасательное прыжковое пневматическое (УСПП).

Высота спасения, масса спасаемого человека и площадь поверхности приземления УСП приведены в табл. 12.6.

Таблица 12.6

Вид устройства Параметры
Максимальная высота спасания, м Максимальная масса спасаемого человека, кг Диаметр окружности, вписываемой в площадь приземления, мм, не менее
ПСН      
УСПП      

Полотно спасательное натяжное (ПСН) – устройство в виде полотна, удерживаемое операторами или с помощью конструктивных элементов
и предназначенное для спасания людей, прыгающих с высоты до 8 м
при пожарах или других чрезвычайных ситуациях.

1
2
4
3
Рис. 12.17. Конструкция ПСН: 1 – полотнище; 2 – ленточный каркас; 3 – силовой канат; 4 – петли
Ø 3500
Конструкция ПСН представлена на рис. 12.17. ПСН состоит из полотнища 1, усиленного ленточным каркасом 2. По периметру ПСН проходит опоясывающий силовой ремень (канат) 3, соединенный с лентами каркаса
и образующий между ними петли 4 для натяжения полотнища операторами. В центре полотнища ПСН располагается мишень приземления, выполненная из материала яркого цвета. По периметру полотнища ПСН расположены люминесцентные элементы.

Устройство спасательное прыжковое пневматическое (УСПП) – устройство объемного типа, весь объем или каркас которого наполнен воздухом или газом с избыточным давлением, предназначенное для спасания прыгающих с высоты людей при пожарах. К данным УСПП относятся пневматические спасательные маты. Пневматические спасательные маты разделяются на две группы: бескаркасные маты и маты с надувными каркасами.

Бескаркасный пневматический мат (рис. 12.18) представляет собой сложную многополостную оболочку 1,
изготовленную из высокопрочных синтетических материалов. В рабочем состоянии в оболочке при помощи выносных вентиляторов 2 постоянно поддерживается заданное давление воздуха, избыток которого автоматически сбрасывается системой клапанов. Интервал времени между прыжками составляет 8–15 с. Для работы
с бескаркасным матом требуется работа нагнетающих вентиляторов.

Пневматический мат с надувным каркасом представляет собой прочную оболочку из синтетического материала, имеющую надувной каркас. Наполнение каркаса воздухом осуществляется из баллона высокого давления непосредственно перед работой; в процессе проведения спасательной операции подкачки воздуха уже не требуется. В момент падения на мат человека воздух из оболочки сбрасывается через систему отверстий. Восстановление формы оболочки и заполнение ее воздухом осуществляется автоматически за счет упругости каркаса. Интервал времени между прыжками 13–17 с.

Материал, из которого выполнены ПСН и верхний слой поверхности приземления УСПП, сохраняет устойчивость к контакту в течение 2 сс нагретой до 300 °С твердой поверхностью. Все УСП работоспособны
в диапазоне температур от –40 до +40 °С.

Трапы спасательные. Трап спасательный пожарный (трап) – это пожарное спасательное устройство, предназначенное для скользящего спуска людей с высотных уровней при пожарах или аварийных ситуациях по наклонной траектории.

В зависимости от способа установки и базирования трапы подразделяются:

– на стационарные;

– мобильные.

В зависимости от конструктивного исполнения трапы подразделяются:

1
– на пневматические;

– натяжные;

– комбинированные.

Рис. 12.19. Конструкция пневматического трапа Тобогган УЭТ-05: 1 – оболочка; 2 – вентилятор
2
1
На рис. 12.19 и 11.20 представлено конструктивное исполнение пневматического и натяжного трапов. Конструкция трапа обеспечивает групповую эвакуацию
с производительностью не менее 5 чел./мин. Трап спасательный пожарный является коллективным пожарным спасательным устройством и предназначен для эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния, в том числе с ограниченной подвижностью. Применяется в основном для оснащения учебных и здравоохранительных учреждений, детских садов, интернатов, домов престарелых.

Рис. 12.20. Конструкция натяжного трапа ТСП: 1 – полог; 2 – карабин; 3 – петля; 4 – трос; 5 – веревка; 6 – тормозной блок

Ресурс трапов составляет не менее 300 рабочих циклов. Материал трапа устойчив к воздействию открытого пламени в течение 5 с.

Рукава спасательные пожарные. Рукав спасательный пожарный (РСП) – это пожарное спасательное устройство из ткани для скользящего спуска спасаемых.

РСП состоит из спасательного рукава, узла крепления, контейнера для хранения спасательного рукава.

Спасательный рукав состоит из двух или трех слоев материи.

Наружный слой состоит из огнестойкой стекловолокнистой ткани, которая может выдерживать открытый огонь не менее 15 с.

Средний слой состоит из ткани, которая отличается исключительной эластичностью. Поэтому этот слой регулирует скорость эвакуации независимо от размера конкретного человека (маленьких детей следует держать на руках).

Внутренний матерчатый слой является несущим элементом рукава. Он выполнен из высокопрочного синтетического волокна и обеспечивает скольжение людей вниз с безопасной скоростью.

По конструктивному исполнению рукава классифицируют на спиральные и эластичные.

Спиральный рукав – это пожарное спасательное устройство для скользящего спуска спасаемых по наклонной (винтовой) поверхности,
заключенной внутри замкнутой оболочки.

Рис. 12.21. Стационарный спиральный рукав EUROACE S-1: 1 – основной корпус; 2 – трос; 3 – рама входа; 4 – зрительная защита; 5 – лента с петлями; 6 – капсула выхода; 7 – пенисто-резиновая подушка; 8 – удерживающие петли; 9 – трудновоспламеняемый материал; 10 – полотно скольжения; 11 – несущий ремень
Эластичный рукав – это оболочка спасательного рукава, обладающая эластичными свойствами в поперечном направлении и предназначенная для создания силы сопротивления при спуске людей в спасательном рукаве.

РСП может быть размещен как снаружи, так и внутри здания с входом
с одного или нескольких уровней одновременно, может доставляться к месту непосредственно пожарными или размещаться на автолестницах или в люльках коленчатых подъемников (рис. 12.21,12.22,12.23).

Одним из наиболее эффективных средств спасания, широко внедряемых сейчас во многих странах, является спасательный рукав. Преимуществами рукава перед другими видами спасательных устройств являются относительно простая конструкция, высокая пропускная способность. Эффективность применения спасательного рукава определяется в первую очередь параметрами самого рукава, обеспечивающими возможность и безопасность спуска людей с высотных уровней.

Принцип работы спасательного рукава основан на создании достаточной силы трения движущегося в нем тела. Спуск
в рукаве может осуществить любой человек, не обладающий специальной подготовкой. Снаружи спасательный рукав может быть защищен теплоотражающим слоем от воздействия теплового излучения, искр, мелких падающих предметов и т. п.

1
2
3
4


Рис. 12.22. Эластичный рукав, установленный на АКП:

1 – высотный уровень; 2 – люлька; 3 – узел крепления; 4 – эластичный рукав

Рукав спасательный пожарный:

– обеспечивает спасение людей практически с любой высоты (высота спуска ограничивается лишь прочностью элементов крепления);

– сохраняет работоспособность при любых погодных условиях;

– приводится в рабочее положение
за минимальное время (не более 1 мин);

б
а
– обладает большой пропускной способностью (для людей, не имеющих навыков спуска в спасательном рукаве, на выходе из спасательного рукава может достигать от 5 до 10 человек в минуту, для прошедших предварительные тренировки – до 20 человек в минуту);

Рис. 12.23. Размещение эластичного рукава: а – снаружи здания; б – внутри здания
– обеспечивает защиту спасаемых от воздействия внешних опасных факторов, возникающих при чрезвычайной ситуации,благодаря наличию теплоотражающей оболочки и малому времени пребывания (спуска) человека в спасательном рукаве;

– не требует тренировки и обучения спасаемых, а также специального снаряжения для них;

– обеспечивает возможность спасения людей любого возраста и пола независимо от их физического и психологического состояния;

– снижает страх высоты у спасаемых благодаря тому, что при входе
в УСР и внутри спасательного рукава человек не видит внешнего пространства;

– позволяет начинать спасение людей до прибытия подразделений пожарной охраны.

Воздушные средства. В зданиях повышенной этажности для экстренной эвакуации людей могут применяться специально оборудованные вертолеты. Спасение людей с кровель высотных зданий в основном происходит
со специально приспособленных посадочных площадок. Пожарные вертолеты укомплектованы спасательными кабинами, подъемно-спускными механизмами, средствами связи, мощными источниками освещения и другим специальным оборудованием. Спасательные кабины крепятся на внешней подвеске вертолетов. Наиболее часто все манипуляции кабинами осуществляются
за счет перемещения самого вертолета, однако имеются конструкции, вертикальное движение которых осуществляется при помощи лебедки.

Для проведения спасательных работ на высотных зданиях в России
используется специально оборудованный вертолет Ка-32А1. В комплект спасательного оборудования вертолета входят индивидуальные спасательные устройства и транспортно-спасательные кабины ТСК-1, ТСК-2 (рис. 12.24)
и ТСК-3. ТСК-1 подвешивается на канате лебедки и предназначена для эвакуации 2 человек из окон, с балконов, лоджий, веранд и других элементов фасадов высотных зданий. ТСК-2 и ТСК-3 закрепляются на внешней подвеске, предназначены для эвакуации людей с крыш высотных зданий в случаях, когда посадка на них вертолёта невозможна или опасна для спасаемых.

Рис. 12.24. Транспортно-спасательная кабина ТСК-2

В ТСК-2 можно эвакуировать до 20 человек. При спасении людей эта кабина транспортируется на внешней подвеске вертолета. К месту пожара она доставляется на прицепе автомобиля. ТСК-3 обеспечивает перевозку 10 человек. В сложенном виде в транспортной кабине она перевозится
к месту пожара и с помощью системы подвески соединяется со штатной внешней системой транспортировки крупногабаритных грузов.

Существуют факторы, ограничивающие возможность использования вертолетов при проведении спасательных работ:

– значительные потери времени с момента вызова вертолета до его прибытия к месту пожара, связанные с удаленностью аэродромов (вертолетных площадок);

– наличие различного рода препятствий на трассе полета, особенно
в центре города;

– влияние погодных условий на эффективность работы;

– использование вертолета сопряжено с рядом условий по времени согласования полета над городом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: